Виктор Никитин

Антикоррупционная политика в Ульяновской области признана как законодательной, так и исполнительной властью приоритетным направлением деятельности. Но всем ли она по душе и на руку? Какие проекты и программы признаны коррупциогенными? Об этом проинформировал депутатов на одном из заседаний Законодательного собрания области Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области Александр Павлов.

Коррупциогенные программы

По словам Уполномоченного, полгода длилось антикоррупционное исследование по материалам ОЦП «Модернизация объектов теплоэнергетического комплекса Ульяновской области на 2009-2011 годы». Её разработчиком выступало региональное Министерство строительства. Финансирование программы в части замены котельных, работающих на мазуте, на газовые было организовано через ООО «МХО «Симбирскгазификация». Оно проводилось по лизинговой схеме на сумму более 200 миллионов рублей с превышением стоимости котельных более чем в два раза и с оплатой из бюджета. Почему из него? Указанная нами организация оказалась не в состоянии платить по договору лизинга. В этом случае котельные должны были быть демонтированы и возвращены фирме-лизингодателю в город Тольятти. Чтобы избежать таких последствий котельные пришлось передавать в ОГУП «Имущество», соответственно, вместе с долгом. Материалы исследования были переданы в федеральные силовые структуры. Чиновник, лоббировавший интересы коммерческих структур, отделался «лёгким испугом»: его освободили от занимаемой должности.

«Попал под раздачу» и ОЦП «Школьные окна». По результатам экспертизы он был признан коррупциогенным и передан на доработку. Анализ показал превышение более чем в два раза стоимости работ и услуг.

Были серьёзные вопросы и к другим ОЦП. Стало очевидным, что они являются зоной повышенного коррупциогенного риска. Уполномоченный вышел с инициативой в Счётную палату области с целью объединить усилия по разработке мер, способных предотвратить утверждение подобных программ без финансовой и технической экспертизы. Сейчас готовится нормативный акт, вносящий изменения в порядок разработки и утверждения ОЦП. С первого января будущего года он начнёт действовать.

Александр Павлов предложил устранить ещё одну зону коррупционного риска. Речь идёт о неэффективном использовании бюджетных ресурсов при формировании и размещении государственного заказа и исполнении государственных контрактов. Одновременно с этим принято решение о подготовке к реализации в двух районах области пилотного проекта по воссозданию работы ранее действовавшего народного контроля.

Антикоррупционный анализ НПА и их проектов

Одной из главных мер, принимаемых Уполномоченным, является антикоррупционный анализ нормативно-правовых актов (НПА) и их проектов. Ни один из них не может быть принят без положительного экспертного заключения.

Что касается результатов такой работы, то за минувшие полтора года проведено 1017 экспертиз. В 199 НПА выявлены коррупциогенные факторы. Из них 55 документов регулировали финансовые потоки в сумме 4,8 миллиарда рублей и содержали коррупциогенные факторы, которые в случае их реализации могли бы привести к прямым потерям бюджетных средств на 557 миллионов рублей. Речь идёт о потерях, которые связаны с такими коррупциогенными факторами, как отсутствие контроля над эффективным использованием ресурсов, отсутствие обоснованной стоимости товаров, работ и услуг, прямое завышение цен на них. Сюда же входит отсутствие конкурсных процедур или, наоборот, искусственно создаваемая возможность для представителей исполнительных органов власти влиять на результаты конкурса.

Не будем голословны. К таким проектам относится, например, документ, разработанный в начале 2010 года Министерством строительства и ЖКХ региона. Он предполагал внесение в качестве вклада в ОАО «Развитие инженерной инфраструктуры Ульяновской области» объектов газового хозяйства региона на сумму 345 миллионов рублей. Причём в газовые сети, предназначенные для передачи, вошли даже те, которые не были оформлены в собственность муниципальных образований. Антикоррупционное исследование установило, что за этими действиями скрывалась попытка передачи без конкурса в ведение фирмы областного имущества. При этом ни средств, ни инфраструктуры, ни специалистов по обслуживанию газовых объектов эта организация не имела. По итогам экспертизы было подготовлено отрицательное заключение. Проект вернули на доработку. На повторную экспертизу он больше не поступал …

Ещё один пример. Весной нынешнего года департамент физкультуры и спорта представил на экспертизу проект приобретения «Ленинских горок» за 88 миллионов рублей. При этом каких-либо расчётов в обоснование суммы представлено не было. Сопоставление по стоимости с аналогичными объектами явно указывало на значительное завышение цены. Проект направили на доработку, но его авторы к нему больше не возвращались.

И ещё один прискорбный факт. Бесконтрольность за эффективным использованием бюджетных средств в рамках Закона «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по словам Александра Павлова, только в прошлом году привела к тому, что была уведена половина средств на выделение жилья в городе Ульяновске. А это, ни много, ни мало 32 миллиона рублей. Сей факт был установлен в ходе антикоррупционного анализа. Лишь после этого в Законе появились соответствующие изменения. Введена комиссионная оценка выделяемого жилья на соответствие сумме бюджетных средств, нормам проживания и коммунальным удобствам.

Чужой карман дороже чести?

Уполномоченный не сомневается, что в проектах НПА, направленных на доработку, содержались коррупциогенные факторы, открывающие перед чиновниками широкое поле деятельности для извлечения личной выгоды. Это, прежде всего, получение взяток. Все способы набить карман просто невозможно перечислить. Вам могут не назвать сроки исполнения и условия принятия решений. Скроют основания для отказа или выдачи документов. Нарушат порядок распределения субсидий, которых вы больше никогда не получите. Один только порядок комиссионного принятия решений по итогам конкурсов чего стоит. Это же иезуитство! По форме всё вроде бы правильно. А по существу? Конкурсная комиссия, например, может целиком состоять из людей, напрямую подчинённых руководителю. При этом отбор документов проводит подчинённый, не являющийся членом комиссии. Между тем проекты таких документов затрагивают всю область человеческих интересов: от субсидий на жильё и коммунальные услуги, формирования цен на льготные лекарства и порядка их отпуска, до пособий по безработице.

Не будем, однако, опускаться до огульных обвинений всех и каждого. Порой наличие коррупциогенных факторов в текстах НПА бывает обусловлено сложностью регулируемой законодательством сферы, противоречиями и пробелами в федеральных законах, новизной практики антикоррупционной экспертизы. В таких случаях можно вести речь только о коррупционности документа, но никак о коррупционности его разработчиков. Только, знаете ли, это слабо утешает. Вот и Александр Павлов не скрывает: «Тем не менее, говорить о появившейся тенденции в данном направлении в действиях должностных лиц всё-таки приходится».

Прав Уполномоченный и в другом. Наличие коррупциогенности в НПА больно бьёт по инновационной привлекательности региона, правосознанию граждан, имиджу власти. Стоит ли после этого объяснять, что буквально каждый документ должен быть очищен от коррупционной грязи. Иначе так и будет хозяйничать в наших карманах загребущая рука чиновного люда.

Наша справка

По словам Уполномоченного, завершена работа над областной целевой программой (ОЦП) противодействия коррупции на 2011-2012 годы. Одновременно ведётся разработка муниципальных и ведомственных целевых программ. Впервые и только в нашем регионе в них включен раздел о принятии мер по ликвидации зон повышенного антикоррупционного риска.

За последние полтора года создана не имеющая аналогов в России система рейтинговой оценки эффективности, на основе которой проводятся ежеквартальные мониторинги антикоррупционной работы. Проведено более 50 обучающих семинаров с лицами, ответственными за каждый элемент организационной структуры.

Обеспечены условия для приёма обращений граждан и организаций по телефону «горячей» антикоррупционной линии, приёма обращений в электронном виде и личного приёма. Поступило 110 обращений граждан и юридических лиц о возможных фактах коррупции. Их них 57 были рассмотрены непосредственно Уполномоченным. Остальные направлены в государственные и муниципальные органы по компетенции, в том числе 23 обращения – в правоохранительные органы.

Нашли решение несколько важных вопросов. Один из них касается укрепления юридической службы органов местного самоуправления. Это позволит с первого января будущего года в полном объёме проводить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов (НПА) сельских и городских поселений районов.

Кроме этого с нового учебного года в УлГУ для студентов юридического факультета откроется специальный курс по проведению антикоррупционной экспертизы НПА. А в средних школах с нынешнего года на основе разработанного ранее учебно-методического комплекса идёт внедрение элементов антикоррупционного воспитания и образования в учебные программы и внеклассную работу.