Почему власти Ульяновска не хотят вернуть реформатору его пьедестал?

Чиновники в очередной раз пытаются изменить облик города, и в очередной раз без учета общественного мнения. Заместитель министра строительства области Татьяна Тарасова намерена добиться переименования части бульвара Венца в бульвар Столыпина. На улице с новым названием планируют установить бюст выдающегося реформатора за 5 – 10 миллионов рублей и назвать именем Столыпина Ульяновскую сельскохозяйственную академию. Новость вызвала широкий резонанс в обществе. Краеведы и искусствоведы глубоко возмущены такими планами. Не ясна мотивация этих изменений. Почему именно Венец? Зачем переименовывать центральную улицу города? Столыпин никогда на Венце не бывал и в здание, где размещена сельскохозяйственная академия, не заходил. Научные работники считают, что сооружать новый памятник Столыпину тоже не нужно, нужно старый восстановить. И восстановить именно там, где он стоял – у здания Дворянского собрания. Но в Правительстве проводить такую операцию не хотят, тем более, что пьедестал великого реформатора сейчас занят великим писателем – Иваном Гончаровым. Между историками и чиновниками возникает ссора. О реалиях ситуации корреспонденту «Времена. ру» рассказал Сергей Петров, доцент УлГУ, кандидат наук.

Сергей Борисович, утрата бюстов в истории мировой культуры – это типичное дело. Но их восстанавливают и считают это за честь. Так почему же в Ульяновске не заботятся о восстановлении исторически значимых монументов? Почему этот вопрос не решают в Вашу пользу? Что Вам говорят в Правительстве?

Вспомним судьбу всех этих дворцов пригорода Ленинграда, скажем Петергоф – Петродворец. Ведь там были растерзаны все статуи, а сейчас что? Все восстановили и теперь это одно из немногих мест, куда приезжает больше миллиона туристов год. И таких случаев много. А наши бюрократы, а также некоторые сотрудницы Дома – Музея Гончарова придумали преграды и считают, что в городе должен быть один кумир – Гончаров. Улица – Гончарова, на ней памятник Гончарову, дом – музей Гончарова, на доме мемориальная доска, центральная библиотека им. Гончарова, театр им. Гончарова, краеведческий музей им. Гончарова, но им мало, им нужно, чтобы никто здесь не появился. И начинается демагогия, что мы все привыкли к памятнику, что снимать нельзя. Сразу враги появились, что ни чиновник, то враг. Есть комитет по культурному наследию, его возглавляет господин Хаутиев. Он занялся тем, что склонил руководство области к тому, что невозможно перенести бюст Гончарова на другое место, а это главная проблема. Янтарную комнату восстановили, Храм Христа Спасителя отстроили заново, Казанский собор на Красной площади, а во Франции, Германии, Польше после войны всё вообще с нуля восстанавливали. А у нас город особенный. Здесь 10 млн. можно выкинуть на новые памятники, а простую операцию по переносу, якобы, нельзя совершить. Хотя это уже делалось, даже с пьедесталом. По велению первого секретаря обкома господина Колбина, он целиком вынимался и переносился на Венец, потом назад вернули. Анекдот. У сотрудниц музея Гончарова такая темная женская ревность – «не отдадим, только наше, наше, наше», у Тарасовой, главного архитектора города – желание заработать на новом памятнике, а у других людей совершенно сознательное вредительство, и вот это понятно почему. А ведь восстановить ничего не стоит. И потом, это ведь дешевле. Вот сейчас они хотят новый памятник строить, так ведь нужно искать образ, новый пьедестал, все заново продумывать. Кроме того, скоро это не делается. А здесь уже все сделано, все размерено, все видно, осталось скопировать. Плюс ко всему, город снимает с себя пятно вандализма. Нет никаких аргументов, чтобы делать новый бюст. На то и существуют бюрократы, чтобы вставлять палки в колеса хорошему делу.

Расскажите, как бюст Ивана Гончарова оказался на пьедестале Петра Столыпина? Почему два таких уважаемых в городе человека не могут поделить место у здания Дворянского собрания?

Мы вместе с группой научных работников давно знали, что бюст Гончарова стоит не на своем пьедестале. Людям, которые занимаются культурой и вообще вопросами этики, давно понятно, что эта ситуация не красивая. Ну, вот например, как можно себе представить такую картину: мы идем по кладбищу, видим стоит, скажем, надгробие с бюстом Скачилова, а через месяц идем и видим, бюст Скачилова сброшен и на этом месте стоит бюст Горячева. Естественно, скандал, возмущения, уголовный процесс. История нашего города – это история трагизма. И вот первый самый заметный общегубернский акт вандализма – это именно уничтожение металлического бюста Столыпина. У нас таких случаев было много. Полностью был уничтожен памятник Александру II в Белом Ключе, который сейчас собираются восстанавливать на пьедестале во весь рост. Может даже в полтора роста. Был так же очень ценный памятник в скульптурном отношении Александру II на улице Гончарова. Его изготовил замечательный скульптор Александр Опекушин, тот который поставил памятник Пушкину на Тверском бульваре в Москве. Он был сброшен с пьедестала, на пьедестале поставили гипсового Владимира Ильича. Но гипс долго не живет, поэтому вместе с ним уничтожили и пьедестал и фонари, которые были вокруг. А вот с бюстом Столыпина ситуация произошла несколько сложнее. Он был утрачен в марте 1917 года, до сих пор никто не знает где он, а вот пьедестал полностью сохранился. Он представляет собой гранитную, обработанную вручную, глыбу, которая стоит на основании квадратном из розового мрамора. А памятник был заказан известному итальянскому скульптору Этторе Хименесу.

Свободным пьедестал простоял 31 год и в 1948 году, видимо, в целях экономии – все-таки послевоенное время, а надо как-то отметить трехсотлетие Симбирска – Ульяновска – взяли срочно заказали бюст Гончарова.

Получается, что, воздвигнув бюст писателя на чужом пьедестале, нарушили морально-эстетический облик памятника? Идеология монумента имеет какое-то значение?

А, собственно говоря, все искусствоведы знают, что этот пьедестал несет особую идею. Место выбрано не случайно, потому что Столыпин – дворянин, улица эта называлась «Дворянский переулок», здесь проходило дворянское собрание. Кроме того, здесь был убит в 1906 году Симбирский губернатор Константин Старынкевич. И на здании Дворянского собрания была в честь этого открыта доска мемориальная с неугасимой лампадой. А потом после убийства Столыпина здесь же рядом поставили необычный мемориал. Памятник был одобрен ближайшими родственниками Столыпина. У Столыпина было 6 детей – пять девочек и один мальчик, а он очень ждал сына. И вот произошел теракт на Аптекарском острове, Столыпин тогда уцелел. Дочери Столыпина раздробило ноги, а сына выкинуло через балкон. Так вот вдова Столыпина, желая подчеркнуть значение этого памятника, даже этого мальчика привезла на открытие, кроме этого, там были и другие родственники. Это было огромное торжество для города, это был второй памятник, открытый через много лет, после памятника Карамзину, тот был в 1845г. открыт, а этот в 1913. В Музее сохранились оригиналы этих фотографий.

Суть пьедестала Столыпина такова: мужественный воин на скале стоит и смерть его не устрашила, он смотрит прямо. А какой Гончаров воин? Какая ему скала нужна для пьедестала? Ему нужно совсем другое решение, это совсем другой человек. Искусствоведы это видят – идеология не та. К тому же, решён он в другой манере – бюст Столыпина, так называемый, «рюмочный», большой, а бюст Гончарова – «коробочный», и его взяли просто поставили на этот пьедестал. И получилась аморальность – Гончаров выставлен как бы «мародером». Вот представьте себе, два человека бы воскресли, покраснел бы до корней волос Иван Александрович по двум причинам: во-первых, сказал бы: «Уберите, я на чужом месте стою», а во-вторых, обиделся бы: «Неужели, вы, мои земляки, такие бедные, что не можете сделать под мой бюст специальный пьедестал». И, казалось бы, есть народная мудрость – «с чужого коня среди грязи долой», но у нас она почему-то не работает. Мы можем насмешить всю Европу. За этим памятником идет такой исторический шлейф. Уже полтора года мы отправляем письма в Росохранкультуру, в Министерство Культуры и на имя В.В. Путина.

Какие ответы Вам приходили оттуда?

Нам отвечали, что принципиального запрета на перенос бюста Гончарова нет, но за решением надо обращаться в Москву в Правительство, на имя Путина. Но ульяновские чиновники этого не делают, занялись саботажем. В понедельник я позвонил прямо на прямую линию Путину и рассказал об этой ситуации. Они тщательно записали все мои координаты, адрес, суть проблемы. Теперь нельзя будет ответить «Обращайтесь в Правительство», я к ним и обратился.

Сергей Борисович, а как же быть с памятником Гончарова? Ведь люди привыкли, что он находится в сквере.

Нами было предложено для бюста Гончарова изготовить специально подобранный гранитный пьедестал и найти для него другое достойное место, например, у здания Областного драмтеатра, носящего имя писателя. Таким образом, в преддверии 2012 года, когда будет праздноваться 200-летие со дня рождения Ивана Гончарова и 150-летие со дня рождения Петра Столыпина, решаются обе проблемы. Во время театрального фестиваля не придется бежать через улицу, чтобы возложить цветы к памятнику, он будет рядом. Хоть представления устраивай на ступенях театра, обращаясь к Ивану Александровичу. И Пётр Аркадьевич вернется на свое законное место. Ведь это же будет великолепный туристический объект. Вы представьте, какое это будет событие – восстановлен памятник царских времен! Скульптор очень известный – Этторе Хименес, у него памятники в Милане, Нью-Йорке. Вот вам и культурная столица. Расскажите в культурной столице Европы, что в нашем Ульяновске нельзя памятник восстановить. Только людей такими заявлениями смешить. Подальше от нас держаться будут.

В какую сумму обойдется процедура замены памятников?

Я позвонил в академию художеств, меня только одно спросили: «В чем проблема? Дайте фотографии. У нас есть специальная техника, мы восстанавливаем скульптуры по всей стране и нет проблем по установке». И просят за работу 3 млн. рублей, а в Правительстве за 10 хотят поставить памятник. И что интересно, по всему городу мемориалы ставят одни и те же.

А по поводу идеи переименования части бульвара Венец Вы что думаете? Это ведь по сути большой ущерб для города.

Я знаю, что заместитель министра строительства Татьяна Тарасова неоднократно официально просила комиссию по наименованию и переименованию улиц города принять решение о переименовании части бульвара Венец. В этой просьбе ей было отказано, комиссия рекомендовала именем Столыпина назвать другую улицу, в стороне Железнодорожного вокзала. Когда Столыпин приезжал в 1910 году в Симбирск, его возили именно туда, на станцию Охотничья. Венец – это же все равно, что Невский проспект, Тверская, Баумана, Брайтон Бич. Это наше, такого нет нигде. Беда в том, что Морозов этих чиновников слушает и считает, что так надо.

И как Вы планируете решать этот спор?

Наша инициативная группа продолжает направлять обращения в Москву с целью получить разрешение на перенос бюста Гончарова на другой пьедестал и готова в судебном порядке отстаивать право на восстановление подлинного памятника Столыпину.