Законодательное Собрание Ульяновской области – высший орган представительной власти субъекта Российской Федерации – было впервые избрано в декабре 1995 года. Эту дату можно считать началом функционирования в регионе полноценной представительной ветви власти, началом нового этапа в развитии демократии и парламентаризма, когда на практике на уровне Ульяновской области был осуществлен важнейший демократический принцип разделения властей.

После событий августа 1991 года, когда радикальным образом изменилась политическая и экономическая обстановка во всей стране, новый этап начался и в развитии Ульяновской области.

В январе 1992 года, после приезда в Ульяновск Президента России Бориса Ельцина и назначения главой администрации области Юрия Горячева, был сформирован новый орган исполнительной власти – администрация области. Сложнее складывался процесс формирования представительной ветви власти. Учитывая, что существовавший ранее Ульяновский областной Совет народных депутатов в октябре 1993 года самораспустился, в области остро стояла задача формирования нового органа представительной власти.

Споры начались уже на этапе подбора названия представительного органа власти. В конечном итоге было решено отказаться от такого претенциозного названия, как «Государственная Дума Ульяновской области». Остановились на ныне существующем названии – «Законодательное Собрание Ульяновской области».

Первоначально победила идея создания двухпалатного областного парламента, половина депутатов которого должна была избираться по одномандатным округам, а вторая половина – по одному депутату от каждого муниципального образования области. По разработанному временному положению выборы депутатов Законодательного Собрания были назначены на 27 марта 1994 года, но буквально за несколько дней до даты голосования по иску движения демократических реформ и региональной организации «Демократическая Россия» областным судом было принято решение о недопустимости формирования двухпалатного парламента в субъекте Российской Федерации, и выборы были отменены.

В результате только в следующем году появилось новое Положение о выборах депутатов Законодательного Собрания области, которое утвердил глава администрации Ульяновской области Юрий Горячев. В соответствии с ним областной парламент должен был быть однопалатным и состоять из двадцати пяти депутатов.

Новые выборы прошли 17 декабря 1995 года, на них были избраны все 25 депутатов. В составе первого созыва был 21 мужчина и 4 женщины. На первом организационном заседании 6 января 1996 года Председателем Законодательного Собрания был избран Сергей Рябухин. Местом постоянного размещения Законодательного Собрания Ульяновской области стал Дом Советов, расположенный в Ульяновске по ул. Радищева, дом 1. Главной задачей первого состава областного парламента стало создание основ современной правовой системы Ульяновской области. Основной груз законотворческой деятельности лег на пять комитетов Законодательного Собрания: по социальной политике и правам человека; по бюджету и финансово-экономической политике; по аграрной политике и землепользованию; по промышленности, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу; по природопользованию и экологии. Результатом стало принятие Законодательным Собранием первого созыва Устава Ульяновской области, законов: “Об административно-территориальном устройстве Ульяновской области”, “О выборах главы администрации Ульяновской области”, “О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области”, “О референдумах в Ульяновской области”, “Об избирательной комиссии Ульяновской области”, “Об организации местного самоуправления в Ульяновской области” и ряда других законов, необходимых для включения региона в политическую систему, созданную Конституцией РФ 1993 года.

В декабре 1999 года было избрано и приступило к деятельности Законодательное Собрание Ульяновской области второго созыва – 25 депутатов, из которых три – женщины. Председателем был выбран Сергей Рябухин, а после его отъезда в Москву – Борис Зотов, который возглавляет региональный парламент до настоящего времени. Собрание второго созыва продолжало работу по совершенствованию правовой системы Ульяновской области. Приоритет отдавался принятию законов, касающихся экономики, бюджета, финансов, приведению всех ранее принятых правовых актов в строгое соответствие с федеральным законодательством. Одним из самых значительных стал закон о порядке управления и распоряжения госсобственностью области (первый в постперестроечную эпоху нормативно-правовой акт, регулирующий эти вопросы на ульяновской земле). Большое внимание депутаты второго созыва уделяли работе с населением и общественностью. В целях создания постоянно действующей площадки для диалога с общественностью в декабре 2001 года при Законодательном Собрании была создана Гражданская палата, которая в последующем утвердила себя в качестве реального инструмента развития в Ульяновской области гражданского общества.

В декабре 2003 года к работе приступило Законодательное Собрание Ульяновской области третьего созыва. Впервые оно избиралось по смешанной системе: 15 депутатов – по одномандатным территориальным округам, и 15 депутатов – по спискам политических партий и общественных объединений.

Перед депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области третьего созыва также стояло немало сложных задач и проблем. в частности – создание норм формирования и функционирования органов местного самоуправления. Последняя проблема приобрела особую актуальность в силу того, что вступил в действие Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который требовал приведения в соответствие с ним многих уже имеющихся и принятие новых законов Ульяновской области. Это было тем более важно, что Ульяновская область одной из первых в России начала осуществлять практические меры по реализации муниципальной реформы. В итоге родились такие законы, как Закон «О муниципальных образованиях Ульяновской области», который установил границы муниципальных образований и определил их административные центры; Закон «Об организации местного самоуправления в Ульяновской области», целый блок законов о муниципальных выборах и местных референдумах в Ульяновской области и другие.

Законодательное Собрание Ульяновской области четвертого созыва приступило к работе в марте 2008 года. Впервые оно избрано на пять лет. Из тридцати мандатов 24 принадлежат партии «Единая Россия», три – КПРФ, по одному мандату у партий «Справедливая Россия» и ЛДПР, и один депутат не заявил о своей партийной принадлежности. Все депутаты, принадлежащие к той или иной партии, сформировали в Законодательном Собрании свои фракции.

Первоначально в парламенте области было создано семь профильных комитетов, однако разразившийся осенью 2008 года мировой финансовый кризис, заставил внести в структуру Законодательного Собрания коррективы: профильных комитетов стало четыре, а количество депутатов, работающих на постоянной основе, уменьшилось.

За два с половиной года активной деятельности Законодательным Собранием принято более 500 законов Ульяновской области. Большая часть связана с урегулированием различных вопросов в сфере государственно–правового строительства, экономики, социально–культурной сферы, бюджета и финансов. Среди них такие важные для региона, как законы Ульяновской области «О звании «Ветеран труда Ульяновской области», «Об Уполномоченном по правам человека в Ульяновской области», «О продовольственной безопасности Ульяновской области», «О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда физическому, духовному и нравственному развитию детей на территории Ульяновской области», «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ульяновской области на 2007-2009 годы», «О патронатной семье в Ульяновской области», «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области » и другие.

В целом за 15 лет депутатами Законодательного Собрания принято более 1700 законов области, около 11 тысяч постановлений. В стенах регионального парламента рождаются законотворческие инициативы по вопросам, которые требуют разрешения на общероссийском уровне, пять законодательных инициатив были поддержаны Федеральным Собранием РФ и стали федеральными законами.