В России набирает обороты новое для нас веяние – благотворительность за счет других.

Необычную благотворительную акцию запустила в России группа компаний «Детский мир». Покупателям предлагается помочь обездоленным детям – приобрести в магазинах общероссийской сети товары и оставить их воспитанникам детдомов и реабилитационных центров. При этом никаких специальных скидок не предусмотрено. Такая деятельность компании вызвала возмущение общественности в российских регионах. Похожую акцию за счет покупателей организовала и компания «ИКЕА»: перед Новым годом она обещает перечислить в международный детский фонд ЮНИСЕФ 40 рублей от стоимости каждой купленной в ее магазине мягкой игрушки. По мнению опрошенных «НИ» экспертов, речь идет о меценатстве за чужой счет – магазины не только извлекают прибыль, но и позиционируют себя в качестве представителей социально ответственного бизнеса.

Благотворительная акция «Мы дарим детям подарки. Участвуйте!», в рамках которой можно помочь малышам и подросткам, лишенным родительской заботы, проходит в течение всего декабря во всех регионах страны, где есть магазины компании «Детский мир». Продавцы предлагают покупателям приобрести игрушки или любой другой товар и оставить в магазине, в специальном пункте приема подарков. В дальнейшем собранный гуманитарный груз обещают передать детским домам.

По словам г-на Гринберга, вырисовывается нелицеприятная картинка: «Магазины продают товар с наценкой, люди его покупают, отдают, а бизнесмены кричат: мы занимаемся благотворительностью! Не хочется, конечно, думать плохо, но еще неизвестно, что в итоге будет передано в детские дома. И очень надеюсь, что проданный товар не будет в дальнейшем реализован повторно».

В Ульяновске эта благотворительная акция вызвала бурное возмущение. «В этом случае не стоит вести речь о благотворительной деятельности «Детского мира», скорее это благотворительность отдельного гражданина, – заявил «НИ» член правления ульяновского общественного движения «За достойную жизнь» профессор Исаак Гринберг. – Мне кажется, что компания в состоянии делать добрые дела за собственный счет, а не за счет своих клиентов. Или по крайней мере предоставили бы внушительные скидки».

Управляющая ульяновским филиалом «Детского мира» Елена Арябкина рассказала «НИ», что никаких специальных скидок на товары в связи с проведением благотворительной акции не предусмотрено. «После завершения акции все собранные подарки будут переданы в местный социально-реабилитационный центр «Алые паруса». Представители центра обещали приехать за ними».

Пресс-секретарь группы компаний «Детский мир» Валерий Прокофьев рассказал «НИ», что благотворительная программа реализуется в 131 магазине национальной сети «Детский мир» в 68 городах России. Комментируя критические замечания в адрес компании, г-н Прокофьев отметил, в частности, что «люди могут не покупать товары именно в «Детском мире». «Никто не будет возражать, если человек приобретет игрушку в любом другом магазине или на рынке и принесет ее в наш пункт сбора подарков», – пояснил собеседник «НИ».

Уполномоченный по правам детей при губернаторе Ульяновской области Константин Долинин полагает, что затеянная акция «не до конца продумана». «Эта благотворительная программа, безусловно, настораживает, – отмечает в беседе с «НИ» г-н Долинин. – Люди, которые хотят помочь, например, детдому, могут вполне сделать это и без представителей бизнеса. А то получается, что бизнес и деньги зарабатывает, и славу великодушного благотворителя». Ульяновский омбудсмен отметил, что позитивная сторона акции заключается в том, что людям напоминают: кроме счастливых детей, есть еще и несчастные, которым тоже требуется внимание. Директор благотворительного фонда «Детский дом» Оксана Галаган в разговоре с «НИ» отметила, что в акции есть и негативная сторона: люди, возмущенные тем, что компания хочет нажиться на их добрых чувствах, могут потерять доверие ко всем благотворительным фондам вообще. А ведь благотворительность в нашей стране и так, мягко говоря, развита не очень.

По словам пресс-секретаря Союза благотворительных организаций России Нурии Кильмаматовой, «коммерческая благотворительность», когда компании-«благотворители» больше зарабатывают, чем тратят, давно существует на Западе и получает все большее распространение в России». «Она уже стала хорошим тоном для серьезных российских компаний, – говорит «НИ» г-жа Кильмаматова. – При этом организации стараются затратить на акции помощи как можно меньше собственных средств». Как правило, «коммерческая сторона» благотворительных акций других российских компаний не так выражена, как акции «Детского мира». Например, «ИКЕА» перед Новым годом обещает перечислить в международный детский фонд ЮНИСЕФ 40 рублей от стоимости каждой купленной в этом магазине мягкой игрушки. «Это тоже может вызвать отторжение у покупателей, – считает г-жа Кильмаматова, – ведь им давят на совесть ради собственной выгоды, но вместе с тем собранные средства и подарки сделают детей в детских домах хоть немного счастливее». «Настоящих меценатов в нашей стране очень мало, – говорит представитель благотворительного фонда «Поделись теплом» Александра Конашенкова. – Можно даже сказать, что их почти нет. И все крупные пожертвования в основном делаются с целью пиара или повышения продаж. Это грустно, но, с другой стороны, дети-сироты все же получают благодаря этому подарки».

МИХАИЛ БЕЛЫЙ,СВЕТЛАНА БАШАРОВА