Жилой фонд Ульяновской области необходимо оснастить узлами учета.

Сейчас активно обсуждается федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и то, как идет его реализация на территории нашего региона. Этот документ стал объектом пристального внимания представителей власти, управляющих и снабжающих компаний, которые собрались на «круглом столе», организованном газетой «Комсомольская правда – Ульяновск».

– В чем особенности закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»? И смогут ли люди начать экономить на оплате ЖКУ?

Александр БУКИН:

– Замена обыкновенных лампочек на энергоэффективные, установка приборов учета – вот лишь некоторые меры экономии на бытовом уровне. Многие ульяновцы, например, установившие счетчики, уже окупили их стоимость. В соответствии с концепцией, утвержденной правительством России, мы за пять с небольшим лет должны сократить плату за жилищно-коммунальные услуги со стороны жителей до 20 процентов. Сейчас в регионе заканчивается работа по установке приборов учета на всех объектах бюджетной сферы. Губернатор Сергей Морозов на одном из заседаний правительства региона особо отметил, что до конца года все бюджетные организации должны установить счетчики на тепловую и электрическую энергию, а также на газ и воду. Глава региона подчеркнул, что за невыполнение этого требования федерального законодательства главы муниципальных образований будут нести персональную ответственность. Необходимо отметить, что энергосбережение не ограничивается экономией в быту, это одна из приоритетных задач на ближайшие годы для всех отраслей – промышленности, строительства, сельского хозяйства, социальной сферы и других. Закон предполагает целенаправленную и системную работу по модернизации и реконструкции оборудования всей сферы энергетики и жилищно-коммунального комплекса: это и уход от нерентабельных котельных, и реконструкция электроподстанций, и использование современных материалов. Например, уже в следующем году фонд содействия реформированию ЖКХ собирается реализовать в нескольких регионах пилотный проект и выделить средства на строительство энергоэффективных домов. Планируется оснастить эти здания автономными системами энерго- и теплового снабжения. Использование новых технологий, по оценкам специалистов, позволит экономить на коммунальных платежах до 70%.

Владимир ЕГОРОВ:

– Этот документ заставил нас серьезно задуматься об энергосбережении. Сразу хочу отметить, что сбережение энергии не ограничивается установкой приборов учета. Оснащение жилого фонда счетчиками можно сравнить с обследованием больного организма. Сегодня нам просто необходим энергоаудит. Он позволит понять, где ресурсы используются неэффективно, а потом уже можно подумать о том, как исправить ситуацию. У нас уже есть реальные примеры в Ульяновске, когда после монтажа учетного оборудования, люди стали платить за фактически полученные услуги, не переплачивая. Таким образом, нам удалось создать энергоэффективное потребление.

Здесь нужно использовать все возможности. Например, в ходе рабочей поездки в Казань нам показали дом, покрашенный краской, которая сохраняет тепло. По оценкам специалистов, в результате экономия по оплате составит до 50 процентов. Конечно, использование подобной технологии требует финансовых затрат. Но если это действительно эффективно, возможно, стоит перенять опыт коллег. Сегодня мы приглашаем к сотрудничеству специалистов в сфере ЖКХ, которые помогли бы нам сформировать программу мероприятий, чтобы в будущем можно было экономить и бюджетные средства.

Чуда мы не ждем. Но уверены, что если поэтапно двигаться к намеченной цели, то у нас все получится.

Александр БУКИН:

– Если каждый житель многоквартирного дома будет плотно закрывать кран с водой после использования, выключать свет в комнате, где никого нет, это тоже станет значительным вкладом в программу по сбережению ресурсов. К сожалению, до сих пор приходится сталкиваться с такими фактами, когда вечером школьный повар, уходя из учебного заведения, оставляет работающей электроплиту, чтобы с утра ее не разогревать.

Лидия ЗОТОВА:

– Энергетическое обследование (энергоаудит) – основа энергосбережения. При проведении данных работ должна учитываться специфика решаемых задач, предлагаемых решений, расчетов нормативных показателей, ТЭО внедрения энергосберегающих мероприятий, оформления и согласования отчетной документации. То есть энергетическое обследование -это специфический вид работ, который может выполнять организация, имеющая подготовленных специалистов, соответствующие методики, приборный парк и опыт работы в энергетике. В Ульяновской области работает межрегиональное Некоммерческое партнерство содействия энергосбережению и повышению энергетической эффективности «Поволжская гильдия энергоаудиторов». Члены партнерства успешно выполняют работы по энергоаудиту, сотрудничая как с государственными заказчиками, так и с частными организациями. Помимо специализированных энергосервисных компаний, в числе членов нашего партнерства присутствуют и проектные организации. Членство в СРО им необходимо для подготовки энергопаспортов на стадии проектирования. Членам нашего партнерства – строительным организациям -участие в СРО энергоаудиторов позволит самостоятельно, без привлечения третьих лиц, составлять энергопаспорта при вводе объекта в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта. Управляющие жилым фондом компании – члены нашего партнерства – также самостоятельно смогут проводить энергетические обследования жилых домов, находящихся у них в управлении.

Александр БУКИН:

– Обсуждаемый сегодня закон был принят в конце ноября 2009 года, а это значит, что бюджеты всех уровней, предприятии и учреждении уже были сформированы, и перенаправить средства на что-то другое было сложно. Но я уверен, что именно в 2011 году удастся наладить более качественную работу по этому закону. Этот период станет показательным.

Владислав МАРЯХИН:

– ОГУ «Центр энергосбережения Ульяновской области» было создано в 2008 году с целью проведения политики энергосбережения на территории Ульяновской области. И обсуждаемый сегодня закон является для нас основным документом, которым мы руководствуемся в своей работе. Если говорить в целом о Законе, то стоит отметить что он необходим, однако, в документе есть, на мой взгляд, и узкие места. Так, согласно требованиям Закона, организации, в обязанности которых входит обязательная разработка программ энергосбережения, должны разработать и утвердить программы энергосбережения в срок 15 мая 2010 года. Вместе с тем, в требованиях того же закона первые энергетические обследования организаций, подлежащих обязательным энергообследованиям, могут быть проведены до конца 2012 года. Нужно понимать, что объективную программу энергосбережения нельзя разработать без результатов энергоаудита, в противном случае эти программы будут носить формальный характер.

Второе, на что хочу обратить внимание: в законе нет четкого понимания по механизмам финансирования программ энергосбережения. Если с бюджетами все более или менее понятно, то с привлечением внебюджетных средств все не так однозначно. В Законе в качестве возможных таких источников финансирования прописаны возможности заключения энергосервисных контрактов, кредитные средства, лизинговые схемы. В то же время, существующая в настоящее время система финансирования бюджетных учреждений не позволяет бюджетным организациям Гарантированно распоряжаться сэкономленными в результате применения энергоэффективных решений средствами.

Немного о деятельности ОГУ «Центр энергосбережения Ульяновской области». В настоящее время нами выстроена достаточно четкая система управления энергосбережением в регионе. В каждом из ГРБС и муниципальном образовании назначены ответственные лица по энергосбережению, сформированы комиссии по энергосбережению, разработаны программы. Совместно с Министерством энергетики и ЖКХ области нами подготовлен ряд региональных нормативно-правовых актов, позволяющих перевести все, что называется энергосбережением, из разряда теории в практическую плоскость.

Занимаемся мы и вопросами так называемой «малой энергетики».

Большое внимание уделяем популяризации энергосбережения в жилищном фонде, среди населения. Нами разработана брошюра «Экономная энергия, практическое энергосбережение в быту», в которой доступным для обывателя языком рассказано, как каждый житель области сможет экономить у себя в доме. Полный вариант рекомендаций, информация об основной деятельности ОГУ, нормативно правовая база по энергосбережению, новости энергосбережения и многое другое размещены на нашем сайте.

Кроме того, мы тесно сотрудничаем с рядом инвестиционных компаний, специализирующихся на энергосбережении, таких крупных, как Российско-немецкое энергетическое агентство «RUDEA», инвестиционная группа Мартекс-инвест. Работа с ними позволяет рассчитывать не только на финансирование энергоэффективных проектов, но и на применение новых технологических решений, поставку энергосберегающего оборудования и технологий. Пользуясь случаем, я приглашаю к сотрудничеству организации любой формы собственности для совместной работы по энергоэффективным проектам, мы готовы оказать любую возможную помощь в их реализации.

– Будут ли ульяновцы экономить на оплате за ЖКУ после установки узлов учета, и кто должен заниматься монтажом счетчиков?

Геннадий ГРАНЬКОВ:

– Мы оказываем услуги по аварийному обслуживанию систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, а также систем электроснабжения жилого и нежилого фонда на территории правобережья Ульяновска начиная с 1 ноября 2005 года. В настоящее время мы обслуживаем более четырех миллионов квадратных метров. Одним из некоммерческих направлений работы ООО «АДС «Центр» является установка внутриквартирных приборов учета холодного и горячего водоснабжения. В течение пяти лет мы смонтировали более 7,5 тысячи приборов учета. Многие жильцы уже обратились в «АДС «Центр» с просьбой установить счетчик повторно, так как закончился срок его эксплуатации. Я считаю, что экономия при установке приборов учета неоспорима в случае соблюдения жильцами норм и правил законодательства. То есть если в квартире зарегистрированы два человека и столько же проживает, то экономия несомненна. Однако еще не удалось искоренить факты, когда фактически вместо одного или двух прописанных человек в квартире реально обитает намного больше людей. В этом случае при отсутствии счетчика они платят меньше, чем положено, а значит, фактически воруют ресурсы. А этого допускать нельзя. Мое мнение: устанавливать приборы учета необходимо. Это общемировая практика и принцип справедливости – сколько потребил, столько и заплати, ни больше, ни меньше.

Отвечая на второй вопрос, скажу, что установкой и обслуживанием приборов учета должны заниматься профессионалы, имеющие свидетельства СРО о допуске к соответствующим видам работ.

Владимир НОВИКОВ:

– На протяжении 15 лет мы профессионально занимаемся оснащением объектов приборами учета и системами автоматического регулирования тепла. Мы практически единственные на территории Ульяновской области, кто производит счетчики и блочные узлы регулирования, а также монтирует их. С моей точки зрения, клиенты делятся на активных и пассивных. За последние десять лет первые уже позаботились об установке приборов и перешли ко второму этапу работы: установке систем погодного регулирования температуры, которые дополнительно позволяют реально экономить. Хочу отметить, что в числе активных потребителей – городская администрация.

Отвечая на поставленный вопрос, говорю однозначно: ульяновцы будут экономить на оплате ЖКУ после установки приборов учета и систем регулирования. Кто должен заниматься монтажом счетчиков? Несомненно, профессиональные организации, имеющие опыт и базу. Также я делал бы ставку на местные компании. Это позволит быстро устранить возникший в системе сбой или неполадку. Обслуживанием узлов учета может заниматься и сама управляющая организация, но при условии, что у нее есть соответствующий квалифицированный персонал. Вообще, на мой взгляд, было бы логичнее создать в регионе единую энергосервисую организацию по обслуживанию приборов учета. Более четырех тысяч счетчиков необходимо поставить на жилой фонд Ульяновска. Если этим начнет заниматься каждый второй, то здесь может возникнуть неразбериха и бардак. Руководство города и области должно взять ситуацию под контроль и управлять процессом.

Буквально два слова о пассивных потребителях. Увы, но в эту группу входит основная масса населения. Одни не хотят заниматься установкой приборов учета, другие – не знают о Законе и о штрафных санкциях вообще. Такое положение дел надо менять.

Вячеслав ИВАНЧЕНКО:

– Монтажом приборов учета мы занимаемся с 1993 года. Ранее внедрение приборов учета происходило сложно, поскольку тяжело проходило согласование проектов на узлы учета теплоснабжающими организациями.

Последние 5 лет мы пытаемся активно внедрять модули погодного регулирования. В основу работы такого модуля заложено качественно-количественное изменение параметров теплоносителя, что в свою очередь предъявляет дополнительные требования по контролю и управлению параметрами на источнике тепла. А к этому котельные и ТЭЦ не готовы. Поэтому массово заниматься регулированием теплопотребления у потребителей нельзя без внедрения новых технологий на источнике тепла.

Валерий МУРАТОВ:

– Я согласен с предыдущими ораторами, но хочу отметить, что счетчик – это все-таки энергосберегающий прибор. Нужно понимать, что сегодня мы идем к тому, чтобы считать потребление любого ресурса. Это, кстати, дисциплинирует и самого человека. Когда человек знает, что у него установлен прибор учета, то сам стремится к экономии доступными способами. Некоторые старшие по подъездам начинают свой день с анализа того, не слишком ли тепло у них, и, возможно, стоит снизить потребление ресурса.

Существует еще одна проблема -в городе отсутствует схема теплоснабжения. В 2001 году такая схема разрабатывалась, но по ряду объективных причин не была закончена.

Необходимо отметить, что в Ульяновске, даже в самые холодные зимы, основная проблема поставки достаточного количества тепла и обогрева жителей в целом решена. Без внимания не остается ни одна жалоба – и управляющие компании и теплоснабжающие предприятия оперативно принимают меры в случае возникновения проблем с отоплением. Кстати, сегодня нам приходится сталкиваться и с перетопом жилого фонда. Почему? Отсутствует научно обоснованный температурный график под сегодняшнее состояние города. Для решения всего комплекса вопросов предлагаю рабочую группу по энергосбережению, которая существует при региональном правительстве, разделить по направлениям: тепло, электроэнергия, водоснабжение.

Николай ПОГОДИН:

– Также хочу отметить пассивность некоторых ульяновцев. На сходах граждан мы пытаемся разъяснять новый закон, но, к сожалению, не всегда удается найти взаимопонимание у собственников.

Как только я приступил к выполнению своих обязанностей, то сразу же направил специалистов для обхода квартир, где приборы учета еще не установлены. Они сравнивали факт прописки с реальным количеством проживающих, рассказывали о преимуществах установки счетчиков. Считаю, оснащение приборами учета всех без исключения жилых домов избавило бы нас от многих проблем. Но заставить человека установить в квартире счетчики мы не можем. Это должно быть осознанное решение конкретного собственника. Мне кажется, что одна из главных проблем, это нехватка информации. Нужно больше рассказывать о приборах учета и преимуществах их установки, тогда ульяновцы поймут свою выгоду. Мы, со своей стороны, делаем все возможное, чтобы люди могли получать качественную услугу и экономить. Если говорить о погодном регулировании, то здесь также есть реальный эффект. Мы уверены, что при комплексном подходе к решению проблемы энергосбережения, нам удастся добиться реальных результатов.

Игорь КАШИН:

– Чтобы не повторяться, хочу остановиться на финансовой стороне вопроса. Энергосбережение – вещь весьма дорогая. Если вопрос об установке общедомовых приборов учета в 261-ФЗ более или менее ясно прописан (кто, в какие сроки, за чей счет), то вопрос финансирования других энергосберегающих мероприятий ложиться на плечи управляющих компаний, т.е. на плечи, точнее, кошелек, жителей. А жители на сегодняшний день хотят платить меньше за коммунальные услуги, но не готовы вкладывать деньги в различные мероприятия, позволяющие снизить потребление энергоресурсов.

Для решения этой проблемы УК, ТСЖ, ЖСК необходимо активно проводить разъяснительную работу среди населения. А также должны быть установлены такие нормативы потребления, чтобы стимулировать потребителей заниматься энергосбережением. Кстати, в законе об энергосбережении есть указания по данному вопросу.

Результатом всех мероприятий по энергосбережению должно стать снижение платы за потребленные энергоресурсы. Чтобы УК, ТСЖ и ЖСК по итогам года или квартала проводили корректировку со знаком минус, без всяких доначислений.

Для ресурсоснабжающих организаций в этом есть свой плюс – начисления за потребленные энергоресурсы жителям и, управляющим компаниям становятся одинаковыми и как следствие снижаются долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.

Необходимо заострить внимание на финансовой составляющей вопроса. Закон об энергосбережении говорит о том, что должно прийти в соответствие выставление счетов ресурсоснабжающих организаций и начисление управляющих компаний непосредственно жителям. Они должны быть тождественны. На сегодняшний момент, к сожалению, этого нет. Дело в том, что даже если в законе прописано, как необходимо оснащать квартиры счетчиками, то затраты на это весьма значительны. И самостоятельно УК вряд ли смогут единовременно найти такие огромные суммы. При этом сроки ограничены, и нам может не хватить времени. Также хочу сказать, что установка приборов учета – это все-таки полдела. Необходим аудит, о котором говорили мои коллеги. Только после такой ревизии можно будет заняться энергосбережением. Хочу, кстати, сделать акцент, что ресурсосбережение – это весьма дорогая вещь. Поэтому, наверное, порядка 30 процентов жителей Ульяновска отказались финансировать работы по установке узлов учета. И мало вероятно, что на следующий год они пойдут на это. Людей необходимо стимулировать. Ведь УК, ТСЖ и ЖСК самостоятельно вряд ли смогут найти необходимую сумму для вложение в работы по энергосбережению. Напомню, что ощутимый эффект от них может быть виден лишь спустя несколько лет.

Игорь ПЕРФИЛОВ:

– Я, наверное, единственный здесь, кто представляет транспортников от энергетики. Мне отрадно слышать все, что говорят присутствующие. Но начать хочу с далекого 2007 года, когда мы поставили для себя задачу – сбережение электроэнергии, – и новый закон только подтвердил правильность выбранного нами направления. А именно: «Ульяновская сетевая компания», объединив коммунальщиков региона, начала решать вопросы экономии. Отмечу, что к моменту образования мы теряли 41 процент энергии в сетях. На сегодняшний момент мы сократили эту цифру до 22,4. То есть, за три года по три -четыре процента в год экономили. В 2008 году мы самостоятельно подготовили программу по сбережению ресурсов, правда, касался документ исключительно сокращения издержек. Нам удалось реализовать задуманное: одну часть затрат мы внесли в тариф, другую – погасили с помощью привлечения инвестиционных средств. Но в последний момент мы столкнулись с такой проблемой: управляющая компания не оплачивает потребленные энергоресурсы на границе баланса эксплуатационной ответственности, а именно по тем самым счетчикам многоквартирных домов. То есть энергетически мы попадаем в невыгодную ситуацию (потребление многоквартирных домов составляет всего семь процентов потерь). С другой стороны, мы очень рады, что благодаря закону жильцы домов до 2012 года будут обязаны оснастить свои квартиры приборами учета. Но хотелось бы понять, будут ли управляющие компании работать с людьми в рамках: «головной» учет и «конечный» учет. Для меня это важный вопрос, и ответ опять же для меня очевиден: нет, не будут работать, потому что источников погашения этой работы нет.

Затраты не заложены ни в тарифе, ни в договоре с жильцами. Однако все же обсуждаемый закон, по моему мнению, полезный и нужный. Напомню, что еще в 2004 году руководство «Ульяновскэнерго» обозначило перед областью проблему энергобезопасности! Речь здесь идет об электрике, а не о тепле. Со своей стороны скажу, что мы уже установили 70 процентов общедомовых приборов учета за свой счет. Из них всего 20 процентов потребителей рассчитывается по этим показателям. Монтаж оказался нам по карману, а срок окупаемости составил всего шесть месяцев. На один прибор учета мы потратили примерно три тысячи рублей. Кроме того, мы самостоятельно провели аудит домов, которые находятся у нас на обслуживании. Выписали массу предписаний касательно счетчиков. Многие из них уже отработали свой срок, и мы рекомендовали жильцам принять меры. Население было недовольно нашими действиями, но впоследствии пришло понимание по данному вопросу, и жильцы начали производить замену и установку приборов учета.

– Какие способы энергосбережения используют ульяновские коммунальщики?

Юрий СОКОЛОВ:

– Наше предприятие является энергоемким и находится в числе крупнейших потребителей электрической энергии на территории Ульяновской области. Экономией ресурсов мы занимаемся осознанно. Приказами по предприятию, как на месяц, так и на год, утверждены нормы потребления электроэнергии для структурных подразделений, которые участвуют в технологическом процессе.

Также прописаны лимиты потребления электрической энергии для всех вспомогательных структур. Более того, все виды энергоресурсов, которые потребляются объектами нашего предприятия, учитываются приборами. Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» с 1 января следующего года нам вплотную предстоит подойти к вопросу установки счетчиков на воду, которая приравнена к энергетическому ресурсу. Отмечу, что и до выхода нового закона, мы занимались разработкой и внедрением мероприятий по энергосбережению, а сегодня лишь продолжаем работать в этом направлении. Осуществляем внедрение частотно-регулируемых приводов. Они дают значительный экономический эффект, так как срок окупаемости составляет два – три года. В связи с изменением в структуре городского хозяйства города, изменяются и объемы потребления водных ресурсов. Для поддержания удельного потребления электрической энергии в норме нам приходится менять оборудование или производить обрезку колес насосных агрегатов. Кроме того, в соответствии с новым законом об энергосбережении, осуществляем замену ламп накаливания на светодиодные.

Дмитрий УРУСОВ:

– Я также хочу заострить внимание на том, что впервые в новом законе, о котором мы сегодня говорим, питьевая вода и холодное водоснабжение приравнены к энергоресурсам, которые необходимо экономить и в обязательном порядке учитывать. В этой связи предстоит большая работа по установке приборов учета в жилых домах ТСЖ, ЖСК, частного сектора. Со своей стороны скажу, что к такому повороту событий мы готовы. Мы рассчитываем на то, что УК и жители многоквартирных домов начнут экономить холодную воду. Я говорю об установке общедомовых приборов. Та часть затрат, которую мы показываем как неучтенные потери при передаче до потребителя, теряется на недоабонировании или утечках (например, в подвале). Мы хотим, чтобы представители УК и жители начали заниматься этими проблемами и таким образом экономить такой энергетический ресурс, как холодная вода. Мое личное мнение: в законопроекте не совсем четко прописано, кто должен финансировать работы по энергосбережению, и это здорово тормозит претворение документа в жизнь.

– Что даст управляющим компаниям объединение в саморегулируемую организацию? И нужно ли УК, ТСЖ И ЖСК объединяться в СРО?

Геннадий ГРАНЬКОВ:

– Считаю объединение управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК в саморегулируемые организации вынужденной нормой. Так как это, во-первых, позволит объединить, действительно профессионалов и исключить людей абсолютно не компетентных в вопросах ЖКХ, коих в настоящее время в Ульяновске угрожающе много. Во-вторых, можно будет выработать единую понятную всем структуру и качество предоставляемых услуг, а также тарифную политику. В-третьих, жители смогут быстрее «достучаться» до руководства управляющих компаний и решить свои проблемы по качеству и объему предоставляемых услуг. Если все правильно и профессионально организовать, то стать членом таких саморегулируемых организаций будет престижно. А управляющим компаниям придется работать более качественно, расчеты станут прозрачными, а услуги доступными и эффективными. В конечном итоге, это позволит жителям конструктивно работать с управляющими компаниями и сменить сегодняшнее негативное отношение на понимание и сотрудничество.

Николай КАШНИКОВ:

– Завершая работу, мне хотелось бы поблагодарить газету «Комсомольская правда» за организацию такого «круглого стола». Не случайно кем-то из великих было сказано: пока идея не овладеет массами, она мертва. Сегодня нужно объяснить людям, что закон об энергосбережении и энергоэффективности нам необходим. Важно отметить, что этот закон должны исполнять все отрасли – сельское хозяйство, транспорт, строительство и другие. Ведь основная цель этого закона – повысить эффективность использования ‘ энергии или снизить ее потребление на единицу продукции. Но первый шаг в этом направлении потребует финансовых затрат. Любое 1 начинание без вложений невозможно. Везде должны быть установлены узлы учета и регулировки, без этого люди будут платить только больше. На дальнейших этапах люди смогут почувствовать реальную экономию после установки приборов учета и узлов регулировки.

Также, пользуясь случаем, хотелось бы напомнить гражданам, что тем из них, кто не захочет жить по новым правилам, увеличат нормативы. А это значит, что автоматически вырастет стоимость услуги. Отдельно хочу сказать, что обсуждаемый законопроект направлен на внедрение и использование нетрадиционных источников электроэнергии. Так, например, в нашем городе уже запущены две малых ГЭС, которые работают на сточных водах. Это тоже способствует энергосбережению. Поделюсь планами регионального правительства. На сегодняшний момент в области прорабатывается вопрос возможного строительства котельных, которые будут работать на древесных отходах. Также рассматриваем вопрос об использовании ветровой энергии.

Диалог продолжался почти два часа. Все собравшиеся смогли высказать свои мнения и предложения. Были обозначены «узкие» места и проблемы, с которыми приходится сталкиваться при установке приборов и узлов учета. Большинство участников «круглого стола» сделало акцент на необходимости более открытого и плотного диалога с собственниками. Ведь только совместными усилиями можно реализовать закон, в противном случае начнется его пробуксовка. А это не нужно никому.

СПИСОК УЧАСТНИКОВ

Министр энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области Александр Васильевич БУКИН

Председатель Комитета жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии Ульяновска Владимир Николаевич ЕГОРОВ

И.о директора ОГУ «Центр энергосбережения Ульяновской области Владислав Геннадьевич МАРЯХИН

Главный энергетик МУП «Ульяновскводоканал»Юрий Николаевич СОКОЛОВ

Заместитель главного инженера «Ульяновскводоканал» Дмитрий Юрьевич УРУСОВ

Директор НП содействия энергосбережению и повышении энергоэффективности “Поволжская гильдия энергоаудиторов” Лидия Владимировна ЗОТОВА

Директор ООО «Аварийно-диспетчерская служба Геннадий Алексеевич ГРАНЬКОВ

Генеральный директор ОАО «Ульяновская сетевая компания» Игорь Валентинович ПЕРФИЛОВ

Генеральный директор ООО «Термикс» Вячеслав Вадимович ИВАНЧЕНКО

Директор ООО «ПромСервис -У» Владимир Борисович НОВИКОВ

Главный инженер УМУП «Теплоком» Игорь Александрович КАШИН

Директор УМУП «Городской теплосервис». Валерий Генрихович МУРАТОВ

Исполнительный директор ООО УК «Жилстройсервис» Николай Петрович ПОГОДИН

Директор Департамента ТЭК Министерства энергетики и ЖКХ Николай Гаврилович КАШНИКОВ