Свою дискуссию с политологом Арбаханом Магомедовым я хотел бы начать с оговорок. Во первых, я согласен со всеми претензиями, которые ученый муж предъявляет российским властям (а это – молодежная безработица, алкогольный беспредел, ужасающее всесилие денег и должностей). Во-вторых, мне трудно возразить против того, что правящая элита упорно полагает, что именно ужесточением, каранием, устрашением можно утвердить мир и благолепие в обществе. И в третьих, пожалуй, я соглашусь с тем, что миграционная политика властей «безграмотна» – а некоторые «ультраславянские» общественные организации и их руководители прямо-таки пышут неприязнью к «инородцам». Но тема, на мой взгляд, требует расширения и углубления. … Да, ксенофобия в России нарастает и крепнет. Да, власть действует и запоздало и поверхностно. Да, и «русские» и «нерусские» раздирают общее полотно единения – каждые в свою сторону. Но произошло самое страшное: эпидемия ксенофобии захватила малолеток. И об этом речь. Давайте заглянем в истоки болезни под названием ксенофобия ( с греческого: «страх перед чужим») Ее первые росточки появляются и проявляются отнюдь не на площадях или при вступлении в ряды, скажем «Славянского Союза» или «Джамаат Шариата». Ребенок еще не внесен в конфессиональные реестры; он принадлежит пока Создателю и Миру. Но взрослые начинают стараться… Мы в своих размышлениях о ксенофобии, о межнациональных конфликтах много и горячо говорим о взаимоотношениях конфессий, менталитетов, правительств. Но сплошь и рядом забываем о том, что первые понятия о добре и зле, о подлости и праведности, о сострадании и жестокости усваиваются нами в семье. Ее мировоззрения, ее устои, ее традиции, ее заповеди – разве это не самое главное? Ведь не в одиночку же ребенок определяет свое поведение, постигает азы той или иной конфессии, определяется с выбором нравственных ценностей и так далее? Нет, не мулла или протоирей тут первый толкователь, советчик и направитель постижения и религиозных постулатов, и самого обыденного мирского поведения. Как живут отец, мать, бабушки – дедушки? Что для них главное в жизни? Что в семье ценится и бережется превыше всего – человеческое достоинство, честность, трудолюбие или просто «зелень»? Кого дома чтят? О чем просят создателя? Чем гордятся и чего стыдятся? Бесконечна цепь нравственных ступенек – и по этой лестнице маленького человека ведут все же не Церковь, Президент или Закон – а те люди, которые для малыша – вся вселенная. То бишь: родные. Они, именно они должны указать, поддержать, ободрить или остановить первые шаги человека… Но делаем ли мы это? Чиста ли наша совесть перед теми, кому мы открыли дверь в божий мир? Как мы привычно и легко сбрасываем бремя личной ответственности! Я не пытаюсь обелить или оправдать нашу власть. Но она – и это надо раз и навсегда понять – именно такова потому, что таковы мы, народ. Этот постулат можно оспаривать – но не с Луны же прилетели все российские губернаторы, премьеры, президенты? Да что там президенты! Взгляните повнимательней на главу любого сельского поселения: сильно он озабочен местными нравами? крепко противостоит местной шелупени и мафии? поднял народ против пьяни и бестолковщины? стремится к справедливости и порядку? И наконец: пытается ли российский гражданин любой национальности побороть, подавить, истребить живущую веками в человечестве бациллу ксенофобии? Или пестует ее в себе – как чумную заразу в лабораторной пробирке – а затем передает потомству? Вот где вопрос вопросов и он обращен не во вне – а во внутрь человеческой сущности. А сущность эта формируется, выкристаллизовывается (как ни крути) в первую очередь «под крышей дома своего». Надежна ли ныне наша крыша? Или сплошь крытые соломой – они в минувшие времена были надежнее нынешних? Никогда крестьянин в России крепостнической, посткрепостнической, советской) не жил в достатке и благости. Солдаты – из крестьян; поборы – с крестьян; розги и раскулачивание – крестьянам. Но кто ныне станет отрицать честность, трудолюбие и совестливость крестьянского, самого бедного и бесправного сословия в России? Порой эта честность потрясала. Так, писатель С.Аксаков вспоминает, как его мать, уже «на сносях», не могла переправиться через Каму, готовую вот-вот тронуться ледоходом. Старый крестьянин послал двух сыновей протащить уже плохо чувствующую себя женщину по льду на тулупе. Деревенские парни бегом перетащили барыню через уже потрескивающий лед – и замялись на том берегу. Ибо… да: барыня протянула парням сто рублей, а те засовестились: Не можем взять сотенную… Договаривались за пять рублей. Хотелось бы встретить таких ныне! Правды ради надо сказать, что вирус ксенофобии в организме как россиян так и прочих народов завелся не сегодня и не вчера. Тут можно вспомнить и долгую кавказскую войну царской России, и покорение сибирских ханств, и историю с Казанью… Но ради будущего все это стоило бы предать забвению. Идти вперед с повернутой назад головой не получится. Вот этим переосмыслением межнациональных отношений и должны озаботиться и власть, и носители образования, и семья, и церковь. Да и церковь. Более того – и особенно она. Ибо кто же кроме церкви (любой конфессии) может объяснить человеку что Бог-то один на всех – да только обряды разнятся!. И если эту истину человек поймет в пять лет – он не пойдет на площадь резать «черномазых» или «неверных». Однако пока что, к сожалению, каждая конфессия весьма близоруко отстаивает и защищает только свои, весьма архаичные постулаты. На мой взгляд, конфессии так же обязаны реформироваться с веками как и все человеческое сообщество. Ну, существовало право первой ночи, католики резали протестантов, рабовладение и крепостничество тоже не забылись. Однако человечество отринуло все это во имя будущего. А конфессии? Ответьте мне, признающему существование некой высшей силы: какая нужда убивать прилюдно жертвенных животных? Да и вообще их убивать. Почему надо обращаться к Богу не на русском языке – а на старославянском, никому ныне непонятном? Как объяснить вкрапления язычества в мир христианства ( мощи … и так далее ). Мироуспокоительная миссия церкви пока что ( на мой взгляд) не осуществляется в полной и постоянной мере. Тут мне вспоминается недавняя история связанная с сооружением Соборной мечети в Ульяновске. Благое же дело! Но первым сказал: «Не позволю!» известный православный священнослужитель, чье слов для прихожан- не пустой звук. И ведь с каким накалом это было произнесено! Напористо, энергично – и не без подтекста потребовал протоиерей от губернатора «изменить место встречи» православного и мусульманского храмов в микрорайоне города, примыкающем к улице Минаева. «Почему?!» – вопросила моя душа. И православный духовный наставник ответил ей, аргументируя свою позицию так : Православие и ислам – это две совершенно разные веры, культуры! Их нельзя сопоставить и искусственно соединить даже на одном участке земли. На каком основании и в следствие каких умозаключений можно даже предполагать появления… иноверного культового здания… рядом с храмом, где я настоятельствую… рядом с собором, строительство которого я возглавляю? Может уже хватит православным нашего города молиться под призывы «муэдзина»: А в заключение своего эмоционального совета губернатору протопоп прозрачно намекает: «…кто сеет ветер – тот пожнет бурю». Вот такая проповедь… Образованному священнослужителю, вероятно, известно, что термин «иноверцы» рожден был в российской империи по отношению ко всем прочим религиям и имеет вполне социально- уничижительный характер. Признаком имперского устройства как раз и является превалирование одной нации, одной веры над всеми прочими. Скажем, язычник римлянин был выше ранних христиан, гнобил их, гнал, уничтожал. Протестант- англичан времен британской империи – и благороднее, скажем, индусов. Немец эпохи гитлеризма – сами знаете, кем себя чувствовал. Империя – это в первую очередь разделение на «наших» и «не наших». «Разделяй и властвуй», – давно сказано – но не забыто и по сию пору… Увы! И последнее. В девятнадцатом-двадцатом веках медленно но верно освобождалась церковь от имущественных пут, служению Богу только мешающих. Параллельно шел такой процесс: библейские и прочие церковные заповеди становились уже не столько нормами конфессионного бытия — сколько нормами человеческой морали. И в двадцать первом веке именно этот процесс привел к утверждению максимальной толерантности и отрицанию ксенофобии, как мировоззрения … Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Мужик в пиджаке
Автор витает в эмпиреях. Убеждение, что религии разнятся только обрядами, умиляет.
Полное игнорирование факта, что кавказцы реально обнаглели (при попустительстве властей и всепроникающей коррупции, конечно), а последние события – это лишь реакция, никакая не "ксенофобия", а инстинкт самосохранения. Главное требование выступающих "закон един для всех" замазали, а в СМИ выпятили зигу и "Россия для русских".
А собор рядом с мечетью – это, действительно, бред. Это вам не Казанский кремль, и не Иерусалим, чтобы обязательно совмещать трудно совместимое.
Комментарий
Мужик в пиджаке
| 22 декабря 2010 09:45
Полно любезный «кавказцы обнаглели» эта власть обнаглела. То что творится последствие коррупции, дал на лапу прокурору и делай что хочешь и с кем хочешь. Что творилось в Краснодарском крае зарезали 12 человек в том числе детей, кстати мусульманина. Не припомню, что бы мусульмане выходили на митинги и стали громить и крушить на своём пути. А сколько заявлений поступало, не по одному не было заведено уголовного дела, более 200 изнасилований, это тоже кавказцы или мусульмане совершили?
Извините, выскажусь жёстко все кто этому способствовал администрацию, Ментов, прокуроров, политическою власть, надо их по 200 раз изнасиловать чтоб почувствовали прелесть всей жизни может, перестали покрывать всех уродов не зависимо от национальности.
Извините что жёстко.
Хомяченко Юрий
Дебилов мы взращиваем сами, мы вместе с детьми смотрим американские мультфильмы, российские "Шоу-на-первом", голосуем, чтоб Саша Иванов выделял деньги для производства КВН-клоунов.
Мужик в пиджаке
Комментатору
"Полно любезный «кавказцы обнаглели» эта власть обнаглела".
Обнаглевшая власть никоим образом не пресекает действия обнаглевших кавказцев – так будет правильно? Что касается станицы Кущевской, то здесь ежу понятно, что убили не "христиане", а изверги рода человеческого. Вряд ли они переступали порог храма, вряд ли знают какой рукой креститься и как при этом держать пальцы…
Те же, кто захватывает заложников, взрывает себя и окружающих – те по пять раз на дню намаз совершают, Коран наизусть цитируют, и во время своих гнусных деяний "Аллах акбар!" кричат. Поэтому не стоит удивляться, что у многих рождается определенная предвзятость по отношению к Исламу. Это к тому, что мусульмане не митингуют… Не их это метод.
Только вот
в России в 21 веке власть, ради поддержки со стороны церкви ( любой ), старательно способствует ее имущественному обрастанию .
миндубаеву
ему одному .наверное. .непонятно,что мечеть нельзя было втискивать рядом с собором.
Савельев
Государство вовсе не обязано всех причесать одной гребенкой. Есть государствообразующая нация и национальные меньшинства. Равенство перед законом может быть только там, где есть общая традиция. Она предопределяет действенность общего закона. Таковой традицией может быть только русская. А вовсе не выдуманная к случаю "россиянская" – вроде какого-то умозрительного усреднения традиций. Усреднения в принципе не может существовать.
Для России нет вопроса: нация – это русские. Только русские! Русские по самосознанию. Остальные – "россияне". Их подданство не означает принадлежность к политичексой нации.
Русским может быть представитель любого энтоса, проходящий процесс ассимиляции в русский народ. Поэтому экспансия и изоляционизм не противоречивы. Экспансия продуктивна до тех пор, пока надежно изолировано национальное ядро, и политическая общность подкреплена также и родовыми связями. Чтобы в нее войти, надо не только знать русский язык как родной и верно служить России, но и породниться с русскими. А это вовсе не всегда предмет свободного выбора. Он имеет множество ограничений.
Имперский принцип оставляет присоединенным народам свободу сохранения своей традиционной идентичности и вовсе не торопится всех превратить в имперскую нацию. А в имперскую элиту включается только тот, кто становится русским сначала культурно, а потом и по родству; его потомки – русские.
Русский национализм, безусловно, имперский. Но не евразийский. Евразийство было и прошло как одно из течений мысли, пытавшееся осмыслить, что такое СССР в русской истории. Сейчас все это – отжившее знание. Современное евразийство и вовсе нечто вредоносное, уводящее русских от позитивного национализма в какие-то мечтания о всенародном братстве в противостоянии Западу. С русским национализмом это никак не совпадает, с имперской формой также.
Преимущества для людей русского образа жизни должны быть решающими, а для всех прочих – только уровень их родовых общин.
Имперский принцип состоит в том, чтобы иметь два уровня с обособленными правилами игры – местный (этнический) со своим самоуправлением и своими регулированием экономических отношений и общегосударственный (имперский) с безусловной ориентацией на русские (и ни на какие другие) традиции. В этом смысле традиция национальных меньшинств остается только на местном уровне и пресекаются любые поползновения внести ее в политику. А на государственном уровне без всякой конкуренции должен царить русский национализм.
А.Н.Савельев
А.Н.Савельеву
Вот из-за таких и возникает национальная вражда! В таком случае ВСЕ РУССКИЕ- вон с Поволжья! Это не Ваша Земля! ЕЕ вы завоевали как и все Что далше Московских дремучих лесов!
последнему
Мало ли, как расширялась Россия. Не надо копать историю. Чья это земля? Булгар? Так из Батый разметал в пыль, и где они теперь? Нет их. Как народа нет. А нынешние татары их потомки настолько же, насколько русские – потомки ариев.
А у Савельева все четко – подписываюсь.