По состоянию на первое декабря текущего года в очереди на улучшение жилищных условий зарегистрировано 3234 ветерана Ульяновской области. Однако сколько не зарегистрировано, не упоминается. Свидетельства на приобретение жилья получили 2095 ветеранов. Из них 1737 или 83% уже приобрели новое жильё. Оставшиеся 358 человек, получившие свидетельства, должны быть заселены в новое жильё до 25 декабря. Что будет с теми, кто стоит в очереди, но свидетельство не получил, а особенно с теми, кто в очередь не попал, не сказано ни слова.

Сначала о приятном. Из федерального бюджета в областную казну поступили 287,3 миллиона рублей. Из них более 266 миллионов рублей будут направлены на обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны.

Губернатор области Сергей Морозов поручил усилить контроль над реализацией этого вопроса. В еженедельном режиме ответственные исполнители обязаны будут докладывать ему об исполнении Указа Президента РФ, в соответствии с которым все ветераны войны до конца года должны улучшить свои жилищные условия. В противном случае к чиновникам будет применяться административное взыскание. Поручение есть и наказ сделан.

А теперь заглянем за кулисы этого «праздника жизни». Весельем здесь и не пахнет. Опять во всём «виновата» прокуратура. Пока чиновники взахлёб рапортовали о «проделанной работе и достигнутых успехах», она провела проверку деятельности регионального министерства труда и социального развития. Её итоги себя ждать не заставили: «Выявлены многочисленные нарушения должностными лицами этого органа власти требований законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения жильём ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны».

Далее следует «расшифровка». Чиновники, например, неоднократно нарушали пятидневный срок уведомления пожилых людей о принятом решении. Мелочь, скажете вы. Как бы ни так. Если тебе прислали уведомление с большим опозданием, попробуй его обжаловать. Легче доказать, что ты не корабль пустыни. А если добавить к сказанному, что заявления ветеранов не всегда включались в книги регистраций, да и сами книги были далеко не во всех администрациях, то пожилым людям и вовсе не позавидуешь. Не зря же прокурор Мелекесского района подал в суд на главу администрации Новочеремшанского сельского поселения: столько тот наломал дров с постановкой на учёт ветеранов войны.

Министерство, видимо, решило брать пример с федерального центра. Тот, развязывая себе руки, взваливает на регионы массу полномочий, которые ничем не подкреплены. А случись что не так, с тех же провинциалов и спрашивает. Так вот, министерство труда и соцразвития взвалило на органы местного самоуправления полномочия по обеспечению ветеранов жильём. Те сначала опешили от решения, которое принял их «старший брат», а придя в себя, пустились во все тяжкие. Муниципалы в лице городских и поселковых администраций начали принимать заявления, формировали учётные дела и направлять их … в министерство. Говоря иначе, из стариков сделали футбольный мяч, который гоняли из одних ворот в другие. Если же учесть, что «старший брат» фактически уклонился от контроля над формированием и движением таких дел, то игра шла бойко. И если бы не вмешательство арбитра в лице прокуратуры, о права ветеранов так бы и продолжали вытирать ноги. Не будем, однако, пустословить. Перейдём к примерам.

Прокуратура Засвияжского района установила, что мэрия Ульяновска отказала трём вдовам умерших участников войны в постановке на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Они, якобы, имеют учётную норму жилья. Действительно, имеют. 93-летняя Ираида Алькаева, 83-летняя Людмила Архипова и 82-летняя Клавдия Скотникова проживают в квартирах. Но с многочисленными родственниками и на каждую приходится соответственно 10,6; 8,6 и 10 квадратных метров общей площади. Из какого пальца высосали свою информацию вконец обесстыжевшие чинуши, приходится только гадать. Прокурор Засвияжского района пошёл с иском в суд. Тот принял сторону обвинения. Решение об отказе признано незаконным. Мэрию обязали поставить вдов на учёт для обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета.

Точно в такой же ситуации оказался 87-летний инвалид войны Иван Вьюговский. В мэрии Ульяновска не нашли оснований ставить его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Чиновники даже не потрудились убедиться, что он проживает в квартире общей площадью 42 квадратных метра с шестью родственниками. На этот раз отстаивать права пожилого человека в суд пошёл прокурор Ленинского района. Ветерана на учёт поставили.

По аналогичным искам прокуроров признаны незаконными решения жилищных комиссий администраций Барышского, Сенгилеевского, Майнского, Новомалыклинского и Старомайнского районов, которые незаконно отказывали ветеранам в предоставлении жилья.

Перечислять «подвиги слуг народа» можно до бесконечности. Сути дела это не изменит. А вот что говорят цифры прокурорских проверок. В целом за 2010 год в данной сфере выявлено 270 нарушений закона. Возбуждено 24 административных дела. Опротестовано пять незаконных правовых актов. В суды направлено 40 исков. Министру труда и социального развития внесено представление, какое по счёту, сказать трудно. Ситуация с ним напоминает известную басню Ивана Крылова, в которой «Васька слушает, да ест». Учитывая, что вместе с министром представления внесены ещё 90 чиновникам, он подаёт своим подчинённым не самый хороший пример. А потому вернёмся к началу разговора и вновь спросим: «Так что же будет с теми ветеранами, которые стоят в очереди, но свидетельства не получили? Особенно с теми, кто в очередь не попал и, судя по чиновничьему беспределу, рискует в неё не попасть вообще? Большой вопрос, однако.

Виктор Никитин