Виктор Никитин

Опасения, что засуха минувшего лета будет нам аукаться ещё долго, находят своё подтверждение. Уже сегодня известно, что в целом по ПФО недостаток семян на яровой сев будущего года составляет 673 тысячи тонн, по Ульяновской области – 15 тысяч тонн на 292 миллиона рублей.

Надо торопиться: цены растут. Сегодня за семена яровых первой репродукции уже запрашивают 11-15 тысяч рублей за тонну. Семена предлагают Ростов, Ставрополь, Краснодар, Киров, Северокавказский и Сибирский округа. Но специалисты советуют отдавать предпочтение семенам, районированным в ПФО. Вот только вопрос: где и у кого их брать при существующем дефиците? Опять же, если не будет поддержки из областного бюджета, закупить требуемый объём семян нашим аграриям просто невозможно.

Но выход, кажется, будет найден. С будущего года возобновляется субсидирование некоторых направлений в растениеводстве, конкретно, сады, рапс, тепличное хозяйство. Среди них и семена. Есть, правда, одно условие. К дотированию, например, из федерального бюджета можно предоставлять только расчёты на материалы отечественного производства. Но это всё-таки лучше, чем ничего.

Какая погода будет на завтра?

Как говорит заместитель директора департамента Минсельхоза области Александр Захаров, с августа по причине засухи складывались неблагоприятные условия для развития озимых культур. Во второй половине ноября запасы почвенной влаги в посевах озимых составляли по области на большинстве полей в слое почвы до 20 сантиметров от 18 до 51 миллиметра и в метровом слове – от 122 до 183 миллиметров, то есть тянули на «хорошо». На отдельных полях – от 83 до 112 миллиметров, это на «троечку». На некоторых полях южных районов области запасы влаги составляли 24-72 миллиметра, что при всём желании больше чем на «неуд» не тянет.

По данным специалистов Минсельхоза и Гидрометцентра из 316 тысяч гектаров посевы ушли в зиму на 49% в фазе кущения и на 51% на всходе третьего листа. Состояние 94% озимых расценивается как хорошее и удовлетворительное и шесть процентов – как плохое в виде повышенной изреженности и отсутствия всходов. Не будем забывать, зима совсем недавно вступила в свои права. Вслед за морозами последовало таяние снега, озимые частично остались без «тёплого одеяла» и если ударят сильные морозы, надо ждать беды. Но пока что погода для озимых благоприятная.

Есть хороший задел под урожай будущего года: осенняя обработка почвы проведена на 395 тысячах гектаров или 107% от плана. Лишь бы не повторился ужас засухи уходящего года.

Кормопроизводство

Планов на весну 2011 года у регионального Минсельхоза громадьё. Намечено, в частности, внести в почву 76 тысяч тонн минеральных удобрений против 71 тысячи в нынешнем году. С учётом последствий засухи предполагается провести защиту от сорняков, болезней и вредителей на 600 тысячах гектаров против 510 тысяч гектаров 2010 года.

Наибольшую обеспокоенность вызывает состояние кормовой базы. Без неё, как известно, животноводство не поднять. Здесь придётся начинать едва ли ни с чистого листа. Александр Захаров не скрывает: «Нарушение структуры посевов кормовых культур в прошлые годы привело к снижению полноценности кормов, их перерасходу, повышению стоимости, убыточности производства продукции животноводства и сокращению поголовья скота». Говоря простым языком, большинство хозяйств области в погоне за «быстрыми деньгами» делали упор на зерновые культуры: по весне посеял, по осени убрал и положил денежки к себе в карман. Но началась ценовая чехарда, и очень скоро стало понятно, что такая погоня грозит катастрофой. Минувшая засуха до предела обозначила все ошибки и упущения в кормопроизводстве. Сокращение площади посевов кормовых культур, низкая их урожайность, отсутствие страхового фонда кормов поставило большинство хозяйств области в трудное положение.

Между тем ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области на 2008-2012 годы» предусматривает в части животноводства довести производство мяса до 61 тысячи тонн, молока – 310 тысяч тонн. Для этого, как теперь выясняется, необходимо произвести 982 тысячи тонн кормовых единиц, в том числе: грубых – 155 тысяч тонн, сочных – 415 тысяч тонн и концентрированных – 412 тысяч тонн. Если по-другому, то занять под кормовые и зернофуражные культуры 556 тысяч гектаров земли.

Но и это не всё. Предстоит восстановить планирование кормопроизводства. На практике это означает разработку и выбор оптимального соотношения видов и типов кормов. Только так можно обеспечить планируемую продуктивность животноводства с минимальными затратами энергии и средств. Так, например, возделывание нетрадиционных для нашей зоны озимых культур типа «свербига восточная», озимая «тритикале», яровой рапс позволяет продлить «зелёный коридор» и сырьевой конвейер до шести месяцев. При этом желательно, чтобы в перечне кормов присутствовали однолетние и многолетние, озимые и яровые, раннеспелые и позднеспелые, влаголюбивые и засухоустойчивые кормовые культуры. Такой набор, без сомнения, позволит повысить устойчивость кормопроизводства.

Кукуруза возвращается из опалы

Вызывает сожаление тот факт, что сегодня в условиях стационара сбалансировать корма, за очень редким исключением, практически невозможно: кормокухни и кормоцеха в большинстве хозяйств давно уже не работают, в погоне за «пашаничкой» о них попросту забыли. Поэтому наиболее доступным и дешёвым способом получения сбалансированных кормов по питательным элементам является посев смесей кормовых культур.

Есть и другие способы. Сегодня большое будущее видят за возделыванием многолетних бобовых трав. Именно они, как полагают учёные и практики, позволяют успешно решить проблему дефицита белка в кормах и повысить продуктивность скота. Что очень важно, себестоимость каждой единицы кормов из многолетних бобовых трав бывает значительно ниже однолетних злаковых культур.

Спустя много лет возвращается из опалы кукуруза. Она, оказывается, очень хорошо «использует» климатические условия Ульяновской области и, к тому же, является страховой кормовой культурой. Ей не страшны весенние засухи. А именно в это время у нас бывает большой дефицит влаги. Во второй половине лета, напротив, может выпадать большое количество осадков. Кукуруза их полностью использует для формирования урожая. Можно, конечно, сокращать её посевы. Но это может привести к нарушению сахаропротеинового соотношения в кормах и ухудшению устойчивости кормопроизводства. Рекомендуется для получения качественного силоса возделывать в каждом хозяйстве раннеспелые, среднеранние и среднеспелые гибриды.

Как считает Александр Захаров, по эффективности не уступают кукурузе такие засухоустойчивые культуры, как сорго силосное и сорго-суданковые гибриды. Их тоже можно и нужно использовать в кормопроизводстве, причём, как можно шире. Тем более, что в засушливые годы во всех природно-климатических зонах, а в южной части нашей области они особенно имеют перед другими культурами значительное преимущество.

Как видим, помимо страшных последствий у засухи есть и положительное свойство: она не только заставляет делать выводы из ошибок, но и учит правильно работать. Главное теперь, чтобы реализация принимаемых к весне будущего года решений не была половинчатой. А хорошие результаты себя ждать не заставят.