Все-таки желательно, … чтобы вы незамедлительно разоблачили бы перед зрителями технику ваших фокусов. М. Булгаков. Мастер и Маргарита

Депутат гордумы Ульяновска Геннадий Антонцев, в своем блоге, поднял в очередной раз крайне болезненную тему ЖКХ, обозначив новый тренд: отказ управляющих компаний от “не рентабельного” жилого фонда.

Судя по хаактеру и объему поступающих жалоб к нам, проблема имеет системный характер. Таким образом, на самом деле идет речь о системном отказе. Работала машина ЖКХ, и вдруг – отказала. Почему? Значит ли это начало конца реформы ЖКХ?

Скорее всего, реформа ЖКХ приказала жить долго и счастливо, но без неё. Жилищный фонд – чудовищно изношен, лифтовое хозяйство в городе имеет превышение допустимых сроков службы более 50%. Более того, снос и возведение новых зданий, обойдется существенно дешевле, чем бесконечное латание старых дыр, как известно на старые меха новых заплат не накладывают, это только ускорит окончательное разрушение. Да, и дома далеки от современных нормативов, и в лифт с носилками “Скорой” не войти, и для инвалидов не удобно, и подземной парковки нет, и автономного теплоснабжения не предусмотрено, и материалы горючие, и аварийно-пожарных датчиков не предусмотрено и энергосбережение со знаком минус и ещё сотня разных недостатков. Однако, и программы строительства муниципального жилья, и программа “Доступное жилье” – безнадежно пришли в состояние пустого сотрясения воздуха декларациями о намерениях.

Теперь пару слов, без протокола:

1. Управляющие компании делятся (по моей классификации на фиктивные и самодостаточные), к фиктивным, я отношу те компании, которые, собственно говоря в штате имеют директора, бухгалтера и секретаршу, ну может ещё с пяток клерков. Не имея ни материальной, ни рембазы, ни специалистов, ни транспорта. Принцип их работы прост, они забирают себе то, что идет как управленческие издержки и часть средств которые должны были бы идти на обслуживание жилфонда и придомовых территорий, все остальное делают за них другие организации по подрядным договорам.

Именно такие УК пришли к финишу первыми, поскольку подрядные организации, не связаны принципами тарифообразования, им они безразличны, они ориентированы на извлечение прибыли и поэтому, заложив в расчеты фиксированную норму прибыли, далее они в одностороннем порядке поднимают стоимость услуг, и фиктивные УК уже не укладываются в суммы тарифов, и вынуждены сокращать список оказываемых услуг, что приводит к ропоту жильцов по поводу качества обслуживания. А поскольку накопительных фондов нет, с кредитами они работать не могут и не умеют, техника не приобреталась, то они вынуждены “сбрасывать балласт”, оставляя себе только “доходные дома”, но скоро откажутся и от них.

2. Те же компании, которые всё имеют, ещё интенсивнее отказываются от обслуживания жилфонда, им это неинтересно, тут и жалобы жителей, и проверки, и те же тарифы, зато гораздо интереснее переключить внимание на обслуживание фиктивных УК, доходы существенно выше, а ответственность минимальна, при практически полном отсутствии каких-либо проверок. Заказчики услуг с жалобами не пойдут – себе дороже будет, а к жильцам они имеют отношение опосредованное.

3. Раздражение властей, по поводу инфантильности горожан, в части создания ТСЖ, обусловлено тем, что горожане, как раз не идиоты, и прекрасно понимают, что ТСЖ не имеет ни базы, ни техники, и вынуждено будет приобретать услуги на стороне, а вот поставщикам услуг, ничто не мешает бесконечно поднимать их стоимость, поскольку на данном рынке услуг число конкурирующих организаций минимально, и всегда можно договориться о приемлемых правилах конкуренции (называется – ценовой сговор) . При этом, цена будет установлена такая, что частнику-индивидуалу не вытянуть, а прибыль будет вполне приличной. Тем более, что в ТСЖ граждане сами решают кому и сколько платить и за что, правила тарификации тут не работают. Зато рост цен, явно опережает не только 15%, но и все 50%.

Поэтому, граждане категорически против всяких ТСЖ, если дом не новостройка. Но, скоро и новостройки рост цен за услуги начнет поджимать.

Критические точки.

Критических точек в ЖКХ много, поэтому приведу частные иллюстрирующие примеры:

А) Вывоз мусора – это “сладкая тема” в ЖКХ, цепочк состоит из трех звеньев “Владелец свалки (полигона ТБО) и он же как правило сортировщик мусора, если ему придет такая блажь в голову – первозчик (мусоровоз) – УК или ТСЖ”.

“Мусорщик”

Самый лакомый кусок пирога достается владельцу свалки, чем ближе свалка к городу, тем дороже обходится вывоз мусора на неё, цену определяет владелец свалки, включая накртки по видам отходов и стоимости погрузочно-разгрузочных работ. Поскольку прибыль получается приличной, то вопрос переработки отходов. как правило либо блажь, либо дань моде и уступка властям, а не погоня за снижением себестоимости.

“Мусоровоз”

Перевозчик мусора, зачастую как раз часник и иногда даже индивидуал, который принимает во внимание дорогу до свалки, собственную грузоподъемность, и прикидывает баланс между дальней, но более дешёвой свалкой и ближней, но более дорогой. Понятно, что на ближнюю свалку, и число ходок больше, и бензина (дизтоплива) меньше уходит, но цена?

“Мусоросдатчик”

Он, как правило, не только не имеет дохода с этой операции, но и расходует больше средств, за счет других платежей жителей. Этот вид операции для него убыточен.

Б) Вывоз снега и льда. Тут свой бизнес, снег разумеется загрязнен нефтепродуктами и маслами, не считая просто бытового мусора. Поэтому, определены места вывоза, дальше читай выше рассказанное по ТБО, добавив в цепочку ещё и дворников.

В) Песчано-соляные смеси и рассолы, которыми УК и ТСЖ должны бы обслуживать дворы. Но, при попытке использовать классическую соль, могут возникнуть проблемы с СЭС и экологами, тут уж как повезет и кто как договорится. Разумеется не считая коррозии личного транспорта жильцов дома и их обуви и одежды. Кроме того, как правил ТСЖ и фиктивным УК, и хранить то запасы негде, тут либо покупай постоянно у владельцев баз, либо арендуй площади и ставь сторожа. А уж покупать специальные смеси, к которым не будет претензий у СЭС и экологов, которые не приведут к засолению территории и гибели кустарника и деревьев, и будут содержать ингибиторы спасающие трансорт, и дорого и попробуй ещё привези издалека, и опять – хранить-то негде!

Поэтому, во дворах снег и лед, грязь и мусор. А ключевые точки – свалки и места вывоза, захвачены “самыми умными и догадливыми”.

По остальным видам услуг, ситуация примерно та же, тоже есть свои “контрольные точки”. Разумеется, распределение “контрольных точек” между умными людьми не происходит без “долевого участия властей” в виде распила, отката, заноса -классическая экономика РОЗ. Но, предполагать можно всякое, а поди докажи?

На подобных “критических точках” коррупциогенного свойства реформа ЖКХ, стояла, стоит и стоять будет, без всякого продвижения вперед, и вот это “критическое стояние” и есть собственно полный крах реформы ЖКХ.

Системный дефект законодательства состоит в том, что тарифная политика слабо увязана с доходами жильцов, рост тарифов предопределен законодательно, а стоимость услуг вообще берется с потолка, а в “критических точках” действую сугубо рыночные отношения. При этом, рыночные отношения не предопределены возможностью свободного выбора, а жестко ограничены возможностью выбора лучшего из худшего, при наличии явного или латентного сговора между поставщиками услуг. Прочувствуете разницу: цену определяет не выбор покупателя, а предложение продавца, который по сути является коллективным монополистом.

Таким образом, средств на восстановление и ремонт, равно как и на приличное содержание жилищного фонда просто нет. Подобные экономические качели, способны укачать любую политическую систему, вне зависимости от её позитивной составляющей. В целом, все это приводит к росту социальной напряженности, к дальнейшему ухудшению качества жизни, и ускоряет износ жилищного фонда, который и так находится в стадии полураспада.