Михаил Белый

Общественность Ульяновска предложила региональной Общественной палате либо самоликвидироваться, либо осуществить “перезагрузку” – стать прозрачнее и ближе к населению.

Местные депутаты, политологи, правозащитники и представители интеллигенции заявили журналистам, что деятельность этого органа неэффективна и напоминает работу бюрократической структуры.

Демарш ульяновской общественности был предпринят после того, как стал известен объем финансирования Общественной палаты области из регионального бюджета на следующий год.

Как заявил в интервью bbcrussian.com депутат областного парламента Александр Кругликов, на обеспечение деятельности палаты в бюджете заложено более 2,8 млн руб.

Практически никто из ульяновских экспертов, опрошенных bbcrussian.com, не смог назвать резонансные дела, в которых участвовали представители региональной Общественной палаты.

По оценкам обозревателей, такое положение дел сегодня можно наблюдать в большинстве российских регионов – созданные Общественные палаты зачастую оказались неспособны принимать участие в разрешении серьезных конфликтов.

Мнения членов ульяновской ОП о собственной работе разделились.

“Для чего мы тратим эти деньги”

“Как, наверное, и большинству жителей региона, мне непонятно, для чего мы тратим эти [выделяемые на ОП из бюджета] деньги, – говорит депутат областного парламента Александр Кругликов. – Складывается впечатление, что мы выбрасываем деньги на ветер, поскольку реальной отдачи от Общественной палаты не получаем. Представляется странной и схема взаимоотношений, когда власть по сути оплачивает работу общественников”.

Оппоненты областной Общественной палаты заявляют, что либо ей следует прекратить свою деятельность, либо принципиально изменить механизмы работы – сделать более прозрачной систему выборов членов общественного органа, ее председателя, систему финансирования.

Руководству ОП предложили регулярно сообщать населению о результатах проделанной работы.

По информации источника bbcrussian.com в областном правительстве, после такой бурной реакции общественности региональный министр внутренней политики Татьяна Кириллова собрала экстренное совещание с представителями ОП на предмет дальнейшей работы общественного органа.

“Общественная палатка”

Правозащитник Евгений Лытяков входил в первый состав Общественной палаты Ульяновской области и покинул ее после того, как “палата стала превращаться в декорацию”.

“Это типичная региональная Общественная палата, представляющая собой придаток власти. В регионах эти псевдообщественные органы ничего не решают – туда входят лояльные местному чиновничеству люди. Поэтому, видимо, в Ульяновске это собрание называют не иначе как “общественной палаткой”, – рассказал в интервью bbcrussian.com Лытяков.

По его словам, первоначально была предпринята попытка создать в области сильную Общественную палату.

“Чиновники от нас просто бегали, поскольку понимали, что придется отвечать на неудобные вопросы, и пустой болтовней не отделаться, – вспоминает он. – Правда, бывший мэр Ульяновска Сергей Ермаков нашу работу всячески игнорировал, ни на одно заседание палаты, куда мы его приглашали, так и не явился”.

Бывший ульяновский градоначальник Ермаков возглавляет региональную Общественную палату в настоящее время.

Местный журналист Сергей Титов, освещающий события в регионе, заявил bbcrussian.com, что “не видит ни палаты, ни ее работы”.

“Ни разу, когда возникали серьезные областные проблемы, – голодовка учителей или голодовка обманутых вкладчиков, которых выселяют из квартир на улицу, пожары или обледенение, падения горожан оттого, что город никто не убирает, беспрецедентный рост тарифов ЖКХ – областная Общественная палата не отреагировала”, – говорит Титов.

По его мнению, “более или менее активной была самая первая палата за счет нескольких ее членов, которые не боялись губернатора и которые покинули ее, поняв, что губернатору такая палата не нужна”.

“Теперь палата такая, которая нужна губернатору. Только больше она никому не нужна. И журналисты, насколько знаю, уже давно там даже и не появляются”, – заключил собеседник bbcrussian.com.

“Дорогая чиновничья игрушка”

В том, что в нынешнем виде Общественная палата в регионе просто не нужна, с журналистом согласны и эксперты.

“Практически одинаковая ситуация с Общественными палатами сложилась во всех регионах России. На них в общей сложности тратятся немалые деньги. А для чего? Для того, чтобы содержать ширмы, чтобы чиновники на местах всегда могли отчитаться – с гражданским обществом у нас все отлично”, – говорит член общественного движения “За достойную жизнь” профессор Исаак Гринберг.

По его мнению, в Ульяновске следует поставить вопрос о ликвидации Общественной палаты. Он не исключает, что это вызовет цепную реакцию в других российских городах.

“Неужели бюджетные деньги нельзя потратить с большей пользой? Это слишком дорогая чиновничья игрушка”, – считает Гринберг.

Он отмечает, что чаще всего в регионах палаты имитируют бурную общественную деятельность.

“Работают хорошо”

Заместитель председателя Общественной палаты Ульяновской области Виталий Тур не соглашается с критикой. По его мнению, “палата работает достаточно активно”.

“Мы еженедельно организуем “круглые столы”, на которые могут являться все желающие. Просто если кому-то, кто не входит в Общественную палату, кажется, что она плохо работает, это еще не означает, что все так и есть”, – заявил bbcrussian.com Виталий Тур.

По его словам, зачастую после заседаний областной ОП начинается “серьезный резонанс”.

Впрочем, коллега Тура, член Общественной палаты Ульяновской области Дмитрий Ежов признается, что деятельность этого органа нельзя считать эффективной.

“Сейчас палата тонет в собственной бюрократии, неотстроенности внутренних механизмов работы, чьих-то частных интересах. Выход я вижу в максимальной открытости, какую сегодня предоставляет интернет, – считает Ежов. – Со следующего года мы будем переводить работу палаты в онлайн-режим. Это станет реальным механизмом как публичного обсуждения вопросов, так и их постановки на повестку дня”.

Член Общественной палаты России Владислав Трубников рассказал bbcrussian.com, что “в целом в Ульяновске палата работает активно, хорошо”.

“Там проблема в том, что недавно по инициативе властей у палаты был сменен руководитель”, – пояснил он.

Лакмусовая бумажка

Политолог Наталья Иост полагает, что ульяновский случай стал определенной лакмусовой бумажкой, позволившей выявить проблему – низкую эффективность работы Общественных палат на местах.

“Институт Общественных палат введен в России всего пять лет назад, и это, в первую очередь, совещательные органы, поэтому ожидать, что они смогут кардинально влиять на процессы, не стоит, говорит политолог. – Кроме того, деятельность Общественных палат обусловлена сильным влиянием государства с одной стороны и слабостью гражданского общества – с другой”.

Однако, по словам Иост, подобные практики необходимы, поскольку через них власть и общество учатся конструктивно взаимодействовать, находить компромиссные решения.

“Что касается Ульяновской области, я была на нескольких общественных слушаниях и замечу, что проблемы поднимаются достаточно острые и неудобные для власти. Другой вопрос, как идет их дальнейшее решение. Ведь существует опасность некой односторонности и неспособности государственной системы эффективно реагировать на поступающие от общества проблемы”, – подчеркнула Наталья Иост.

Впрочем, и общероссийская Общественная палата, несмотря на общенациональный уровень проблем, в ней обсуждаемых, не может похвастаться влиятельностью.

Согласно результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, половина граждан России ничего не знает о существовании Общественной палаты, 80% не могут назвать ни одного члена, 90% не помнят ни одного дела, которым она занималась.