Накануне нового года жильцам «управляемых» компаниями домов предложено подписаться под новыми тарифами

Думаю, читатель согласится со мной: любая встреча с коммунальщиками или жилищниками – не сулит рядовому гражданину ничего хорошего. Лет 20 уж точно. Если мы сами инициировали такую встречу, значит, случилось что-то из ряда вон: прорвало, затопило, не работает, замёрзло, сломалось и т.д., и т.п. А значит, велика вероятность, услышать: «нет специалиста», «нет материала», «сами виноваты», «мы не обязаны», «мало платите». То есть нервы, хлопоты, зачастую пустые. Когда встречу инициируют сами представители ЖКХ (какое-нибудь «общедомовое» собрание), не надо быть пророком, чтобы сразу понять, о чём пойдёт речь. Правильно. Если коротко, суть часового собрания можно свести к двум словам: «Дайте денег!». Если же на встречу с представителями ЖКХ приглашают журналистов, руку даю на отсечение, о чём бы ни шла речь, всё сведётся к тому же: денег не хватает, что, в общем-то, значит прежнее «Дайте денег!», а мы вам скажем – зачем… может быть.

Отправляясь на днях на встречу с руководителями крупнейших управляющих компаний Ульяновска, я не ждал ничего нового. Сразу скажу, что предчувствия меня не обманули. Если отбросить разговоры о «прозрачности смет», «необходимости заключения договоров», в сухом остатке оставались новые тарифы на услуги по содержанию и ремонту жилья. Тарифы, как уверяли журналистов, «экономически обоснованные» и «зависящие от степени благоустройства домов». Не знаю, на счёт их обоснованности, ведь как заметил на встрече один из главных домоуправов Ульяновска: «Во всём городе 20-30 специалистов, кто может детально по пунктам разобраться во всех составляющих смету расходах».

Итак, накануне нового года жильцам «управляемых» компаниями домов предложено подписаться под следующими цифрами (речь пока идёт только об обслуживании, непосредственно коммунальными тарифами нас порадуют другие организации ближе к новому году):

– многоэтажные дома с лифтом и мусоропроводом – 16 р. 50 к. за кв. метр общей площади (вместо прежних 13р. 17 к.);

– многоэтажные дома без лифта с мусоропроводом – 14 р. 36 к. (было 9 р. 54 к.);

– многоэтажные дома без лифта и мусоропровода – 13 р. 36 к. (было 7 р. 72 к.);

– дома ветхого фонда – 10 р. 85 к. (было 4 р. 54 к.).

То есть для кого-то оплата за содержание и ремонт вырастет на 25%, для кого-то в 2 с лишним раза. Умножим эти рубли с копейками на 50 метров (средняя площадь квартиры)… Да, 800-900 целковых в месяц – это без воды, тепла, электричества и прочих коммунальных услуг – только за жилищные услуги: ремонт и содержание. А точнее, как уверяют руководители управляющих компаний за: «уборку территории домовладения, обслуживание мусоропроводов и контейнерных площадок, обслуживание инженерных сетей дома, обслуживание дымовентканалов (у вас их часто обслуживают, и в чём заключается обслуживание? – прим. автора), внутридомового газового оборудования, дератизацию мест общего пользования (что это такое, могу только догадываться – прим. автора), проведение диагностики лифтов, текущий ремонт общего имущества дома, услуги по начислению и сбору платежей населения, услуги паспортного стола, аварийно-диспетчерское обслуживание, обслуживание лифтового хозяйства, сбор и вывоз ТБО, плата за управление многоквартирным домом, обслуживание приборов учёта». Кажется, всё.

Вообще не очень понимаю, почему аварийно-диспетчерское обслуживание и обслуживание инженерных сетей разнесены в разные статьи, равно, как и услуги по начислению и сбору платежей с платой за управление многоквартирным домом? Но это, наверное, потому, что я не вхожу в число «20-30 специалистов» Ульяновска, способных во всём детально разобраться. Мне вообще очень трудно разобраться во всех хитросплетениях управления жилым фондом управляющими компаниями, так как живу в кооперативном доме и у нас плата за ремонт и управление тоже растёт, но как-то не так стремительно. А самое главное, я знаю, на что конкретно сдаю деньги и кто в нашем кооперативе, сколько и за что получает. Попробовал привести этот аргумент руководителям районных УК… Ой, что тут началось! «Кооперативные дома вообще ни за что не платят!», «Мы за них территорию убираем!», «Вы мусор валите нам в контейнеры, а знаете, сколько это стоит!»

Знаю, прекрасно знаю. И за мусор плачу больше 40 рублей с человека, уже давно (это помимо услуг ЖСК), и дворник у нас есть свой. И на ремонт крыши, подвала, подъездов мы собираем отдельно, когда это нужно. Так что «халявщиками» никогда не были. И проблемы у нас тоже есть. Что же касается уборки территорий, не являющейся территорией домовладения, которую городские власти обязывают убирать домоуправляющие компании, так это вопрос совсем другого рода. Вопрос к мэрии города, а не к жильцам, за счёт которых сейчас таковые пространства и убираются. Тоже, кстати, и с мусором. По расчёту средний житель многоквартирного дома оплачивает вывоз 5 кубометров ТБО. Реально же, уверяют домоуправляющие компании, набирается по 9 кубов. Верю. Только откуда он берётся? Куда бросают свой мусор владельцы киосков, ларьков, палаток? Многие коммерческие учреждения и организации, не имеющие своих контейнеров? А жители частного сектора? Правильно – туда же. Только бесплатно. Оплатить это почему-то предлагается жителям многоквартирных домов.

Но не будем рыться в мусоре, своём и чужом, попробуем отыскать во всём происходящем и здравый смысл. Кое-что найти удаётся. Во всяком случае, жилищники заверяют, что кое-какие расходы можно минимизировать. Например, плату за текущий ремонт. Правда, тогда подъезд вряд ли отремонтируют. Крышу – тем более. Но решать, что важно, а что нет, могут сами жильцы. Есть здравое зерно и в том, что управление фондом, уборка территорий всё равно подорожают. Ведь отчисления в виде налогов (фонд оплаты труда) теперь возрастут с 16-и до 34%! Это чисто государственный «вклад» в развитие жилищно-коммунальной сферы. А государство, своё, как известно, всегда возьмёт. Кстати, о государственном подходе. Президент недавно заявил, что реформа ЖКХ не дала ожидаемых результатов, что реальное число аварийных домов гораздо выше фигурирующего в официальных отчётах… А собственно, чего можно было ждать, когда т.н. «реформа» только начиналась в конце 90-х? Увеличения платы в разы, а на практике в десятки раз, обогащения и сверх обогащения естественных и противоестественных монополий, дальнейшей коммунальной разрухи и в итоге нулевого доверия граждан ко всей политике государства в системе ЖКХ. Что-то так и задумывалось, что-то дискредитировали на местах. Где-то и плохо задумывалось, и на местах сделали ещё хуже. Взять хотя бы ведомственный жилой фонд. Таких домов в любом городе была, если не половина, то уж треть точно. В конце 90-х бывшие собственники (заводы, фабрики, ведомства) стали от него спешно избавляться, спихивая на баланс муниципалитетов. Как им это удавалось, можно только гадать. Ведь по закону перед тем, как дом будет передан новому собственнику в лице муниципалитета, его обследовала специальная комиссия. Она должна была выявлять все недостатки, составлять акты. Все обнаруженные «косяки», должен был устранить за свой счёт прежний собственник (не жильцы, а фабрика или завод, которым принадлежит объект) и уж только после этого – новая комиссия и акт передачи. Так что принимать мэрия должна была не дома, а конфетки. Это по закону. На практике – передавали трущобы. Многие из которых, таковыми и остались. С другой стороны и не принять было нельзя. Прежние собственники либо разорялись, либо перепродавали свои акции, но жилой фонд в любом случае не обслуживали. Порою даже не отапливали. Что было делать? Оставлять размороженные дома в зиму? Обращаться в суд? Но людям-то надо было как-то жить. Вернее выживать.

Выживать приходится и по сей день. Хотя с каждым днём это всё труднее. Россия стоит на пороге коммунального коллапса. Домоупраляющие компании не могут управлять и обслуживать по прежним тарифам. Жильцы больше платить не хотят. Многие просто не могут. А федеральная власть снова утвердит новые расценки на газ, электроэнергию, мазут. Скорей всего, как всегда, с нового года. Значит, нефть, газ, электричество снова потянут вверх и коммунальные тарифы, и цены в целом. Притом, что реальные доходы большинства граждан с 2008-го года не только не растут, скорее сокращаются.

Где же выход? Несколько лет назад, когда разрабатывался жилищный кодекс, я брал интервью у одного из его разработчиков, и поделился своими соображениями. Обсчитать социальные нормы потребления всех коммунальных услуг, оснастить все квартиры счётчиками (за чей счёт – можно и нужно спорить), и предоставлять каждой семье разумный объём коммунальных благ в пределах социальных норм – бесплатно, за счёт государства. Фактически за счёт компаний, присосавшихся к некогда народным недрам. А вот, что сверх социальных норм – пожалуйста, по общемировым ценам. Ведь в северной стране, каковой является Россия, да ещё с таким смехотворным уровнем оплаты труда, иначе просто не выжить. «Но ведь это будет несправедливо! – заметил собеседник. – У Вас и вода, и газ, а у кого-то в частном секторе и канализации нет. И всем одинаково, бесплатно?!»

Да, бесплатно у нас в стране ничего не бывает. Впрочем, справедливо – тоже. И ведь не найдёшь сейчас никого, кто бы был доволен ситуацией в ЖКХ. Жильцы стонут. Жилищники плачут. Коммунальщики ругаются. Власть опасается. Так кому же на Руси жить хорошо? Ответ подберите сами… Если сможете.

Владимир Коршунов