По статистике ежегодно в России больше 200 тысяч несовершеннолетних девочек рожают своих девочек или мальчиков. И именно малолетние мамы становятся причиной роста бездомных детей.

Зачастую девчонки остаются со своей выпирающей проблемой один на один. Куда со всем этим пойти, посоветоваться, выговориться, где найти помощь и поддержку?

Со всеми этими вопросами мы обратились к Галине Дворянсковой – директору государственного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал надежды», который расположен в новом городе. В августе нынешнего года на его базе открылось первое в Ульяновской области отделение «Кризисный центр для малолетних матерей и их детей «Маленькая мама».

Сейчас там сформирована детско-родительская группа – в нее входят девочки от 12 до 16 лет, которые уже заявили своим родителям, что готовы стать мамами в ближайшее время, и их мамы.

– Как вы эту группу набрали? Девочки сами к вам приходят?

– Совместно со специалистами органов профилактики безнадзорности и правонарушений сформировали банк данных малолетних матерей. Сами они к нам вряд ли пришли бы. Встречи с ними и их мамами инициировали мы. Вместе со специалистами социальной защиты населения по Заволжскому району сначала прошли по домам, всех пригласили, собрали.

Приходишь поговорить – чувствуешь, что от тебя отгораживаются стеной, по принципу «не лезьте в мою жизнь». Могу сказать, что это не их вина, а их беда. Кто, как не взрослые, может помочь им и найти решение проблемы?

– Социальный портрет маленькой мамы каков – малолетка с бутылкой пива и сигаретой во рту?

– Есть категория абсолютно милых и очаровательных девочек, о которых даже никогда ничего подобного не подумаешь… Общее в портрете воспитанниц отделения: незрелость личности, неадекватная самооценка, чаще заниженная, низкая ответственность, узкий круг интересов, иждивенческие позиции.

И все-таки большинство молодых мамочек – девочки из неблагополучных и неполных семей, которые лишены родительской любви, внимания и заботы. Они ищут ее на стороне. В итоге оказываются в «интересном» положении. Не забывайте также о желании этих девчонок как-то утвердиться среди сверстников. В большинстве случаев в возрасте от 12 до 16 лет первое и главное место у подростков занимает общение со сверстниками.

Мнение мамы, папы, педагогов уходит на второй план. И потом, дети – это подобие своих родителей, поведение которых может быть двойственным, что вызывает у детей протест. Отсюда вытекающие проблемы. Одной, как правило, не бывает.

– Ну и, наверное, не стоит сбрасывать со счетов желание подростков поскорее войти в настоящую жизнь, почувствовать ее.

– Это нормальное желание каждого подростка. На одном из наших семинаров говорили о забеременевшей 13-летней девушке из хорошей семьи. Так вот у нее есть планы на будущее. Она хочет родить, получить образование, вырастить ребенка. Тем не менее рождение ребенка в 13 лет – это искаженное мировосприятие.

– Маленькие мамы от детей отказываются часто?

– Часто, если не видят рядом поддержки близких. Ведь сами еще дети. После рождения ребенка сталкиваются с тем, что их досуг ограничен, ребенок на руках. Многие расценивают ребенка как обузу, которая мешает жить. Проще сделать так, чтобы этого ребенка не было, отказаться от него и продолжить свободную жизнь.

– Как реагирует семья на новость о беременности?

– Все зависит от семьи. Конечно, бывают истерики, даже выгоняют детей из дома. И куда эта молодая мамочка с ребенком пойдет? Ей легче будет отдать его в детский дом.

– Про потенциальных пап ничего не говорите?

– Они отстраняются от участия в жизни и малолетней мамы, и своего ребенка. «Хороших» пап – мизерный процент. А те, кто есть, чаще всего находятся в местах лишения свободы. Какие они отцы?

– Чем отделение «Маленькая мама» может помочь несовершеннолетним?

– Для их социальной адаптации и реабилитации у нас функционирует три формы помощи: круглосуточный стационар, полустационарное отделение и социальный патронат.

Наши специалисты посещают маленьких мам на дому. Кого-то – раз в неделю, кого-то реже, где ситуация более благополучная. К нам приходят несовершеннолетние девочки вместе с мамами. С ними проводят занятия.

В отделении работают юристы, психологи, социальные педагоги, медицинские работники, которые реально, в случае необходимости, могут помочь.

– Вы сказали, что одна молодая мама с ребенком у вас в отделении живет круглосуточно?

– У нас пока возможности небольшие. В социальной гостинице на базе центра есть одно место, гдемаленькая мама может жить с ребенком, пока ему не исполнится год.

Здесь они получают все необходимое, начиная от питания и одежды и заканчивая медицинским обслуживанием.

– Ребенку исполнится год – и что дальше? Куда эта несовершеннолетняя мама пойдет?

– Это проблема, с которой сталкиваются все российские реабилитационные центры. Ее обсуждают. Девочки нуждаются как в материальной, так и в психологической поддержке. К тому же им необходимо помочь получить достойное образование, чтобы они впоследствии смогли обеспечить себя и своего ребенка. Что будет дальше, надо думать. Опыт работы у нас пока небольшой…

Наталья Жидких