МИХАИЛ БЕЛЫЙ

Дорогостоящая идея властей грозит превратить Ульяновскую область в огромный мемориал.

В Ульяновске разработана концепция областной целевой программы, предусматривающей увековечение памяти людей, «внесших особый вклад в историю Ульяновской области». Им установят памятники, бюсты и мемориальные доски. Программа рассчитана на три года, а на ее реализацию из бюджета региона будет выделено почти 200 млн. руб. В списке претендентов на увековечение – заведующая животноводческой фермой, автор трудов по российскому виноделию, редактор районной газеты «Знамя коммунизма», второй советник русской миссии в Константинополе и многие другие. Общественники опасаются, что программа станет удобным способом «освоения» бюджетных средств.

Разработка концепции, которая способна за три года превратить регион в сплошной мемориал под открытым небом, оборачивается в Ульяновске нешуточным скандалом. «Концепция подготовлена в связи с тем, что ранее не было комплексного подхода к решению вопроса об увековечении памяти лиц, внесших особый вклад в историю Ульяновской области», – говорится в тексте подготовленного документа. Там также отмечается, что в результате реализации программы будут установлены 104 объекта, в том числе 12 памятников, четыре скульптурные композиции, 59 бюстов, 29 мемориальных досок, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых людей.

«В настоящее время в Ульяновской области более 180 мемориальных памятников. В экскурсиях, проведенных по 13 имеющимся туристическим программам, участвовало: в 2006 г. – 4500 человек, в 2007 г. – 9200 человек, в 2008 г. – 12 000 человек, в 2009 г. – 15 000 человек, – приводят чиновники аргументы в пользу необычайной значимости инициативы. – При реализации программы и установке новых 104 объектов возможен рост численности экскурсантов до 50 тыс. человек и увеличение количества туристических программ до 30-ти. Развитие туристско-экскурсионной деятельности приведет к образованию новых рабочих мест». В общей сложности в течение трех лет из регионального бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов области будет выделено 199 млн. рублей.

«Иначе как чушью собачьей это не назовешь! Прежде чем лепить какие-то памятники где попало, давайте лучше сохраним то, что имеем, – выразил «НИ» свое отношение к идее властей директор государственного историко-мемориального заповедника «Родина В.И.Ленина» Александр Зубов. – Ведь в Ульяновске памятники Владимиру Ленину, Илье Николаевичу Ульянову, Карлу Марксу не состоят ни у кого на балансе. Это означает, что их никто не обслуживает, не реставрирует». По словам нашего собеседника, предлагается увековечить множество людей, но их кандидатуры чиновники с общественностью и экспертным сообществом не обсуждали.

Увековечить, в частности, собираются Юрия Самарина (одного из инициаторов реформы 1861 года, освободившей крестьян от крепостной зависимости), Тянзилу Рашитову (заведующую Новояндовской животноводческой фермой совхоза «Старокулаткинский»), Михаила Щербакова (директора Никитского ботанического сада в Ялте, автора трудов по российскому виноделию), Артема Веселого (редактора местной газеты «Знамя коммунизма»), Сергея Тургенева, служившего вторым советником русской миссии в Константинополе, и многих других.

«Ульяновские власти переплюнули даже великого земляка Ленина – с его планом «монументальной пропаганды», – делится с «НИ» своими соображениями доцент Ульяновского госуниверситета краевед Сергей Петров. – Владимир Ильич в свое время распорядился увековечить революционеров, крупных общественных деятелей, а также великих представителей русской и зарубежной культуры – всего 69 имен. В ульяновском списке – более 100 имен. Такое ощущение, что многие имена чиновники вытащили совершенно бездумно». Г-н Петров также отметил, что пока речь идет только о трехлетней программе. «Не исключено, что позднее последует продолжение. Ведь в нашей области только Героев Советского Союза насчитывается 155. Набрать тысячу имен для увековечения не составит особого труда», – считает эксперт. Собеседник «НИ» также не исключает, что речь идет об «удобном способе освоения бюджетных денег». «Установка такого количества бюстов и памятников выглядит совершенно нелепо на фоне того, что в городе разбитые тротуары, ужасающие дороги и плохое уличное освещение. На все эти нужды денег традиционно не хватает, – недоумевает Петров. – К тому же налицо обесценивание памяти – установка памятников поставлена на конвейер, в итоге есть все шансы получить скульптурный ширпотреб».

По мнению депутата городского парламента Геннадия Бударина, на реализацию программы предусмотрена «очень большая сумма». «Мне кажется, все должно быть в меру. Если существует необходимость в каком-то памятнике – давайте обсуждать, – сказал «НИ» парламентарий. – А то пока получается, что кому-то захотелось поставить 100 памятников и потратить на это 200 миллионов».