Автор любопытной книги о вожде пролетариата «Ленин: Смерть титана» Сергей Есин был приглашен в качестве гостя на «Литературный четверг».
Писатель давно мечтал поближе познакомиться с родиной Владимира Ильича, и желание его осуществилось. Встреча проходила в стенах Ленинского мемориала.
– Я довольно рано осознал, что стану писателем, – так начал свой рассказ о своей деятельности Сергей Николаевич. – Не знаю, откуда это возникло – в семье я единственный, кто получил законченное высшее образование (окончил филологический факультет МГУ). В университете был большим разгильдяем, но, несмотря на это, меня звали в аспирантуру, куда я, естественно, не отправился. В моей памяти прочно осталось время, когда писал дипломную работу. Тема для диплома мне досталась совершенно невероятная – «Западноевропейские заимствования в архиве князя Куракина». Архив Куракина находился в Ленинской библиотеке, в отделе редких книг. Этот архив был из 12 томов, и я просидел в библиотеке всю зиму и весну. Хочу сказать, что никакая работа не пропадает даром. Вот и эта работа мне впоследствии пригодилась: два года тому назад у меня возникла мысль написать один роман. Мне попали в руки 2 тома известного французского исследователя и путешественника маркиза де Кюстина «Россия в 1839». Свой роман я населил Петром I, Екатериной, Иваном Грозным… Мне потребовались знания для того, чтобы разбираться в той эпохе. Вот здесь и всплыл тот самый Куракин. Сейчас роман уже готов в журнальном варианте, и должен выйти в следующем году под названием «Маркиз».
– Сергей Николаевич, а что представляет собой литературный процесс? И что помогает Вам писать книги?
– Пушкин определял прозу как «мысль, мысль и мысль». Сначала нужно уметь думать, а уже потом приходит все остальное. Нужно следить за тем, что дает перо. В этом смысле гораздо хуже работать за компьютером – перо дает оговорки, описки. Вся классика писалась пером. Кроме того, необходимо всегда тренироваться. Писатель должен хорошо мыслить… он должен даже врать хорошо! Когда пишешь роман, весь жизненный опыт начинает валить в повествование, как в воронку. Почти всю жизнь я пользуюсь записной книжкой, веду дневники, и это очень помогает. Литература делается второй натурой, привычкой. Это связано с тем потаенным смыслом, который несет в себе литература. Писатель черпает свои знания и из чтения книг. Мне интересно читать представителей старых традиций таких, как Бомарше, чем Пелевина со всеми постмодернистскими ребусами. В основе писательской работы лежит огромная моральная ответственность перед нравственным здоровьем людей. Постоянно нужно заниматься «интервью общества». Как писать рассказ? Как строить беседу? Какие вопросы задавать, а какие нет? Из ответов на эти вопросы определяется картина жизни. Где бы я ни находился, всегда веду подобный человеческий опрос, ведь творческий человек всегда находится в поиске тематики, новых проблем, ассоциаций – потому что мы не знаем, что нам предложит жизнь.
– Что натолкнуло Вас на мысль написать книгу о Ленине?
– Я писал эту книгу в конце 90-х, когда Ленин был самой затравленной фигурой. И мне захотелось выяснить, каким он был на самом деле. У него никогда не было мемуаров, все записи «снимали» либо его жена, либо секретари. В молодости я читал его работы. Мне понравилось, как он использует формулу доказательств через насмешку. Вообще, он был блестящим журналистом.
– Вы являетесь заведующим кафедрой литературного мастерства. Трудно ли готовить молодежь к профессии писателя?
– В наш институт приходит много девушек и много молодых людей, которые хотели бы стать писателями. Хотя общественность и сделала эту профессию не очень выгодной (почти вся литературно одаренная молодежь кинулась в другие специальности: например, в журналистику), ситуация постепенно меняется. К сожалению, со временем уровень подготовки молодежи в школе упал. Раньше в институт мы принимали людей без трудового стажа. Если поэтом можно стать в 17 лет, то проза требует знания жизни, понимания экономики и права, знания проблем возраста. Сейчас в прозе практически невозможно найти хорошего философского диалога, все описание жизни героев строится на импрессионистический лад. Часто субъекту действия нечего сказать. Поэтому сбор знаний о жизни просто необходим. Жизнь писателя – вопросы, которые он задает действительности, и ответы, которые на фоне этой действительности создаются.
Алексей Сорокин