Наше следующее интервью из серии оказалось анонимным. Автор в силу определённых причин не может высказывать свою позицию публично.

Дмитрий Ежов: Наш стандартный вопрос. Четыре сферы: государство, бизнес, гражданское общество, СМИ. Как соотносится влияние между ними и как это определяет облик современной России?

– Тему разговора Вы обозначили очень общую, сложно найти линии для ответа. Власть, общество, бизнес, СМИ – все это составляющие нашего политического и экономического пространства. И, безусловно, они находятся в постоянном взаимодействии, преследуя при этом свои интересы. Что получается в итоге, мы видим в реалиях сегодняшней жизни. Если попытаться взглянуть на эту проблему с позиций науки, то она чаще склонна разбивать все это на отдельные страты. Да, такое препарирование полезно для анализа, но из-за такого частного подхода пропадает общая суть явлений. И ничего в итоге не становится яснее. Поэтому я сторонник синтеза, всестороннего и глубокого рассмотрения любого явления, причем лучше, чтобы подход был философский и давал ответы и оценки с глубоких человеческих позиций. И если даже просто бросить взгляд на поставленную Вами проблему, то с очевидностью видишь явное неблагополучие в отношениях между ними, наиболее яркими проявлениями которого является сращивание власти и бизнеса, существование коррупции, уход в практической политике от реализации самых насущных потребностей общества.

– Каковы же тогда ключевые проблемы современной российской действительности. Например, как Вы оцениваете проблему сращивания бизнеса и власти?

– Коррупция есть в любой стране, но в России она зашкаливает за все допустимые пределы. Поэтому мы сталкиваемся с явлениями, которые вызывают возмущение людей и глубокий общественный резонанс.

Но эта и другие проблемы далеко неслучайны, они вырастают, на мой взгляд, из главной беды: государство, да и гражданское общество, пожалуй, тоже, ушли от выполнения одной из важнейших своих функций – поддерживать в обществе авторитет определяющих духовных и нравственных ценностей. В итоге эти ценности или уничтожены, или перевернуты в плоскость очень утилитарных вещей. А ведь еще Кант писал о том, что иногда надо смотреть на звезды, чтобы вспомнить свое человеческое предназначение. Сейчас же в центре внимания СМИ, и, соответственно, людей находится что угодно, только не мысли о подлинном предназначении человека. А когда индивид теряет свою человечность, он превращается в общественное животное, у которого интересы и цели сведены к минимуму: «нарубить бабло», развлечься, получить кайф. Больно об этом даже говорить, но ведь именно это сейчас происходит везде. Почему произошла такая бесчеловечная жестокость в Краснодарском крае? Потому что, начиная с 80-х годов шел процесс деградации нравственности, снижения качества воспитания, и родительского воспитания, и школьного. Потому что государство, а в России это принципиально важно, сняло с себя функции мудрого и любящего отца, и попыталось стать просто менеджером по оказанию разных государственных услуг. В нашей стране на созидание это не работает, и не будет работать наверное никогда.

Затрону в этой связи еще один аспект, который может показаться несколько крамольным, поскольку противоречит нынешней редакции Конституции РФ, согласно которой в государстве не должно быть идеологии. Но давайте вспомним, этот принцип был записан на волне борьбы с засильем даже не просто коммунистической идеологии, а коммунистического доминирования во всех сферах жизни. Этого давно уже и в помине нет в России, а государство все чурается поддерживать то, что является выстраданным духовным богатством российского народа. Это в корне неправильно. Идеологию можно понимать по–разному, но какие-то основополагающие ценности, приоритеты в определении предназначения государства по типу знаменитой триады Уварова должны быть заложены. Всегда должны существовать приоритетные цели для той или иной страны.

Почему в России сегодня нет такого? Какой сегодня приоритет у России? Бежать слепо за Западом? Государство в сотрудничество с обществом, с народом просто обязано формулировать свои приоритетные цели, поскольку у каждой страны, как и у любого человека, есть свои задачи в этом мире.

– Наше общество пронизано дезинтеграционными процессами, все это результат отсутствия единого цементирующего стержня. На мой взгляд, истинная Россия – это империя, это пирамида, а не то, что нам пытаются навязать.

– Знаете, вопрос об империи применительно к России очень непростой. Да, в определенном смысле она была империей, но империей, не вписывающейся в классические определения. Она на самом деле заботилась о расширении своих территорий, брала под опеку или порой завоевывала отдельные народы, но она их столько не колонизовала, сколько защищала от более страшных внешних угроз. И оказавшись в едином централизованном государстве эти народы получали шанс на выживание, на приобщение к более развитой культуре, получали еще и огромные материальные преференции, чего не было ни в одной иной империи в мире.

Сейчас термин «империя» применительно к России или СССР используется преимущественно в негативном аспекте, но время рассудит, если уже не сделало это. Многонациональная Россия и ее народы нуждаются в интеграции, взаимоподдержке и дружбе.

За последние десятилетия в общественной науке и публицистике при анализе важнейших мировых процессов на смену классовой теории в моду вошло использование цивилизационного подхода. Конечно, любые теории, особенно стремящиеся к утверждению своей абсолютизации, ограничены в своих возможностях. Но для России анализ с использованием этого подхода очень важен. Российский народ несет в себе веками сформировавшиеся архетипы, и их ничем не вытравишь. Одни из самых важных среди них те, которые четко говорят об особой важности государства, его главного руководителя в определении судеб страны и народа. Именно поэтому российская монархия продолжала оставаться и при коммунистах, и при демократах, по сути она и сегодня имеет место в России. Люди всегда надеются на барина, который их рассудит, который выведет их к лучшей жизни. В понимании русского человека: государство – это царь-батюшка, который любит свой народ. Но в современном государстве эту любовь они не всегда находят, поэтому вполне можно говорить о происходящем отчуждении народа от государства, снижении доверия и к нему, и к бизнесу, и к средствам массовой информации тоже.