Собственно о ней уже всё сказано, стихия она и есть стихия, люди были без хлеба, медпомощи, воды и света кто несколько дней, кто уже вторую неделю. Комментаторы ситуации возложили ответственность на власти, и я придерживаюсь такого-же мнения, тем не менее…

Как я понимаю, между моей позицией, и позицией многих комментаторов, есть приличная дистанция, весьма существенного свойства.

Пожалуй начну с вины губернатора.

Отмечу сразу, прямого умысла ни усматриваю ни с одной стороны. Во-первых, ему это и не нужно, и не кстати совсем. Во-вторых, летние пожары мы пережили куда лучше соседей, и тут большущая заслуга губернатора и его замов, закрепленных за районами. Даже городские фонтаны пошли в ход и пригодились. Поэтому, прямого умысла нет, но вот небрежность, отсутствие надлежащей осмотрительности усматриваю. В первую очередь в подборе и расстановке кадров, при этом, тут какой-то изъян в политике губернатора, на мой непосвященный взгляд, каждого министра надо крепко подпереть специалистом именно в этой области знаний, и имеющего необходимые практические навыки (упаси нас, от теоретиков и их экспериментов), нужен заместитель-практик.

Плохо поставлена и штабная работа, точнее вообще никак не поставлена. В первую очередь нужно налаживать работу совбеза, тем более, там новый руководитель, который только-только начал работу, ему и все карты в руки, причем в буквальном смысле. Вот какие катаклизмы могут ожидать регион? Перечислю, по степени ожидаемости:

1. Ураганы, фактически обычное явление.

2. Гололед. Тоже, явление регулярно повторяющееся, хотя и в разных масштабах;

3. Половодье;

4. Оползни и проседания грунта;

5. Засуха.

6. Разрушение гидрозащитных сооружений.

7. Техногенные разрушения промзданий и жилого фонда (в основном в следствии износа)

8. Пожары.

9. Радиоактивное поражение.

10. Разрывы нефте-газо-проводов;

11. Химические поражения.

Значит нужен учебник по гражданской обороне, и ликвидации последствий для чиновников, нужен мобилизационный план под каждый случай. Как принято у военных, в случае ситуации А, достать из сейфа конверт №….. и действовать дальше согласно инструкции, не дожидаясь команд вышестоящего руководства.

Чтобы в дальнейшем, не ссылаться на непредвиденные обстоятельства непреодолимой силы, нужно свести их к минимуму, и если нельзя предугадать обстоятельства, то можно минимизировать риски и предусмотреть алгоритм действий по ликвидации последствий, дабы не вставал вопрос о непредусмотрительности.

Вина, таким образом кадрово-организационная, но принимая во внимание, что проблемы копились годами, и стали неожиданностью для министра МЧС и премьера, топожалуй, губернатору следует принять во внимание ситуацию, и сделать выводы ;), большего ему вменить нельзя, и большего он не заслуживает.

Запишем на полях:

Ураганы – от ураганов спасут нас: подземные кабели, резервирование систем энергообеспечения, в жизненно важных местах – стационарные энергогенераторы, про запас нужно иметь резерв мобильных генераторов (вдруг понадобится срочно перекинуть их в конкретные точки?), на всех генераторов не напасешься, а вот в резерве держать можно. (Тут есть одна мысль, как получить генераторы понадежнее, экономнее и подешевле, но не для записи в журнале ;). В зимний период, ураганы могут вызывать заносы на дорогах, тут запишем: снегоходы для аварийных служб и медиков, идея с вертолетом была хороша, но при наших туманах и ветрах, снегоход тоже вещь полезная.

Гололед. У нас нет датчиков гололеда, а их только на Ульяновск нужно штук 40, и по области примерно также. Нужны зимние пескобазы и низкие расценки на песок, для городских служб и разных ТСЖ, УК – у них как правило и нет своих запасов, и расположить их нужно удачно, что бы транспорт при минимуме поездок, накрывал максимум площади. Растворы, они нужны трех типов для температуры около нуля (наиболее неприятная температура), для -10 градусов, и для температур ниже – 10 градусов, желательно постепенно перейти к аммиачно-хлорным растворам с ингибитором коррозии, вместо соляного. Ещё лучше наладить их собственное производство, благо сырья достаточно. Тем более растворы можно наносить на дорогу поливальной машиной, ещё плюс.

Половодье. Тут помогут только насыпные дамбы и своевременная эвакуация. С дамбами проблема, с одной стороны и строительного мусора навалом, и грунта от строек море, с другой стороны – нет организатора, который бы направил весь подобный мусор на строительство дамб (набережных), оргдефект.

и т.д., всё уж расписывать не буду, но каждая проблема решаема, было бы желание и опыт.

А насчет пожаров, скажу коротко: страхование, датчики сигнализации и автоматические системы тушения – спасут нас от этой беды, но как это растолковать гражданам? Не знаю.

Главы муниципалитетов. Их вина серьезнее, они вообще оказались неготовы к борьбе со стихией, тут нужно смотреть, кто реально использовал всё, что имел, а кто откровенно валял дурака. За все районы не скажу, но в Ульяновсе полный провал контроля за УК ЖКХ и ТСЖ, нет на них управы, похоже руководство ЖКХ в городе пора менять, пересидели в должностях, избыточно пригрелись.

Отрадно, что про мобилизационные планы сказал Владимир Путин, значит не я один такой идиот, хотя и заговорил о них раньше ;)

Про наказание виновных, тоже тему озвучил с недельку назад, и про подземные кабели говорил, хорошо, что теперь об этом говорят и руководители.

У меня сложилось впечатление, что кто-то, всё же читает иногда, то, что я тут пишу ;) Авось и на пользу пойдет жителям области и города. Тем более, ничего нового я не сказал, и большинство руководителей об этом знаю и помнят, но всё руки не доходили, может сейчас дойдут?