Особенность нашей памяти – забывать плохое и помнить хорошее – прекрасно иллюстрирует выставка «Ностальжи» в музее народного творчества.
– Прошлое таит в себе редкое очарование, – говорит автор выставки, заведующая музеем Ирина Павлова. – Старый альбом семейных фотографий с такими милыми простыми открытыми лицами, трофейные фото-открытки и их отечественные интерпретации, фарфоровые статуэтки из буфета, патефон, выводящий со скрипом «Рио-Риту» или «Утомленное солнце», под который столь самозабвенно танцевали наши дедушки и бабушки, а еще – коврик у кровати…
Выставка объединяет три коллекции: гобеленовые коврики, бесцензурные фото-открытки и фарфоровые статуэтки. Эти предметы в 40-60-годы про-
шлого века украшали непритязательный быт советского народа, создавали уют в их тесных коммунальных комнатах и малогабаритных квартирах. У коммунистов, проповедующих аскетизм, обладание подобными вещами презрительно именовалось «мещанством» и решительно осуждалось.
Экспозиция навевает воспоминания о далеком детстве и о стране под названием СССР, уже, увы, давно не существующей…
Прикроватные гобеленовые коврики привезли из Европы домой в мае 1945 года наши воины-победители. Трофеи прижились и служили новым хозяевам вплоть до конца 70-х годов. Изображения с бюргерскими домиками, рыцарскими замками, горными пейзажами, оленями и другими сюжетами органично вписались в интерьеры. Наши умельцы научились делать подобные вещи уже с более родными для советского человека картинками – с богатырями, охотниками на привале, лебедями, хороводами русских красавиц…
Изюминкой этой части выставки стал плюшевый ковер с редким сюжетом: мчится во весь опор «птица-тройка» Николая Гоголя с самим писателем в бричке.
Полюбились народу и немецкие фото-открытки, которые дарили друг другу на память. Почуяв спрос, советские артели инвалидов быстро наладили производство подобной продукции. Открытки не проходили цензуру и не имели выходных данных. Ими бойко торговали в поездах и электричках, на рынках.
Эти черно-белые фото-лубки с фигурами или портретами красавиц и красавцев, а также реальных людей раскрашивались анилиновыми красками, композиционно дополнялись голубками, сердечками, лебедями, котятами, цветами и снабжались надписями вроде: «Вместо марки – поцелуй жаркий» или «Шути любя, но не люби шутя» и так далее. Открытки на выставке – из коллекции Ирины Павловой.
Впервые в музее в большом объеме представлен советский фарфор. Как рассказывает Павлова, статуэтки для этой части экспозиции собирали все сотрудники и друзья музея. Большинству из них предметы достались от родных. Их берегли в семьях как памятные реликвии. Фарфоровая шкатулка с колхозницей на крышке перешла к Ирине Павловой от прабабушки, а ее сын случайно нашел статуэтку сказочной русской красавицы в доме под снос, уже покинутом хозяевами.
Некоторые ульяновцы, чьи предметы вошли в экспозицию выставки, специально коллекционируют фарфор. Это Виктор Курулев, Ольга Забелина, Мария Пахомова, Людмила Казакова, Татьяна Драгунова и другие.
Давным-давно фигурки пионеров, пограничников, колхозниц красовались на комодах или в буфетах, а теперь они отсылают нас во времена Советского Союза. Пара танцующих -грузина и грузинки, украинские парубки и дивчины – отголосок былой дружбы народов. Очаровательная «Модница» в юбке колоколом явно была создана под впечатлением о «стилягах» в 50-е годы. Есть здесь и сказочные персонажи, и фигурки зверей и птиц, и, конечно же, – незабываемый «Олимпийский мишка».
География, где производились статуэтки, достаточно обширна. Это Ленинградский фарфоровый завод, заводы Ка-наковский, Дулевский, Гжельский, Дмитровский, Киевский, Ереванский и другие.
По итогам выставки «Носталь-жи» будет выпущен буклет.
Ирина Морозова