«Произволу власти соответствует произвол мысли» В.О.Ключевский

25 ноября на заседании Законодательного Собрания принят бюджет области на 2011-й и 2012-13 гг.

Каким он видится?

Когда-то директор бюджетного бюро США Станс сказал буквально следующее: «Принятие бюджета – есть равномерное распределение разочарований». Внесённый в Законодательное Собрание проект бюджета Ульяновской области на 2011-2013 годы представляет собой полное разочарование. Можно сколько угодно заявлять о том, что за последние 5-6 лет бюджет региона вырос в пять раз. Однако экономика не стала более устойчивой, а жизнь людей существенно комфортнее. Даже по официальным данным свыше 20% населения Ульяновской области живут в полной нищете, за чертой бедности. В действительности всё гораздо хуже. Далеки от решения многие социально значимые проблемы.

Относительно объёма бюджета. Доходная его часть около 21 млрд. руб. Расходная – свыше 23 млрд. руб. Бюджет дефицитный. Расходы превышают доходы более чем на 2 млрд. руб. Жить и далее намерены за счёт прошлого, созданного предыдущими поколениями, проедая и распродавая за бесценок то, что досталось от Советской власти. Свидетельством тому является решение продать за 200 млн. руб. сети газопроводов, в сооружение которой область вложила около 3 млрд. руб. Димитровградскую типографию продают со всем оборудованием менее чем за 17 млн. руб. А это и 2,5 тыс. кв. м. производственных площадей в самом центре соцгорода. То есть с каждого квадратного метра получат по 6 тыс. руб. Все протесты, что подобным образом не следует распоряжаться народным добром, правящей партией отвергаются. В последующем намерены продать последнее. Такова позиция и федеральной власти. С наследием будет покончено. В дальнейшем жить придётся исключительно за счёт будущего.

В проекте бюджета эта линия уже прослеживается. Внутренний государственный долг Ульяновской области в 2011 г. будет увеличен до 6 миллиардов рублей. В 2012 г. он достигнет 8 миллиардов рублей, а в 2013-м – 9 миллиардов. Несколько лет назад мы жили почти без долгов. Всё это не может радовать, ибо в последующем придётся работать на то, чтобы все более существенную часть доходов направлять не на развитие экономики и социальные вопросы, а на погашение полученных кредитов, ссуд и процентов по ним.

Может быть, заработает экономика и существенно вырастет доходная часть бюджета? Тогда ничего опасного в таком положении нет.

Если бы так. Со ссылками на кризис в прошлом и этом году приостановили действие почти всех областных целевых программ экономической направленности. В 2011 г. сельскому хозяйству, пострадавшему от жесточайшей засухи и понесшему убытки почти на5 млрд. руб., в проекте бюджета предусмотрели всего 305 млн. руб. Чего мы хотим? При этом следует учитывать, что неурожайными в нашей полосе, как правило, бывают два года подряд.

На модернизацию объектов теплоэнергетического комплекса вместо 304 млн. руб. закладывают всего 30 млн. руб., т.е в 10 раз меньше. При громких заявлениях о модернизации и информационном прорыве на соответствующую программу выделяется средств в 9 раз меньше, чем предусматривалось – 82 млн. руб. вместо 727 млн. руб. Не предусматривается за счёт бюджетных средств модернизация производства, техническое перевооружение предприятий обрабатывающей промышленности. По этой программе абсолютный ноль. На инновационную деятельность вместо 215 млн. руб. выделяют всего 15 млн. руб. Не может быть иллюзий, что в этом направлении заграница нам поможет и предоставит инвестиции. Конкурентов себе создавать – дураков там нет.

Куда же направляются средства бюджета, если они не вкладываются в экономику? Заявлено, что он имеет ярко выраженную социальную направленность. Так ли это?

Бюджет является экономическим и денежным выражением той общей политики, которая ведёт к деградации общества, всей социальной сферы. Десятки, если не сотни тысяч сельских жителей Ульяновской области испытывали в этом году острейший дефицит воды. Ни огород полить, ни скотину напоить, ни самим помыться. Люди, и без того имеющие скудные доходы, остались ещё и без того, что является каким-то подспорьем в жизни. Без плодов труда на собственных приусадебных участках. «Партия власти» разрекламировала программу «Чистая вода», но в проекте бюджета предусмотрели всего-то 20 млн. руб. на разработку проектно-сметной документации. Проблема острейшая и социально значимая, но её они не намерены финансировать должным образом. Вот и социальная направленность. На туризм заложили в три раза больше средств. Видимо, в расчёте на то, что от такой жизни есть смысл укрыться на землях обетованных. Но 60 млн. руб. на 1 млн.298 тыс. жителей области явно недостаточно. Уехать в качестве туристов смогут единицы граждан.-Да и то, лишь люди с немалыми доходами.

Дороги и газификация – тоже социально значимые вопросы. Однако на развитие системы дорожного хозяйства средства урезаются с 1 млрд.723 млн. руб. до 437 млн. руб., т.е. в 4 раза; по газификации населённых пунктов с 390 млн. руб. до 70 млн. руб. Можно продолжать и далее.

Объявили, что Ульяновская область – претендент на звание «культурной столицы Европы.-Вот только в этой «столице» на библиотечное дело вместо заявленных 178 млн. руб. готовы пожертвовать всего лишь 16 млн. руб. Ноги оказались важнее головы. На физическую культуру и спорт (тоже важно, но, тем не менее) выделили 60 млн. рублей. А ведь предполагали, в соответствии с программой, целых 619 млн. руб.

На поддержку традиционной народной культуры из областного бюджета выделяется всего 1,5 млн. руб. Обещали 125 млн. руб. На охрану объектов культурного наследия расщедрились аж на 200 тыс. руб. Довольно грустная ситуация и по всем прочим разделам и статьям бюджета. Может быть есть, позиции по которым наблюдается рост расходов?

Конечно, есть. Растут и будут расти расходы на так называемое госуправление. Как управляют, понятно из изложенного выше. Люди и сами на себе ощущают все прелести мудрого руководства, ежедневно сталкиваясь с ростом цен и тарифов, безработицей, наркоманией и ростом очереди на кладбище. Умирать при такой жизни не стоит. Похоронные услуги тоже дорожают на глазах. Содержание же чиновников обходится обществу, что называется, в копеечку. Эта копеечка ныне около 2 млрд. руб., через год превысит 3 млрд. руб. Плодят новые структуры, которые приходится содержать и оплачивать: целые министерства, институты всевозможных уполномоченных. На это уходят сотни миллионов рублей народных денег. Отдача, увы, нулевая, а часто и вреда немало. В том числе и для самой власти. Один министр на скамье подсудимых, другой сбежал с муниципальным имуществом на сотни миллионов рублей, в отношении третьего – возбуждено уголовное дело. Так что, мало того, что содержание чиновников дело всё более дорогое при таком-то управлении, так господа ещё норовят и дополнительно поживиться за счёт государственной и муниципальной казны. Невольно напрашивается вопрос: есть ли альтернатива тому варианту бюджета, который представлен правительством области?

На встрече с губернатором депутаты КПРФ в Законодательном Собрании подчеркнули – многие провалы обусловлены тем, что из года в год имеет место крайне неравномерное выделение бюджетных средств на реализацию утверждённых законами программ и отдельные статьи бюджета (противопожарные мероприятия, обеспечение населения доброкачественной водой, энергосбережение). В результате: и проблемы не решаются, и расходы на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и т.д., возрастают.

Незавершённый процесс кодификации земель, их размежевания сопровождается тем, что и этим основным богатством – землёй – распорядиться по уму оказались неспособны.

Господдержка сельского хозяйства остаётся на весьма низком уровне. Исходя из того, что застраховано было не более 15% всех посевов, мы ещё раз поставили вопрос о необходимости создания страхового фонда. Его наличие и страхование рисков позволит не только существенно поддержать сельхозпроизводителей, но и более ёмко влиять на состояние дел в АПК, устойчиво формировать областной фонд зерна (а это и залоговая база для получения регионом кредитов), избежать банкротства многих хозяйств.

2010 г., оказавшись крайне засушливым и неурожайным, подтвердил известную истину, что только крупные коллективные хозяйства с высокой долей орошаемого земледелия способны эффективно работать в условиях природных катаклизмов. В проекте бюджета должной государственной поддержки таких хозяйств и программы мелиорации не просматривается.

КПРФ исходит из того, что земля как объект земледелия не может быть товаром и объектом спекуляций, а земельные угодья должны находиться в госсобственности и безвозмездно передаваться в аренду. В проекте бюджета не просматривается выделения достаточных средств на кодификацию земель. Огромный массив земель находится вне оборота.

Движение вперёд немыслимо без кардинальных перемен в строй-индустрии. Эта отрасль остаётся весьма проблемной и не вышла даже на уровень докризисного состояния. Представляется необходимым в целях её оживления выделение в существенных объёмах средств на строительство социального жилья, детских дошкольных учреждений и пр. Даже на обманутых дольщиков, которых брались отстаивать господа из «Единой России», выделили крохи: 10 млн. руб. вместо 90 млн. руб.

Следует разобраться с омертвлённым капиталом. В федеральной, областной и муниципальной собственности находится внушительный недострой. «УЦМ», водовод из Кузоватовского района и т.д. Это огромные деньги и многие нерешённые проблемы. В планах и в проекте бюджета нет никаких намёток для проведения работ в этом направлении.

Ветхое и аварийное жильё. Если верить власти, то такового в жилищном комплексе области всего 1,1%. Явная ложь. Изношенная инфраструктура, разваленный жилищно-коммунальный сектор и при этом – мизерное финансирование.

Проект бюджета не может быть признан и социально-ориентированным. Оптимизация расходов на образование, здравоохранение, культуру обернулась ликвидацией школ, участковых больниц, библиотек, ДК и клубов. Новых не строят. Те, что достались в наследство, не ремонтируются.

Проект бюджета не ориентирован и на выравнивание доходов граждан, преодоление вызывающе недопустимого децильного разрыва в материальном положении различных групп населения.

Следует обратить особое внимание на то, что 20 лет назад население области потребляло вдвое меньше спиртного, но так называемые «пьяные деньги» составляли в бюджете 29%. Ныне область усердно спаивают. В бюджете доля средств от алкоголя – 9%. Это извращённая экономика. Так по всей России. Людей споили – деньги рассовали по карманам. Производство и продажа алкогольных напитков должны быть национализированы и поставлены под жёсткий контроль государства.

Можно иметь существенно больше и от природных ресурсов. Власти же предпочитают иной путь – рост налогового бремени, увеличение цен и тарифов.

именно поэтому, фракция кпрф в законодательном собрании ульяновской области голосовала «ПРОТИВ» проекта бюджета.