Уже несколько лет ульяновские власти изо всех сил стараются придать региону хоть немного уникальности и бесконечно продолжают поиск identity. К сожалению, метод поиска, изобретенный наверху, не отличается особой изящностью и сводится к формуле «Ульяновск – это столица», после чего вставляется слово, наиболее подходящее к текущей ситуации. Подобный метод настолько приелся, что уже не вызывает у обывателей ничего, кроме злостных усмешек. Перестали замечать столичные амбиции Ульяновска и на федеральном уровне, где подобные региональные «креатуры» выстреливают только тогда, когда они поддержаны не только СМИ, но и мнением жителей. Считать, что это мнение не учитывается – большая ошибка. В последнее время Москва занимается активным мониторингом настроений в регионах. Итогом этого мониторинга становится то, что поддержку находят только такие «креатуры» на местах, которые безоговорочно поддерживаются жителями и положительно влияют не только на имидж региона, но и на имидж «вертикали» власти.

Ни один из поисков identity последних лет, воплощенный в какой-либо псевдо-бренд, такой поддержки не нашёл – у региона так и не оказалось собственного бренда. Более того, до сих пор не изжил себя бренд «Родина Ленина». Получается, что вся возня с «авиационными столицами», буквами «Ё» и прочими «обломовсками» и «заповедниками мещанского быта 19 века» так и не перевесила на весах устоявшийся годами бренд.

Пришлось властям обратиться к специалистам. Профессионалы сработали хорошо, связав воедино все возможные смыслы, которые ассоциируются у жителей с Ульяновской областью. Настолько хорошо, что наверняка этого и сами не поняли. Речь о слогане – «регион, готовый к взлету».

В этой фразе уйма тайных смыслов. Первый, и очевидный – ассоциации с авиацией. Ульяновск, как известно, «авиационная столица», а значит, региону нужны самолетные ассоциации. По мнению креаторов, именно такие ассоциации и вызывает слоган. Но если регион – это «самолёт», то почему он не летит? В этом и заключается второй важный смысл регионального бренда – «самолёт», который не летит. Готов лететь, но не летит. Почему не летит – это уже вопрос третьего уровня вложенности. Может быть, «самолёту» попросту «обломно», а может, его готовность к взлету виртуальна – по бумагам он готов, а на деле уже давно разрезан на металлолом? Всякое может быть.

Но и это не всё, в бренде есть и четвертый смысловой уровень. Если регион («самолёт») готов лететь, но не летит, то кто-то должен дать команду или попросту «пнуть, чтобы полетело». Этот message и есть самый глубинный и знаковый уровень понимания тайного смысла ульяновского бренда – пока не пнёшь, не полетит. Но это не констатация факта, а лишь призыв к тому, чтобы нас «пнули» – мы готовы, все необходимые части тела уже подставили, ждём изо всех сил удара хозяйского сапога. Приходите люди добрые, пинайте, полетим!

Этот знаковый слоган можно было бы считать случайной удачей профессиональных креаторов, если бы не одно «но» – он полностью поддержан другими вариантами слоганов, работающих на единый образ – ржавый самолёт, ждущий пинка. Например, обратите внимание, что написано на растяжке забора строящегося «Хилтона» – «Ульяновская область – регион возможностей». На первый взгляд, всё нормально, но если вдуматься, то высказывание вполне знаковое – область не регион чего-то конкретного, а регион абсолютно неясных возможностей, про реализацию которых скромно умолчали. Мол, вот мы есть, готовы ко всему, но без пинка не летим. Если хотите, то пинайте, может что и выйдет. Авиационная столица самолётов, готовых к взлёту, но не умеющих летать самостоятельно, а главное – не представляющих, что вообще делать в полете.