Очередной виток исламофобии в России.

Отношения России с исламом всегда носили непростой характер. Особенно драматичную форму они начинают приобретать в последнее время. Первая волна антимусульманской паранойи в большинстве российских СМИ наблюдалась после 11 сентября 2001 г., а затем бесланской трагедии 2004-го.

Помню безумный эпизод, когда после событий 11 сентября 2001 г. один из депутатов СПС обратился к правоохранительным органам с призывом провести проверку всех российских мусульман на предмет их возможных связей с бен Ладеном. Депутата обсмеяли, эпизод забыли.

Сегодня можно наблюдать вторую мощную волну антиисламизма. В сентября 2010 г. в московскую мечеть на проспекте Мира на общую молитву в честь Уразы-байрама (одного из ключевых исламских праздников) пришло более 55 тыс. мусульман. Из-за нехватки места в мечети десятки тысяч верующих молились на мостовой, заполнив все прилегающие к мечети улицы вплоть до станции метро «Парк культуры». В Интернете началась паника по поводу того, что «их» так много и с «ними» надо что-то делать, а не то российская столица превратится то ли в Багдад, то ли в Москвабад!

Но это еще не все. Спустя два месяца, в ноябре этого года, прошел еще один великий исламский праздник – Курбан-байрам. В мечети возле проспекта Мира теперь уже собралось около 70 тыс. мусульман. Ну и что? – спросит читатель. К чему все эти цифры?

Здесь нужно дать небольшое пояснение. В России проживает около 20 млн. мусульман. Это примерно 14% населения страны. Что касается Москвы, то сегодня каждый четвертый москвич – мусульманин, половина московских мусульман – граждане России. Четверть исламского сообщества Москвы – потомственные москвичи. До революции только на одной Большой татарской было восемь (!) мечетей. Сейчас во всей Москве, где, по предварительным итогам последней переписи населения, проживает 11 млн. человек, существует лишь четыре мечети. И это на 2-3 миллиона человек!..

За последние годы стало очевидно, что безграмотная миграционная политика российских властей, их неспособность обеспечить нормальную среду обитания для национальных и религиозных меньшинств оборачивается новыми источниками агрессии. Ни один исламский праздник не сопровождается безобразными выходками. И на этот раз Курбан-байрам действительно прошел без инцидентов, никто ни на кого не наступил, никому не отдавили ногу, не повредили городское имущество. Все прошло культурно, хотя только на проспекте Мира собралось 70 тыс. человек. Читатель пусть сравнит это с Днем десантника или с выходками футбольных фанатов в крупных российских городах.

И тем не менее исламская община столицы стала объектом нападок за последнее время. Сопровождалось это все избиениями и убийствами мигрантов, запретами книг исламских мыслителей, арестами имамов, истерикой по поводу строительства мечетей. И вот 19 ноября московские эстрадные деятели выкатили очередной «арбуз». Суть дела в том, что звезды российского телевидения, кино и эстрады обратились к мэру Москвы С. Собянину с открытым письмом, направленным против забоя жертвенных животных на празднике Курбан-байрам.

Обращение к мэру подписали музыкант Андрей Макаревич, актер Леонид Ярмольник, певица Лайма Вайкуле, певец Николай Расторгуев, актеры Александр Лазарев-младший и Михаил Ширвиндт, музыкант Александр Скляр, актриса Елена Камбурова, актер Сергей Чонишвили, актрисы Ксения Раппопорт и Татьяна Лютаева, телеведущая Ольга Шелест, спортивный комментатор Виктор Гусев, музыкальный критик Артемий Троицкий и другие.

Чем объяснить такое обращение? Только ли призывом ввести в цивилизованные рамки практику совершения обряда жертвоприношений на Курбан-байрам? Если дело только в этом, то проблема решаемая, поскольку, как отметил мэр С. Собянин, это лишь вопрос организации и строительства исламской инфраструктуры. Посудите сами. Мусульмане во множестве проживают в Германии, во Франции, в США и других странах. И там они, в соответствии с исламскими религиозными предписаниями, спокойно режут своих положенных баранов. Председатель исламского комитета России Гейдар Джемаль лично участвовал в этом обряде в Берлине. Только там городские власти позаботились, чтобы у нескольких миллионов немецких турок было не четыре мечети, как у нас в Москве, а во много раз больше. И там при мечетях есть специально отведенные места для проведения религиозных ритуалов. Понятно, что десяткам тысяч московских мусульман негде молиться. И что, для того чтобы не раздражать москвичей толпами молящихся на улице, желательно бы дать возможность мусульманам построить необходимое количество дополнительных мечетей с мусульманской культовой инфраструктурой.

Однако российскую эстрадную богему не интересует кратчайший путь к решению данной проблемы. Она хочет предельно политизировать этот вопрос. «Мы крайне удручены ситуацией, которая сложилась в последние годы в Москве. В дни празднования религиозного мусульманского праздника Курбан-байрам в различных местах Москвы устраивается прилюдный забой жертвенных животных, который вынуждены наблюдать многие москвичи, в том числе и дети», – говорится в обращении.

По словам звезд российского ТВ, кино и эстрады, картины, предстающие на несанкционированных бойнях, «не могут не вызывать шок у не привыкших к жестокости людей». Так, живых баранов со связанными конечностями «сбрасывают в багажники легковых машин, убивают и разделывают непосредственно вблизи грузовиков на глазах живых животных, тут же развешивают забрызганные кровью туши»… «Такая ситуация не может не вызывать серьезных опасений. Общеизвестен факт, что восприятие сцен насилия и жестокости как нормы способствует ожесточению людей и крайне негативно сказывается на благополучии общества», – подчеркивают авторы обращения.

Что можно сказать по этому поводу? Сначала про туши и баранов. Приведенные слова и обвинения подписантов – чистейшая ложь измошенничавшейся и пресыщенной московской богемы. По словам имама Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиля Аляутдинова, подписанты письма к мэру Москвы не смогли подтвердить ни одного изложенного в нем факта. При всем желании опорочить Ислам никто из СМИ не смог найти барана, зарезанного на улице, хотя про Курбан-байрам писали всякое. Нет также ни одной фотографии о забое животных на улице.

Теперь о двойной морали нашей театральной и эстрадной богемы, которая не стесняется называть себя «элитой». Речь о том, что те же самые звезды российского ТВ, кино и эстрады странным образом видят «сцены насилия и жестокости» только в том, как мусульмане забрасывают животных со связанными ногами к себе в багажники. Но при этом они в упор не видят тех же «сцен насилия и жестокости» вокруг себя. В первую очередь на том же самом телевидении, где многие из них почти каждый день работают. Выдающийся отечественный физик, лауреат Нобелевской премии Евгений Гинзбург назвал российское телевидение преступной организацией. Все прекрасно видят, во что превратились российские телеканалы за последние 10 лет. Сплошная кровь, трупы, мордобой и убийства. Однако при всем этом ни один из подписавших письмо Собянину не заявил о недопустимости пропаганды насилия и жестокости на теле- и киноэкранах.

«Просмотр телевизионных выпусков российских новостей может стать причиной самых разнообразных нарушений психики», – пишет респектабельная британская газета The Guardian. Российский автор Даниял Исаев приводит следующие факты. Еще 10 лет назад, когда наше ТВ было гораздо более скромным, чем сегодня, Центр социологии образования Российской академии образования провел собственное исследование эфира российского телевидения. Исследование показало, что в среднем на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия и эротики. То есть каждые 15 минут зритель российского телевидения видит на экране акт агрессии, насилия или эротическую сцену. Если учесть, что общая длительность ежедневных телепросмотров у школьников составляет в среднем 2,3 часа, то путем простого арифметического подсчета можно сделать вывод, что в среднем российский подросток ежедневно видит не менее 9 «живых картинок», где изображены сцены насилия, агрессии или эротики.

Снова возникает тот же вопрос: почему же эти же самые звезды ТВ, кино и эстрады не пишут открытых писем мэру, руководителям телеканалов, министру культуры, премьеру и президенту с требованием убрать сцены насилия и агрессии с телевизионных экранов? Ответ прост – потому что они на этом зарабатывают. Именно о такой породе людей сказал великий Антон Павлович Чехов:«Я ненавижу нашу интеллигенцию: лживую, ленивую, истеричную, невоспитанную…».

Приведенный эпизод является частью антиисламского фронта, которую возглавило либеральное крыло российского правящего класса. К нему иногда примыкают некоторые деятели РПЦ. Раздувают такие настроения либеральные СМИ и та эстрадно-театральная подтанцовка, которая, как я показал, обратилась с антимусульманским письмом к мэру Москвы Собянину. Это часть политики по провоцированию ксенофобских настроений и созданию негативного образа мусульман и кавказцев. Цель очевидна. Русских людей хотят натравливать на мусульман, а Россию – усадить в антиисламские окопы, с тем чтобы мы таскали каштаны из огня для Запада.

Таким образом, антиисламский огонь раздувается «сверху». На самом деле население далеко не так ксенофобски настроено, как это стараются представить в СМИ. По наблюдениям того же Гейдара Джемаля, на 80% это не люди, а медийное пространство постоянно обсуждает проблемы: строить или не строить мечеть в Текстильщиках, протесты жителей против строительства этой мечети и т. д. При более внимательном рассмотрении оказывается, что протесты жителей – это в действительности митинг Славянского союза с весьма говорящей аббревиатурой «СС», а также одиозной организации ДПНИ. В то время как опрос жителей показывает, что 90% не имеют ничего против мусульман и мечетей.

P.S. На прошедшие выходные Москву потрясли манифестации и уличные стычки на Манежной площади у самых стен Кремля. Порядка пяти тысяч футбольных фанатов собрались на площади, причем некоторые из них выкрикивали расистские лозунги («Россия для русских»). Толпу двигала ненависть к приезжим с Кавказа. Насилие продолжалось все выходные, было избито около сорока человек. В воскресенье сообщили об убийстве иммигранта из Киргизии. Начало этим событиям положило убийство футбольного болельщика Егора Свиридова во время массовой драки с молодыми людьми—выходцами с Северного Кавказа.

События получили огромный резонанс в России и за рубежом. Мнения разделились. Некоторые наблюдатели утверждают, что демонстрации были спровоцированы деятельностью агитаторов-ультранационалистов. Другие считают, что события были вызваны возмущением по поводу гибели любителя футбола. Третьи заявляют, что сказалось неумение властей управлять массовым гневом и уличной энергией.

Я не буду давать оценки. Выскажу свои наблюдения по поводу причин этой ситуации, поскольку, как мне кажется, подобные эпизоды неизбежно будут повторяться впредь.

Кто такие те самые ультра-националисты, которые подобно раскалённой лаве, хлынули на центральные улицы Москвы, Питера, Ростова-на-Дону? Это молодёжь из спальных окраин больших городов, лишённая жизненных перспектив. Досугом для неё являются не престижные ночные клубы, где тусуется отечественная «золотая молодёжь», а открытые стадионы и улица. Понятно, что население спальных окраин видит в них своих детей и защитников. Поэтому огромное количество обывателей сочувствует националистам и футбольным фанатам.

Теперь о том, кто такие «гости с Кавказа» и члены этнических диаспор. В большинстве своём эта та же наша молодёжь, но с этнических мусульманских окраин России. Она также лишена жизненных перспектив. Часть этих людей с оружием в руках уходит в леса и пещеры, чтобы заявить себя в качестве непримиримых врагов нынешних властей. Другая часть молодёжи делает противоположный выбор. Доступность удовольствий и чувство безнаказанности, которые царят по всей России, магнитом притягивают этих людей в Москву. Конечно, картина эта неполная, я даю характеристики самым выпуклым явлениям.

Беда в том, что современное российское государство не может нагрузить обе стороны совместной работой и объединить их общей идеей. А может, не хочет? Зачем властям объединённый народ? Намного выгоднее направлять энергию неустроенных русских подростков из спальных окраин на мигрантов и мусульман. Ведь властям важно переключить внимание молодёжи с депутатских и судейских лимузинов и особняков Рублёвки на смуглых приезжих. Старый знакомый принцип: «Разделяй и властвуй!». Властям всегда легче сохранить своё господство, когда группы населения ненавидят друг друга. А были времена, когда отцы и деды этих ненавидящих сегодня друг друга юношей (русских и кавказцев) защищали и обустраивали единую страну. В центре Махачкалы стоит памятник русской учительнице. Потому что вместе с русской учительницей на Кавказ пришла русская культура. Эта культура дала России людей такого уровня, как поэт Расул Гамзатов и космонавт Муса Манаров. Сейчас русской культуры нет в России. А без русской культуры не может быть Кавказа.