Вот и сам Президент России заговорил о проблемах преобразования (простите за тавтологию) системы образования, которая давно нуждалась в этом. Прокуратура Ульяновской области, словно бы предвосхищая эту благородную акцию, провела проверки исполнения законодательства об образовании, выявив многочисленные нарушения.

Особое внимание уделено вопросам обеспечения общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования детей, возможности школам использовать информационную сеть Интернета, а также внедрения средств и устройств, исключающих доступ учащихся к ресурсам, содержащим сведения, несовместимые с задачами образования и воспитания. К примеру, дискриминационные ограничения.

В ряде уставов и правил приёма (Гимназия №1, лицеи №38 г. Ульяновска, отдельные школы города Димитровграда, Заволжского, Барышского, Сенгилеевского, Мелекесского районов) были закреплены незаконные положения о приёме детей по территориальному, возрастному цензу, на конкурсной основе по результатам экзаменов, собеседования или тестирования, о предоставлении не предусмотренных законодательством документов. Что это такое?

Прокурорами Новоспасского и Ульяновского районов установлено, что при попустительстве органов управления образованием без лицензии в текущем году образовательную деятельность осуществляли Рокотушкинская, Большеключищенская, Вышкинская и Новоуренская школы. В Грибовской школе Старомайнского района велась не предусмотренная лицензией образовательная деятельность по программам специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В Неклюдовской средней школе Инзенского района выявлены факты несоответствия содержания подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных стандартов, а также нарушение организации образовательной деятельности по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида.

Кроме того, в нарушение принципа бесплатности получения общего образования деньги на приобретение специальной литературы из областного бюджета до настоящего времени в полном объёме не выделяются. Значительная часть учебников и пособий на 2010-2011 учебный год на сумму свыше 17,5 миллионов рублей приобретена родителями учащихся за счёт личных средств.

При этом недофинансирование, как правило, компенсируется администрациями школ некими «добровольными» пожертвованиями родителей, которые под видом благотворительной помощи под прикрытием решений родительских комитетов в обязательно-принудительном порядке, сдают деньги на охрану, ремонт класса, школы и т.д.

Во многих образовательных учреждениях области не соблюдались требования закона в части охраны здоровья детей. Так, при попустительстве администраций школ из-за несоблюдения элементарных санитарно-гигиенических требований в Цильнинском, Тереньгульском и Барышском районах допущены факты острых кишечных заболеваний учащихся.

В ряде школ не выполнялись требования правил пожарной безопасности. В частности, в Мелекесском районе при приёме к новому учебному году здания 17 школ не были оборудованы структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами, информационно сопряжённой с системами дежурно-диспетчерских служб.

Также прокурорами установлено, что администрации многих школ, должностные лица органов управления образованием, а также Министерства образования области зачастую не располагали полными и достоверными сведениями о детях, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, но по неуважительным причинам не посещающих или систематически пропускающих занятия.

Как следствие, чиновниками не принимались меры, направленные на решение одной из самых серьёзных проблем современности – подростковой безнадзорности и преступности. Не приступившие сентябре 2010 года к обучению дети, о которых не было известно школам и органам управления образованием, выявлены прокурорами г. Димитровграда и Барышского района.

между тем, в соответствии с требованиями Закона, все несовершеннолетние учащиеся должны находиться в сфере воспитательного влияния и контроля образовательных учреждений. Прокурорско-следственная и судебная практика показывают, что именно подростки по тем или иным причинам оставившие школу или другое учебное заведение, будучи лишёнными педагогического влияния и располагая резервом свободного времени, наиболее быстро и легко становятся на путь совершения общественно опасных деяний.

Прокурорские проверки свидетельствуют о наличии в этой сфере со стороны чиновников серьёзных нарушений, недостатков и формализма, что обусловливает значительное число школьников, совершивших преступления: в текущем году из всех несовершеннолетних участников общественно опасных деяний 288 (или более 58%) являлись учащимися. А отдельные педагогические коллективы предпочитают вместо надлежащей индивидуальной профилактической работы с учащимися избавление от неуспевающих, «трудных» подростков. Так, в текущем году в Ленинском и Барышском районах прокурорами пресечены попытки незаконного отчисления двух несовершеннолетних.

Причиняется вред здоровью, нравственному и духовному развитию несовершеннолетних в школах г. Ульяновска, Тереньгульского, Майнского, Карсунского, Новоспасского, Николаевского, Барышского, Базарносызганского, Ульяновского, Радищевского, Павловского, Сенгилеевского и Кузоватовского районов.

В Языковской средней школе Карсунского района шесть педагогов коррекционных классов не имели специальной подготовки. В школе села Ушаковка Барышского района учителем физической культуры работал осуждённый за совершение ряда умышленных преступлений, в том числе особо тяжкого деяния.

За причинение телесных повреждений своим ученикам были привлечены к уголовной ответственности учитель физкультуры Елховокустинской СОШ Новомалыклинского района и преподаватель русского языка и литературы Новопогореловской школы Карсунского района.

Массовый характер выявленных прокурорской проверкой нарушений требований федерального законодательства в деятельности общеобразовательных учреждений является прямым следствием ненадлежащего выполнения администрациями школ возложенных на них обязанностей, крайне слабого ведомственного контроля со стороны ответственных должностных лиц органов управления образованием.

В законодательстве о военно-патриотическом воспитании молодёжи проверки деятельности регионального Министерства образования выявлены многочисленные нарушения должностными лицами органа власти требований. Так, установлено, что оснащённость материально-технической базы образовательных учреждений, необходимой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, не отвечает требованиям закона. Из 353 общеобразовательных школ, i которых ведётся подготовка граждан по основам военной службы, полным комплектом материально-технического оснащения располагают лишь 254 учреждения. Предметными кабинетами обеспечены только 248 школ, трелковый тир имеется в 172 учреждениях образования, спортивный городок с элементами полосы препятствий – в 315.

В этой связи, в частности, прокурор Новомалыклинского района направил в суд исковое заявление о признании бездействия руководства Новомалыклинской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза М.С.Чернова незаконным и обязании оборудовать стрелковый тир, а также приобрести учебные и наглядные пособия, технические средства обучения в соответствии с нормативами материально-технического оснащения образовательных учреждений.

По аналогичным основаниям с 42 исками обратились прокуроры Цильнинского, Барышского, Мелекесского, Николаевского, Радищеского, Старомайнского, Тереньгульского, Чердаклинского и других районов.

Кроме того, прокурорской проверкой установлено, что укомплектованность образовательных учреждений области, проводящими подготовку по основам военной службы преподавателями из числа офицеров, пребывающих в запасе, составляет лишь 30%, а с учётом назначенных в виде исключения на такие должности пребывающих в запасе прапорщиков, сержантов, солдат-78%.

В Высококолковской средней общеобразовательной школе подготовкой учащихся к службе в Вооружённых Силах РФ занимался преподаватель, имеющий среднее техническое образование по специальности «Электрификация сельского хозяйства», в Среднесантимирскои школе – «Ветеринарный врач», в Старотюгальбугинской – «Техник-слесарь», в Елховокустинской – «Экономист-организатор сельскохозяйственного производства».

Вопреки требованиям закона руководители образовательных учреждений, органов управления образованием и должностные лица Министерства образования области до сих пор не наладили должного взаимодействия с военным комиссариатом.

Между тем, ненарежащая оснащённость материально-технической базы образовательных учреждений, необходимой для обучения школьников начальным знаниям в области обороны, их подготовки по основам военной службы, формальный подход к их укомплектованию соответствующими преподавательскими кадрами значительно препятствуют решению задач и целей военно-патриотического воспитания и получению качественных знаний^чащимися в области обороны, военной службы.

Итоги весеннего призыва 2010 года показали, что из 2950 граждан, призванных на военную службу и отправленных в войска, 146 юношей вообще не проходили обязательное обучение по основам военной службы. Аналогичным образом Министерством образования области не уделяется достаточное внимание и вопросам военно-патриотического воспитания учащихся.

Прокурорами Барышского, Ульяновского, Цильнинского, Инзенского, Новомалыклинского, Кузоватовского, Сенгилеевского и других районов установлено, что работа по созданию условий для расширения направлений и . форм деятельности военно-патриотических объединений на должном уровне не ведётся. До настоящего времени в ряде образовательных учреждений области не созданы кружки (секции) военно-патриотической направленности.