Виктор Никитин
В середине минувшего месяца в столице Казахстана городе Астана прошла первая встреча представителей и партнёров проектов в формате «Аграрно-политический диалог» Республики Казахстан, Российской Федерации, Украины и Германии. Не секрет, что Ульяновская область очень плотно сотрудничает с Белоруссией и Казахстаном. И оставаться в стороне от процессов, которые повлекли за собой создание Таможенного союза, она не может.
В этой встрече принял участие председатель аграрного комитета Госдумы России Валентин Денисов. Комментируя ее итоги, депутат напомнил, что на территории России данный проект реализуется на протяжении 18 лет и добавил: «С уверенностью можно сказать, что его реализация позволила России эффективно использовать европейский опыт формирования агропродовольственной политики и развития сельского хозяйства».
Эта тема вплотную связана с вопросом создания Таможенного союза. Он, как известно, работает с первого января 2010 года. В его состав входят Россия, Казахстан и Белоруссия. В июле вступил в силу Таможенный кодекс. Ведётся формирование Единого экономического пространства (ЕЭП). Некоторые подвижки уже налицо. Так, например, отменено таможенное оформление на российско-белорусском участке границы, частично – на российско-казахстанском участке. А с первого июля будущего года на этих границах отменяется досмотр граждан государств-членов Таможенного союза.
Что ввозим и что вывозим?
Впрочем, нынешние ограничения на провоз денег и товаров тоже не особенно тяготят наших сограждан. Хотя, признаться, создают порой сплошные неудобства. Так, например, ввоз и вывоз белорусских рублей без таможенного декларирования разрешён в сумме, эквивалентной … 12 долларам США, иностранной валюты – в пределах 3 тысяч долларов, с письменным декларированием – 10 тысяч долларов.
Строго в части спиртного, в том числе слабоалкогольного, и табака. Беспошлинно в Белоруссию можно провозить не более одного литра горячительного и 10 пачек сигарет. Белорусы трепетно относятся к вопросам национальной безопасности, а потому жёстко контролируют перемещение любых электронных носителей. Пошлины довольно ощутимые – до 60% от таможенной стоимости товара.
У Казахстана свои правила. Местная таможня ни за что не допустит ввоз и вывоз тенге – национальной валюты республики, а также иностранной валюты, эквивалентная стоимость которой превышает 500 долларов США. На такую же сумму разрешается вывозить товары. При этом если у вас нет чека из магазина, стоимость товара определят по специальным кодам, и вы поймёте, что крупно проиграли.
Другое дело – матушка-Россия. Ввозишь-вывозишь товар стоимостью до 65 тысяч рублей, или «наличку», эквивалентную 10 тысячам долларов США, никакого тебе таможенного оформления. То ли рубль у нас ничего не стоит, то ли мы такие добрые, но факт остаётся фактом.
Спасает наших сограждан безалаберность. Многим известно, что жёсткость таможенных требований давно уже с лихвой компенсируется их неисполнением. Белорусские таможенники, например, очень редко досматривают российских граждан, делая границу «беспошлинной». Некоторые «слабости» допускаются и на границе с Казахстаном: как-никак мы когда-то были братьями по Советскому Союзу, жили под одной крышей, и делить нам было нечего.
Кого не волнуют таможенные проблемы, так это чиновников, в какой бы из стран они не проживали. Перед «слугами народа» двери таможен всегда распахнуты настежь, они, по сути, неприкосновенны. А потому могут совершенно беспрепятственно ввозить-вывозить любые суммы денег, а равно и товары, которые досмотру не подвергаются. Есть мнение, что когда будет «открыт шлагбаум» с этой ситуацией явного неравенства перед законом будет покончено.
Надо ли с открытием границ опасаться лавины контрафакта из так называемых третьих стран? Если он есть сегодня, почему его не будет с «прозрачными» границами? Другое дело, что потребительский бум в последние годы заметно пошёл на спад: зачем идти на риск, когда сегодня можно делать всё, что не запрещено, в том числе свободно торговать? Недаром премьер-министр России Владимир Путин принял участие в недавнем заседании Высшего органа Таможенного союза. Обсуждались многие вопросы, на большинство из которых получен положительный для граждан трёх государств ответ.
Какие техрегламенты лучше?
До сих пор мы больше говорили о «личной жизни». На общегосударственном уровне всё гораздо сложнее и проблем здесь хоть отбавляй.
По мнению Валентина Денисова, объём и структура государственной поддержки АПК в странах Таможенного союза различна, что создаёт неравные условия для сельхозпроизводителей. Решение видится в унификации господдержки сельского хозяйства в Белоруссии, России и Казахстане.
Депутат уточняет: «В силу различных форм ведения экономики в этих странах, естественно, различаются источники финансирования. В России основная нагрузка по поддержке АПК ложится на Госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирование продовольственных рынков с участием региональных бюджетов». И добавляет, что принял участие в заседании аграрного комитета Мажелиса (парламента) Республики Казахстан, а также обсудил с его председателем Ромином Мадиновым вопросы повышения роли законодателей в становлении Таможенного союза.
Буквально вслед за этим Госдума России приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в федеральный Закон «О техническом регулировании». Они касаются, прежде всего, ускорения интеграционных процессов по сближению законодательств государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Европейского союза, снижения технических барьеров в торговле, создания национального органа по аккредитации.
Чтобы была понятна суть сказанного, возьмём в качестве примера технические регламенты. В России, несмотря на отчаянное сопротивление лоббистов от продовольственных монополий, они самые чёткие и жёсткие. В Белоруссии и Казахстане не в пример либеральнее. Когда начиналось создание Таможенного союза, упомянутые лоббисты, пользуясь ситуацией, начали «отодвигать» существующие техрегламенты и «проталкивать» свои, более мягкие и щадящие. Их не остановил даже тот факт, что ужесточение позиций по регламенту на молоко оправдано во всех отношениях: он касается, в первую очередь детей. Не возымели действия уговоры собратьев из Белоруссии и Казахстана, которые пытались доказать, что российские техрегламенты самые лучшие и «ломать» их не надо.
Чтобы положить конец «междоусобицам», решено было идти другим путём. Законопроект «О внесении изменений …» вводит принцип так называемого «нового подхода», который предусматривает возможность установления в техрегламентах обобщённых требований безопасности к продукции. Производитель, как говорит Валентин Денисов, получит право выбирать стандарты самостоятельно – международные или российские.
Кроме того, вводится понятие «предварительный национальный стандарт», особенностью которого является временный характер. В процессе его применения сформируется опыт, на котором будут базироваться будущие стандарты. Это позволит защитить интересы не только производителей, но и потребителей.
В законопроект внесены также изменения, направленные на создание единой национальной системы аккредитации на основе международных принципов и подходов. Такая мера, считает депутат, послужит снижению технических барьеров для допуска отечественной продукции на международный рынок, а в конечном итоге, станет способствовать экспорту российских товаров.