Зачем Ульяновск замахнулся на Европу?

В нынешние времена, когда я слышу слово «культура», то хватаюсь за кошелек. И, как все чаще выясняется, не только я. «Виной» тому – половодье мега-проектов, связанных со словом «культура» и наводнивших наш город в последнее время.

А началось все, когда на государственном и региональном уровнях провозгласили главный лозунг: культура должна зарабатывать. Произошла не просто подмена понятий: что такое хорошо – на что такое вредно. Произошла подмена ценностей.

Если отбросить многочисленные пассажи, коими переполнены проекты («выстроить культурную политику таким образом, чтобы воспитать высококультурное общество», «требуется однозначно инновационный подход – не только капитальные вложения, но и модернизация культурной индустрии», «формировать основы иной культурной политики, в которой, прежде всего, люди могут общаться и реализовывать свой творческий потенциал; в которой общество и интеллигенция сможет выстроить новый тип отношения – созидательный»), то что останется в сухом остатке? Деньги. Любой предлагаемый ныне культурный проект – прежде всего огромный кошелек. Потому с таким энтузиазмом поддерживают инновации чиновников от культуры руководители тех учреждений, для которых этот кошелек иногда открывается.

И их можно понять. За последние годы в культурной жизни города образовалось столько пробелов и дыр, что даже объяснимо нетерпеливое желание властей осуществить хоть какой-то проект. Я вот думаю, что если «выбьют» четыре миллиарда (из которых чуть меньше половины – из федерального бюджета) на празднование 250-летнего юбилея Карамзина, то, может, и остынет желание стать культурной столицы Европы? Потому что в списке предложений из 63 пунктов запланировано строительство здания для многострадального областного архива (уже и споры затихли, где же его все-таки строить!), ремонтно-реставрационные работы в краеведческом музее и в Доме Языкова, в здании Симбирского общественного собрания (областная филармония) и в Ленинском мемориале. Разговоры обо всех этих ремонтах ведутся уже не первое десятилетие. А не получится – с большим азартом возьмемся за проект «Культурная столица Европы». Если останется, что ремонтировать.

Самое интересное, что, если верить сайту областного департамента культуры, у нас в реальности отбою нет от разнообразных культурных фестивалей, праздников, конкурсов. Но одно дело – провести областной семинар «Рекламно-имиджевая деятельность библиотеки: приоритетные инициативы осуществления» или областной фестиваль чувашского детского творчества «Путене». И совсем другое – организовать Международный конгресс партнеров программ «Культурная столица» на тему «Культура как ресурс модернизации». Масштаба хочется. Масштаб требует совсем других денег.

А мы в массе своей сталкиваемся ежедневно с совсем не масштабными культурными деяниями. Потому и удивляемся европейским амбициям чиновников. Большой начальник от культуры утверждает в интервью официальной газете: «Если кто-то хочет поплакаться, поныть, сказать, что все плохо, а вчера было хорошо, то люди себя обманывают. Думать, что культура сегодня более доступна, чем будет завтра, – ошибочно». И дальше рассказывает о том, что скорее всего подоражает обучение в детских школах искусств. Доступность путем удорожания – это смело…

Уже не первый месяц слышу, что в городе откроются семь новых библиотек, после чего Ульяновск будет обеспечен этими заведениями на сто процентов. И не беда, что на пополнение книжного фонда уже имеющихся 40 библиотек выделяется мизер! И ерунда, что в областной научной библиотеке им. Ленина несколько месяцев не было элементарного ксерокса. И кому интересно, что зарплата большинства библиотекарей ниже прожиточного минимума? Причем здесь эти «страшилки»? Ведь у нас в области третий год успешно действует областная целевая программа «Развитие библиотечного дела в Ульяновской области». И ремонтируют, и модельные библиотеки открывают, и компьютеры туда ставят. Зачем книги – искренне удивляются чиновники – коли все можно найти в интернете? Кстати, видимо, в рамках компьютеризации и модернизации библиотекари города минувшим летом каждый выходной сидели с книжками в Карамзинском сквере. Предлагали почитать хоть что-нибудь. А еще бросили в народ клич: несите книги в библиотеки. Люди у нас отзывчивые. Несут. Не могут же в семи новых библиотеках только компьютеры стоять!

Помогут ли посетители подобных библиотек заработать, к примеру, нашему симфоническому оркестру, или нашим театрам, или нашим сельским клубам? Заработать на Бетховене, Чехове, песнях народного хора, который для сельского люда – единственная культурная отдушина? Есть же вещи, к которым нельзя прикасаться жадными ручонками!

Но можно уже прекратить критиковать и гневаться – процесс пошел. И в Германию – поднабраться культурного опыта – работники нашего культурного департамента съездили. И с министром культуры РФ Александром Авдеевым встретились. На этой встрече присутствовала и директор областного департамента культуры Татьяна Ившина, поскольку, вероятнее всего, именно она возглавит дирекцию программы «Ульяновск – культурная столица Европы». Зампредседателя областного правительства Тамара Девяткина уже докладывает о плане подготовки к реализации мегапроекта. Уже озадачены сотрудники местных гостиниц и ресторанов, которые еще не умеют обслуживать на европейском уровне: учите английский язык! А то в следующем году в Ульяновске запланированы десятки встреч, конференций, в том числе международного масштаба, а в гостиницах все таблички только на русском языке.

Ездят чиновники «накапливать» опыт – по европейским культурным столицам. В частности, недавно ульяновская делегация познакомилась с немецким город Эссен в Рурской области, культурной столицей Европы уходящего года. Говорят, весьма впечатлились. Особенно тем фактом, что в Рурской области за «культурный год» число туристов выросло на 40 процентов. А мы уж который год все пишем и пишем о туристических проектах и зонах, а народ к нам все не едет и не едет. Как говорится, теперь ударим по туристу «элементами европейской культуры»!

Определен и путь, который поможет нам добраться до Европы. Сначала объявим Всероссийский грантовый конкурс культурных проектов. Затем проведем в родном городе упомянутый Международный конгресс «Культура как ресурс модернизации». Мечтаем, что вслед за этим нас признают культурной столицей стран Содружества, а там до европейского столичного статуса рукой подать. И на этом пути, как утверждают чиновники и ярые сторонники проекта, мы успеем за десять лет и город благоустроить, и человеческие отношения изменить, и потекут к нам инвестиции со всего мира.

Может, и в ДК Чкалова сделают-таки, как мечталось несколько лет назад, центр российского кино? Взойдет «Рассвет» над Волгой? И перестанут над нами издеваться, предлагая подобные образчики местной «культуры»? Я имею в виду ежегодный «фестиваль скамеек». Уж не буду стопориться на том, что чье-то разгоряченное воображение придумало фестиваль (!), главными участниками которого являются неодушевленные предметы э-э… прикладного характера. Просто не понимаю, зачем из обязательных составляющих благоустройства города непременно надо устраивать «смотры-конкурсы». Даже теоретически их обосновывать. Цитирую по пресс-релизу мэрии: «Критериями оценок будут служить наличие концепции или тематики, использование современных дизайнерских решений и приемов, а также креативные решения участников». Скажите пожалуйста, а без концепции присесть на скамейку еще можно?

…Жаль, что ближайшая вакансия на звание «Культурной столицы Европы» имелась только на 2020 год. А то бы мы и пораньше замахнулись…