НАШа землячка рассказала «НГ» как на самом деле снимается популярная телепередача.
Жительница Майны обещала гонорары Алену Делону
Светлана Школьная – уроженка Майны. Недавно закончила институт телевидения при Останкине в Москве. Работу искала непременно на Первом канале. Оказывается, в этом есть резон. И совсем не потому, что Первый считается самым популярным.
– Наоборот, исследования показывают, что Первый смотрят преимущественно «путинские бабушки», то есть не самый умный электорат, – говорит Светлана. – А хочется ведь творить, организовывать свои проекты – смелые, умные. Реализоваться с такими идеями было бы легче на периферийных каналах. Но, к сожалению, нет таких компаний. RTVI и «Эхо Москвы» – относительно свободные, но не спонсируемые проекты. А без хорошей зарплаты за идею я работать… как-то не могу. Первый канал спонсируется хорошо. В его штат попасть желательно еще и потому, что потом с пометкой «федеральный канал» тебя возьмут где угодно. И если у меня будет запись “федеральный канал”, я либо смогу выбирать, куда идти работать, либо совсем испорчусь и примкну к паркетным СМИ.
День за днем Светлана настырно обходила кабинет за кабинетом на Первом, убеждая, что она – самый ценный работник и вообще непонятно, как проект существовал до нее – такой инициативной, хваткой, сообразительной.
Руководство передачи «Пусть говорят» поверило. Так НАШа 26-летняя выпускница попала в стажеры на знаменитый проект.
Акулы. Как готовятся передачи
Темой передачи выбирается то, о чем на данный момент говорят все. В суматохе подготовке бывают ляпы и курьезы. Например, многие видели в минувший вторник передачу о трагедии в Египте. В курортный городок Шарм-эль-Шейх тут же вылетела съемочная бригада «Пусть говорят». По телефону доложили руководству радостные вести – есть уникальные кадры! И покусанных россиян, и акул, которых прикармливают у берега мясом.
Однако, в эфир пошло совсем другое.
Светлана рассказывает об этом со смехом:
– 7 декабря, вторник, утро. Ночью программа была смонтирована и вечером выходит в эфир. ЭТУ программу мы ждали со страхом. Потому что облажались по полной, сейчас расскажу как.
В пятницу вечером я бросила клич в Интернете «У кого есть интересные фотографии и видео из Шарм-эль-шейха?», оставила свой телефон. Принялась ждать – вдруг у кого-то есть эксклюзив. В любой момент может прийти письмо, раздаться звонок, надо сразу реагировать и понимать, как этот эксклюзив получить и быстро донести до монтажки. Это может случиться прямо перед эфиром, как произошло и в этот раз.
За 6 часов до эфира пришло смс: «Есть фото покусанной акулы, звоните». УРА! Это просто супер, такого ни у кого нет, фотографировал турист. Фото получили.
3 часа до эфира, приходит новое сообщение: «Есть видео, как вылавливали акулу». Снова – «ура! Везите!»
15 минут до эфира. Видео у нас, понимаем, что это видео – гадость, ерунда.
Малахов уже в аппаратной, недовольный.
Выдаем лайф (видео для красивой картинки, которое пускают на экран, пока герои беседуют в студии – Ред.). На видео акула выбрасывается на берег, туристы снимают на телефон, очень красиво, шокирует.
Малахов кричит: «БОМБА!» и спускается в студию.
Я шепотом шеф-редактору говорю, что это из Интернета скачано и произошло уже давно. – Молчи, у нас ничего по видео нет…, – слышу ответ.
Мотор.
Андрей: «Два часа назад наши корреспонденты привезли шокирующее видео, посмотрите, что сейчас творится на пляжах Египта!»
Назад пути нет, видео вышло, перезаписывать не будем. О «левом» видео знает только шесть человек – наша бригада.
Думать об этом после программы не было сил, все тихо разбрелись по домам.
На следующий день вбиваем в Яндексе поисковую строку – «Акулу выбросило на берег». Черт!
Наша «бомба» – во всех августовских новостях! Это были события августа этого года.
Все шесть человек – сидим очень тихо, боясь любого движения воздуха, которое пахнет лишь одним – увольнением.
Через час следующая новость – на канал звонили. Это видео у нас хотят купить за большие деньги. И еще – звонок из компании дайверов: «Это невероятно, такие акулы не водятся в Красном море! мы снаряжаем экспедицию, будем нырять, искать, это научная сенсация!».
Дальше хуже – египетские власти приезжают на конференцию в Москву, а мы этим вечером собираемся отпугнуть их потенциальных туристов этими кадрами. Это международный скандал, решаем мы вшестером и уныло начинаем подумывать о поисках новой работы.
А весь телецентр меж тем обсуждает эти кадры и поздравляет нас с эксклюзивом.
Еще пару часов спустя.
Руководство сидит в соседнем кабинете и смотрит запись.
Мы притихли.
Пригнулись, когда их вызвали к руководству. Но… пока пронесло.
Вечером шеф нашей команды не выдержала, отправилась на ковер каяться.
Мы просто не поверили своим ушам, когда она принесла нам ответ сверху:
– Ну и что? Акула что ли на вас в суд подаст? Все нормально. Рейтинг у передачи пока – самый высокий.
Герои. Попытка устроить личную жизнь.
– Я в бригаде единственная незамужняя, поэтому, как только на передаче появляется более-менее подходящий кадр, все взоры обращаются в мою сторону, – улыбается Светлана.
Но, по ее словам, личная жизнь пока никак не складывается.
– Иногда просто не соображаешь это сделать. Например, был у нас симпатичный пластический хирург. Мне все знаки делают, а я вся в работе. И только к концу эфира поняла, что хирург-то – очень даже ничего. Думаю, сейчас подойду, отцеплю микрофон, постреляю глазками… Тем более, он в начале программы так мило улыбался. Но, видимо, недаром говорят, что сопливого вовремя целуют. То, что было актуально в начале программы, к концу уже улетучилось. В общем, опоздала я со своей «стрельбой».
Неделю назад на передачу пригласили инструктора по дайвингу. Вся бригада выдохнула «Какой красавчик!» и опять головы повернулись в сторону Светланы – ну, работай, барышня! Такая рыба приплыла в твои сети!
– Я тоже завздыхала, потому что именно меня поставили работать в аппаратной, а, значит, пококетничать я не успею.
Правда, об упущенном шансе на этот раз Светлане сожалеть не пришлось. Ибо красавчик-дайвер, от которого таяла вся бригада целый вечер, оказался женат и с тремя детьми.
– Ничего, – оптимистично улыбается Света, – впереди еще много эфиров.
Глава 3. Профессионалами не рождаются
Над созданием «Пусть говорят» работают пять бригад (должно быть шесть).
– Конечно это определенный механизм – выдавать по одной программе в неделю, – выдает сентенцию Светлана. – Но новости – они когда хотят, тогда и приходят. А темы упускать жалко, и хочется, чтобы лучше остальных бригад получилось. Поэтому в студии царит все время аврал и хаос. «Пусть говорят» – это же сплошной поиск. Берешь новость, вот акулы, к примеру – никаких данных, только пара неправильных имен и отель. И начинается расследование. Пока корреспонденты летят в Египет, мы ищем информацию, чтобы им легче было сориентироваться на месте. В ход идет все – звоним в отель, сочиняем, что наша мама отдыхает у них и не выходит на связь, а мы волнуемся – вдруг именно ее покусали. Имен пострадавших было мало, и они были неверные, я последнего вообще нашла в египетских СМИ.
Кстати, если вы думаете, что Андрей Малахов настолько гений, что в курсе всех событий происходящих в мире и что он может говорить на любую тему часами, вы очень сильно заблуждаетесь. Конечно, Малахов гений. Но все тексты, что он произносит в эфир, он придумывает не сам.
– Андрей в день записывает по три программы! Он реально свихнется, если будет вникать во все и знать каждую мелочь, – уверена Светлана. – Всю работу по поиску героев и подробностей выполняет бригада. Он, конечно, в курсе всех историй, но это наше дело – предоставить ему всю информацию в сценарии, прописать его слова.
При подготовке передачи о блогерах (интересные личности, которые ведут в Интернете собственный блог – Ред.) был забавный момент.
– Представляете, времени в обрез, уже поздний вечер. Мы все уставшие, а у нас не хватает героев, – вспоминает Светлана. – Нашли в Интернете десятку самых известных блогеров, раскопали контактную информацию и начали обзванивать, приглашая на передачу. И вот слышим на всю аппаратную громкий голос Кати – такая взрослая женщина, которая с серьезным видом взывает в трубку: «Але, это птаха? Нет? Мне очень нужен птаха! Как мне связаться с птахой?» Мы все просто лежали от смеха. Дело в том, что у блогеров нет имен, только ники. Поэтому кому мы звоним – не знаем, кто это – мужчина, женщина ли. Эту птаху потом вспоминали еще очень долго.
Самое сложное при создании передачи – это поиск ВИП-гостей.
– Трудно, – рассказывает Светлана, – найти контакты первых лиц шоу-бизнеса и власти, заинтересовать их, убедить согласиться на съемку, выкроить «дыру» в своих расписаниях. Причем, звонить известным людям оказалось совсем не страшно. Они все, на самом деле, очень хорошие. Причем замечено – чем выше уровень звезды – тем она будет симпатичнее, приятнее и проще в общении. Только один раз я общалась со «звезданутой», но вы ее даже не знаете. Из хороших и запомнившихся – телеведущая Елена Ханга, диктор ЦТ Анна Шатилова (с ней у нас вообще дружба еще со времен диплома), телеведущий Валдис Пельш, общественный деятель, писательница Алла Гербер, певицы сестры Зайцевы.
Светлана знает два языка – французский и английский. Благодаря этому она получает самые неожиданные задания. Например – позвонить любовнице Ван Дама, Патрисии Касс, Ален Делону…
– Мировые звезды на нашей программе – это «бомба», как у нас тут любят говорить, – продолжает Света. – Тут я не справляюсь, и это плохо. Патрисию Каас пригласить было не очень важно, просто звонила, думая – а вдруг она в Москве и тогда все будет очень здорово. А Алена Делона очень хотелось привезти. В офис ему обзвонилась, но дальше секретаря не прорвалась. Просила, рекламировала программу, надоедала вопросами, обещала гонорары… Не заинтересовался… Девиз программы: «Все возможно, просто надо постараться». Я уже убедилась, что пригласить и уговорить можно кого угодно. Я не смогла. Ну, буду писать ему много писем, и если вы когда-нибудь увидите в нашей программе Алена Делона, знайте – я профессионально расту.