У меня есть знакомая. Ее папа – обычный строитель, ее мама – обычный учитель. Живут в обычной пятиэтажке в самом обычном районе. У девушки с папой на двоих – обычные “Жигули”. Купили несколько лет назад с рук. Говорят, что дешево, чему до сих пор несказанно рады. Но во всей этой обычной истории есть один не совсем обычный момент.

Это особое мировосприятие девушки, точнее – ее жизненные установки. Она должна ужинать в кафе и ресторанах, должна получать дорогие подарки, у ее партнера во что бы то ни стало должна присутствовать солидная иномарка. Я бы сказал – это такой вот образ идеального мужчины, измеряющийся в квадратных метрах и лошадиных силах. Помните анекдот о том, как внучка интересуется у бабушки, была ли у нее в жизни единственная любовь, а бабушка, мечтательно закатив глаза, признается: “Да, внучка, была – моряки”.

У моей знакомой это не моряки, а скорее – обеспеченные мужики. Те, которые ездят на дорогих иномарках и едят в кафе. Они предоставляют девушкам уникальную возможность хвастаться потом перед подругами – дескать, вчера были в кабаке, суп-пюре из мидий был так себе, а вот фуагра – очень даже ничего.

Вы наверняка скажете – это действительно обычная история по современным меркам. Дескать, девушка не хочет жить, как родители в панельной пятиэтажке и ездить на пятилетних “Жигулях”. Что тут такого? А я бы сформулировал это так: понты стали образом современной жизни. Понты стали заменять какие-то простые, но очень важные вещи.

Понты теперь повсюду. Я до сих пор с улыбкой вспоминаю одного своего коллегу. Это стильный мужчина, таких, наверное, называют франтами. Все знали, что из пива он пьет только “Крушовицу”, а из минеральной воды – “Эвиан”. Однажды, в разгар корпоративных посиделок, когда “Крушовица” кончилась, он с удовольствием переключился на пиво по 23 рубля…

Понты стали образом жизни. К примеру, мой сосед однажды купил пачку “Парламента”, а теперь в нее перекладывает более дешевые сигареты. Помнится, мой изобретательный дед-профессор как-то шутки ради налил в бутылку из-под “Смирновской” водки какую-то совершенно обычную. И все гости дружно потом, чуть ли не каждом углу, как бы между делом рассказывали: “Были у Белого. Пили “Смирновскую”. Вот это водка!”

Природа понтов загадочна. Я все больше и больше прихожу к мнению, что они в первую очередь свойственны людям, у которых в жизни ничего особо не было, а потом – раз, и появилось! Лично знаю человека, который добрую половину жизни ходил пешком и ездил на трамвае, а потом, когда появились деньги, побежал в автосалон – покупать Volvo. Скажем прямо – ему была нужна не Volvo, вполне бы устроил автомобиль попроще. Но ведь человек покупал не машину, он приобретал статус. Ему хотелось, чтобы соседи, увидев его на дорогой иномарке, посыпались со скамеек у подъезда. Чтобы сослуживцы завистливо шептались в курилках, пытаясь догадаться, взял ли он кредит на покупку авто или сразу всю сумму заплатил.

Моя знакомая, та, у которой папа – строитель, а мама – учитель, не устает мне сообщать, что “каталась на лыжах в Болгарии”, “ездила на выходные в Куршевель”, а “Турция ее совсем достала”. А я с прямотой русского крестьянина отвечаю, что жарил шашлыки на берегу Волги. И что-то мне подсказывает: на самом-то деле моя знакомая с удовольствием променяла бы любой Куршевель на волжский берег, душевную компанию и вкусный шашлык с дымком.

Один известный производитель довольно дешевого пива сумел тонко почувствовать психологию нашего народа. “Короче, сбрасывай понты!” – практически приказывал рекламный слоган. А потом добавлялось: “Кидай их в мусорку!”