Последние несколько лет я пользуюсь услугами одной и той же автомобильной мойки. Ее хозяин, Игорь, недавно мне прямо заявил – слушай, ты избалуешь моих сотрудников. Я улыбнулся, поскольку подумал, что он шутит. Мои чаевые сотрудникам Игоря, как правило, не превышают 20 рублей. То есть, если услуга по мытью авто стоит примерно 180 рублей, то я отдаю 200.

Друзья, никогда бы не подумал, что 10-20 рублей могут пусть не сотворить чудо, но основательно изменить отношение. Аня, молодая девчонка, уже не первый год моет машины – в страшную жару и в самый лютый холод. Игорь признается – она наиболее ценная работница. “Работает добросовестно, никаких нареканий никогда нет. А главное – в запои не уходит. Я вот мужиков набрал. Так после первой получки на работу никто не вышел”, – делится особенностями своего бизнеса Игорь.

Я люблю приезжать на мойку, когда работает Аня. “У вас битумом дверь испачкана, надо оттереть, а то потом сложно будет”, “Сегодня ночью мороз, надо замки просушить, чтоб двери потом открылись” – с этой пусть небольшой, но трогательной заботой я сталкиваюсь постоянно.

Доводилось неоднократно замечать – даже мелкие чаевые принципиально меняют отношение к человеку. Наверное, не потому, что люди не проживут без лишних десяти или пятидесяти рублей. Главное – сам факт внимания. Чаевые – это показатель того, что работу оценили, выделили. В нормальном ресторане чаевые являются существенной составляющей заработка официанта. Мои знакомые рассказывали – были в Чехии, зашли в ресторан, не оставили чаевых. Буквально на следующий день оказались в том же заведении. Официанты сделали вид, что не понимают русских туристов. Знакомые лично сумели убедиться, что не оставить чаевые – это плохой тон.

Чаевые – уникальная штука. В России они зачастую позволяют получать услуги почти “по блату”. Пробил колесо, приезжаю на шиномонтаж – огромная очередь на несколько часов. Работник сервиса, замечая меня, сразу же деловито приглашает меня и почти торжественно объясняет очереди – этот клиент по записи. Да, на этом шиномонтаже я часто бываю, стараюсь оставлять небольшое вознаграждение. Для меня чаевые – это не подкуп, это возможность продемонстрировать удовлетворение полученными услугами. А также гарантия того, что, приехав в следующий раз, я не разочаруюсь.

Впрочем, такую точку зрения разделяют далеко не все. Знаю людей, которые считают чаевые едва ли не высшей степенью барства. Их логика такова: люди работают не бесплатно, они получают заработную плату, поэтому дополнительные бонусы – это не более чем излишество.

Оставлять чаевые или не оставлять – это вопрос почти из философской плоскости, как бесконечный спор о том, подавать ли милостыню нуждающимся. На мой взгляд, чаевые – это личный выбор каждого. Я оставляю их в том случае, если полностью удовлетворен обслуживанием, будь то кафе или автомойка. И меня очень раздражает, когда в счет отдельной строкой включается “оплата за обслуживание”. Разве это не принудительные чаевые?

И последнее. Как мне кажется, чаевые в России – это некоторая гарантия (хотя, безусловно, не всегда), что в кафе тебе сделают вкусный салат и нормально заварят чай. Очевидно, что десять-двадцать рублей не разорят клиента, не сделают богатым того, кто вам приносит чай, но помогут установить какой-то простой человеческий контакт. А разве этого мало?