3 декабря 2010 года в Оренбурге с участием полномочного представителя президента в ПФО Григория Рапоты состоялось XXV заседание Ассоциации законодателей Приволжского федерального округа, в котором приняли участие руководители органов законодательной власти регионов ПФО. Заседание провел координатор Ассоциации законодателей Приволжского федерального округа, Председатель Законодательного Собрания Ульяновской области Борис Зотов.

В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы о выполнении приоритетного национального проекта «Здоровье», о законодательном обеспечении модернизации образования, здравоохранения и инновационной политике в Приволжском федеральном округе.

Борис Зотов отметил, что вопросы повестки дня приобрели особую актуальность с точки зрения положений Послания Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию, в котором глава государства обратил внимание на здравоохранение, образование и необходимость инновационной политики России как на важнейшие перспективные направления развития страны.

В частности, было отмечено, что в ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в состоянии здоровья населения за период 2005 – 2010 годов наметился ряд положительных тенденций. Так, рождаемость по Приволжскому федеральному округу увеличилась на 22,2%, смертность уменьшилась на 10,9%, младенческая смертность в целом по округу снизилась на 18%. Фактическое обеспечение высокотехнологической медицинской помощью жителей составило 115% от заявленной потребности, в то время как в 2009 году – 86%.

Ассоциация рекомендовала законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ, расположенных на территории Приволжского федерального округа, организовать работу по законодательному сопровождению и реализации программ модернизации здравоохранения в субъектах РФ.

Также в ходе заседания были выработаны рекомендации Государственной Думе Федерального Собрания РФ и Правительству РФ в отношении модернизации системы образования.

Органам государственной власти субъектов РФ ПФО было рекомендовано считать важнейшим приоритетом реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выполнение плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы. Также рекомендовано разработать и принять региональные программы модернизации начального и среднего профессионального образования, государственной поддержки дошкольного образования, продолжить работу по государственной поддержке сельских малокомплектных школ. Среди рекомендаций – активизация работы по созданию условий, направленных на обеспечение безопасности учебного процесса в соответствии с федеральными нормативами; совершенствование организации школьного питания обучающихся, оказания медицинской помощи детям в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также обеспечения дошкольников и школьников санаторно-курортным лечением; применение в регионах новой системы повышения квалификации педагогических кадров.

Было также отмечено, что в настоящее время отдача от инновационной деятельности остается низкой. Одной из основных проблем, мешающих становлению и развитию российской инновационной системы, является отсутствие на федеральном уровне единого консолидирующего акта в виде закона об инновационной деятельности в Российской Федерации. Необходимо создание эффективных инструментов финансового стимулирования предприятий, осваивающих новые технологии, грамотное бюджетное финансирование инновационной деятельности, скорейшее принятие необходимых законодательных актов и ликвидация пробелов в уже существующих нормативно-правовых актах. При этом регионы, входящие в Приволжский федеральный округ, несут в себе огромный инновационный потенциал.

В связи с этим Ассоциация решила обеспечить реализацию на территории ПФО основных направлений государственной политики по развитию экономики инновационного типа и радикальному повышению ее эффективности. Также решено поддержать проводимую в Федеральном Собрании РФ работу по подготовке проектов федеральных законов в сфере инновационной деятельности. Правительству РФ предложено рассмотреть возможность софинансирования за счет средств бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также инновационных проектов предприятий научно-производственного комплекса; перехода от годичного цикла финансирования научных исследований и разработок к долгосрочным контрактам.

Законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано рассмотреть возможность использования на региональном уровне мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности, включая разработку нормативных правовых актов, предусматривающих введение налоговых льгот для организаций, осуществляющих инновационную деятельность.