Сегодня есть вопросы, которые, несмотря на всю нашу «свободу слова», считаются неуместными, как бы не имеющими смысла, будто никаких таких вопросов нет, и быть не может, настолько все очевидно. Например, что демократия с ее правами человека и другими ценностями свободы – наилучшее общественное устройство, несмотря на все ее несовершенства, изъяны и пороки. Пороки демократии, объясняют ее пропагандисты, суть следствие ее достоинств. Поэтому нам остается только «оптимизировать» их, совершенствуя таким образом демократическое устройство общества.

Получается, что демократия – это и есть «светлое будущее человечества», то самое, которое обещал, но обманул, не смог дать нам коммунизм. Неужели – свершилось: мы достигли высшей меры вещей, сбылись чаяния всего прогрессивного человечества, и демократия – это навсегда? А если – нет? Тогда что будет после нее? Что может быть лучше демократии? Что может поколебать демократию?

Во всем этом празднике демократии смущает одно обстоятельство: не так давно с таким же энтузиазмом прогрессивное человечество, ознакомившись с трудами Карла Маркса и Фридриха Энгельса, пело дифирамбы коммунизму. Одним из первых, кто подверг коммунистическую доктрину критике с научной социологической точки зрения, был Александр Александрович Зиновьев, пожалуй, единственный советский ученый – социолог с мировым именем, диссидент, автор знаменитых антисоветских «Зияющих высот».

В октябре исполнилось 88 лет со дня рождения А.А. Зиновьева. Но эта дата не отмечалась научной общественностью, потому что Зиновьев снова, в известной мере, «запретный плод», что придает ему былую сладость. Это неудивительно, поскольку Зиновьев в свою очередь говорит следующее об ученых, развивающих сегодня идеи демократии: «Беспомощный лепет социологов о «постиндустриальном» и «информационном» обществе и бредовые сочинения футурологов неизмеримо превосходят по интеллектуальному убожеству и явной глупости сочинения специалистов по «научному коммунизму».

Энциклопедические словари и СМИ говорят о Зиновьеве кратко и сухо. Формально – правильно, а по сути, как сказал когда-то по аналогичному поводу В.И. Ленин, – это издевательство, по большому счету – неправда об этом крупнейшем советском и российском социологе, философе – логике. Его представляют сегодня как одного из многих советских диссидентов – в этом и заключается неправда. Он – не «один из многих», он единственный наш ученый – гуманитарий, получивший мировое признание за научные труды, в отличие от многих других. Однако, проанализировав социальный строй в СССР, затем он сделал то же самое и в отношении Запада, куда был выслан после опубликования «Зияющих высот». Зиновьев нашел в них общие черты, и выступил против идеологии в науке не только советской, но и западной, за что и был подвергнут остракизму своими же коллегами по научному цеху.

В ответ Александр Зиновьев объявил себя «суверенным государством из одного человека», выдвинул тезис, что «истину говорят только одиночки, которые сегодня «белые вороны» в постчеловеческом мире», и призвал к строгому научному подходу в социологии, которая сегодня, по его мнению, полностью идеологизирована и на Востоке, и на Западе. Он утверждает, что она выродилась в новую схоластику, и люди лишаются понимания сути происходящих в мире процессов. Что таит в себе многие беды.

Зиновьев смотрит в будущее с крайним пессимизмом, находит что «ХХ век – последний человеческий век», потому что «сегодня ненормальны честь и благородство, ибо действуют себе во вред». Насколько он прав – Бог знает, но знать критическое мнение по важнейшим социальным проблемам этого действительно свободного от тенденциозности крупного ученого в любом случае полезно.

Он уверен, что современная демократия – преходящая социальная форма, конец которой, и конец трагический, уже принимает реальные очертания. Он не дожил до мирового финансового кризиса, умер в мае 2006, но этот кризис полностью в русле его мировоззренческой концепции. Зиновьев говорит в своих последних трудах, что будущий кризис будет представлять собой нечто больше, чем просто кризис – это начало глубокого эволюционного перелома, значительно более серьезного, чем былые революции. Наша демократическая эпоха – период обществ типа «национальных государств» – исчерпывает себя, и начинается переход к сверхобществу, которое не будут иметь ничего общего с демократией «национальных государств», и очень много общего с тоталитаризмом.

Тотальные, то есть всеобъемлющие по своему характеру, глобалистские тенденции в мировой экономике и политике, мировые масс-медиа в гражданском обществе – они уже налицо и уже определяют физиономию мира. В ближайшем будущем их влияние только усилится, собственно, в сумме они и дадут то самое сверхобщество, о котором говорит А. Зиновьев. Оно станет над миром, оставив ему, по возможности, больше демократии в рамках «национальных государств», в виде утешительного приза, а себе возьмет абсолютную власть, беспрекословную, безапелляционную и непубличную. «Правящий класс сверхобщества не содержит в себе ни крупицы демократической власти. Тут вырабатывается особая культура управления, которая со временем обещает стать самой деспотичной властью в истории человечества. Для управления сверхобществом демократия в том виде, как ее изображает западная идеология и пропаганда, абсолютно непригодна».

Зиновьев-ученый утверждает, что процесс рождения сверхобщества объективен, естественен, и поэтому неумолим, остановить его человечество не в силах – это социальный гигант более высокой организации, чем «национальное государство» Утверждение власти сверхобщества над миром составит основное содержание XXI века, который поэтому «будет много трагичней века ХХ». Более того: «Подчинение объективным законам истории тянет человечество в пропасть…»

Историческую инициативу и лидерство в этом эволюционном процессе рождения сверхобщества захватил Запад. «Он выглядит сегодня перспективнее других». Однако ничего не предопределено в эпоху всемирных перемен, потому что со временем для мира станет очевидным, что «Запад стремится к объединению планеты не ради абстрактных идеалов, а как средству выживания западной сверхцивилизации на достигнутом ею уровне потребления: ей необходима уже вся планета как среда существования и все ее ресурсы».

«Наступает новая эра – найден новый враг – терроризм, под эту сурдинку возможно все… Мы живем в виртуальном мире. Путь спасения человечества – разрушение нашей (западной) цивилизации. Она разрушит себя сама. Наступают новые темные века. Без надежды. Мы катимся в новое средневековье – жизнь без корней», – подводит он черту в «Глобальном человейнике».

Прогнозы А.А.Зиновьева читать тяжело, он – Кассандра нашего времени, гонец, приносящий дурные вести. В мире всегда господствовала апологетика и в древности таких гонцов казнили, сегодня подвергают остракизму, а они всегда настаивали, что просто говорят правду. Что же делать? Зиновьев отвечает, что будущее тем не менее фатально не предопределено: «Иди своим путем. И пусть другие говорят, что угодно. Не можешь идти – ползи. И не важно, куда ты придешь». Он имел в виду, конечно, и себя тоже.

Полезная ссылка: “Кабинет А.А. Зиновьева

Виктор Каменев