Страсти вокруг Геннадия Соловьева и земли вокруг села Лаишевка не утихают.

Если до этого они, как правило, разворачивались лишь в СМИ. То теперь вынесло свой вердикт следственное управление при УВД по Ульяновской области. Оно возбудило уголовное дело по факту причинения имущественного ущерба Ульяновской области в особо крупном размере (более 300 млн рублей) .

Однако сам Геннадий Соловьев отнюдь не пытается уйти «на дно», как делают обычно другие в таких ситуациях. Он уверенно стоит на своей позиции и заявляет, что покупка земли им совершена «полностью в рамках законодательства».

Кто прав, а кто не прав, решит суд.

Что мы знаем об агрофирме «Лаишевские овощи»? О проблеме с землей бывшего совхоза «Лаишевский» мы наслышаны по информации одной газеты и под одним и тем же ракурсом. Другие СМИ молчат.

Чтобы разобраться в ситуации, мы хотим рассказать, кто такой Соловьев, откуда он, как пришел на Лаишевскую землю и что сделал, чтобы она кормила не только сельчан, но и горожан.

Геннадий Валерьевич вырос в семье военнослужащего. Детство провел в военном городке поселка Сафоново Мурманской области, где служил его отец. Мама работала воспитателем в детском саду. Получив образование в школе №1 города Североморска, в 1988 году поступил в Ульяновское высшее военное командное училище связи им. Г.К. Орджоникидзе, где когда-то учился и его отец. В 1992 году он его закончил. Службу проходил в одной из частей военно-морского флота.

А на дворе была середина 90-х годов. Зарплату не выдавали по три месяца, целые команды кораблей списывали на берег, корабли ржавели у пирсов… В общем, Вооруженные силы разваливались. В 1997 году у Соловьева заканчивался контракт. Геннадий долго думал, что делать: продолжать служить или уйти на гражданку. И все-таки сила разума возобладала.

Так, в звании капитана запаса Геннадий приехал в Ульяновск, на свою родину. Устроиться куда-либо на работу было сложно. Решил заняться торговлей. И дело пошло, у него стало получаться. Но перепродажа с каждым годом его все меньше и меньше интересовала. Геннадия Соловьева потянуло в большой серьезный бизнес. Так, появилось ООО «Детское молочное питание». На этот раз работа Геннадия Валерьевича была напрямую связана с сельхозпроизводителями: он организовал закупку молока у сельчан в районах области, которые держали крупный рогатый скот. Нередко и ему самому приходилось объезжать села. Он видел заросшие поля, на которых кое-где пробивались уже сосенки. Видел брошенные фермы с провалившимися крышами, с заколоченными воротами и зияющими черными дырами окон. Сердце кровью обливалось, вглядываясь в эту разруху. Хотелось все возродить, но он пока не знал как. Общаясь с сельчанами, Геннадий Валерьевич понимал, что его молокозаготовительное предприятие для них порой является единственным источником получения денег. На тот момент уже совхозы развалились, а с ними лишились рабочих мест и большинство крестьян. Держа у себя в подворье корову, они не знали, куда деть излишки молока. И появившиеся заготовители молока, которые ездили по селам и скупали эти излишки, а потом перевозили на молокозаводы, для сельчан стали настоящими спасителями. Да, может цена их не всегда устраивала, но это было хоть что-то на что можно существовать, можно купить кусок хлеба.

На тот момент в области осталось совсем мало рентабельных предприятий, которые не контролировал иногородний капитал, и одно из последних АПК «Свияга». Но к 2004 году и его «задушили», все восемь совхозов, входившие в его состав, оказались банкротами. Тогда в местных СМИ писали следующее: «Дальше схема увода госсобственности известна: банкротство – иногородний управляющий – покупка предприятия. По слухам, есть и покупатель: крупное московское АО». Или еще была другая версия: «Все уйдет за бесценок – уже намеченным персонам из Самары».

В числе обанкроченных совхозов был и совхоз Лаишевский. Как рассказывает бывший агроном совхоза Михаил Баскаков, с 2003 года на землях совхоза «Лаишевский», а это 3,5 тысячи гектаров, ничего не возделывали, поля заросли. «Многие километры трубопровода и поливных систем разворовали, – говорит Баскаков. – Техника и КРС в 200 голов были проданы за долги. Так продолжалось, пока в 2004 году не пришел Геннадий Соловьев. Правда, он арендовал и стал обрабатывать только половину Лаишевской земли. Но при этом смог получить урожай в 2000 тонн в год, как весь совхоз Лаишевский».

В 2004 году Геннадий Соловьев после долгих раздумий берет в аренду на 15 лет часть бывшей совхозной Лаишевской земли в 1300 гектара. На тот момент эти земли никому и даром не были нужны, поскольку в развалившееся хозяйство надо было вкладывать не только силы, но и деньги. Причем не государственные, как это было раньше, а свои личные. Что, собственно, и сделал Геннадий Валерьевич. Прежде всего, он оформил предприятие ООО «Агрофирма «Лаишевские овощи» и создал сильную команду из высококлассных специалистов. Потихоньку они стали приводить хозяйство в порядок. Решили начать с восстановления системы орошения, поскольку без воды урожая не получишь. А для этого надо было собрать насосную станцию, от которой остались одни стены. Сначала купили один насос, а потом и все остальные. Постепенно закупили трубы, восстановили водопровод. Насосная станция заработала, а с ней и вся система полива. Затем приобрели трактора. В поисках дешевой солярки оббили пороги, все-таки требовался не один литр. Пришло время закупки семян. Тут столкнулись с другой проблемой – где их брать, по какой цене и у какого продавца они действительно качественные. Было и такое, что посеют, казалось бы, элитные семена, а часть из них не взойдут. Но руки никто не опускал, не отчаивался. Процесс шел медленно, это не купил – продал, здесь надо семя бросить и, как маленького ребенка, вырастить. Но от этого дела Соловьев получал настоящее удовлетворение.

В 2007 году овощные культуры – это капуста, свекла, морковь, огурцы, лук – занимали 75,5 гектара, на которых уже тогда было произведено более 2000 тонн овощной продукции при средней урожайности 281 ц/га. В 2008 году посевные площади под овощами увеличились до 97 гектаров. Урожайность в 2008 году повысилась до 328 ц/га (117% к уровню 2007 года). Доля ООО «Агрофирма «Лаишевские овощи» в общем объёме производства овощной продукции среди всех сельхозпредприятий Ульяновской области составляла 23%.

В том же 2008 году ООО «Агрофирма «Лаишевские овощи» первый раз выиграла тендер на поставку овощной продукции практически во все областные учреждения образования, включая дошкольные заведения, школы-интернаты и дома ребёнка, а также в учреждения здравоохранения (больницы, дома престарелых). Предприятие ежедневно поставляло в бюджетные организации Ульяновской области от 4,5 до 5,0 тонн свежей овощной продукции, ещё около 2 тонн отгружалось другим потребителям. Это говорит о высоком качестве производимой продукции и доступных ценах. В то же время это обязательства, ответственность, их нельзя нарушать. А ведь предприятие могло по более высокой цене отправить овощи, к примеру, в столицу. Но Соловьев не согласился на такой шаг, он понимал и понимает, что экологически чистые овощи нужны, прежде всего, нашему региону.

Урожай получали хороший, главное было его сохранить в зимний период до весны, для этого требовалось оборудование для длительного хранения овощей. Обратились в банк и на кредитные деньги закупили в овощехранилище новое холодильное оборудование, благодаря которому в помещении круглогодично создаётся оптимальная для хранения овощей температура окружающего воздуха.

Но на этом агрофирма не хотела останавливаться, планировалось строительство второй очереди и проектирование строительства третьей очереди овощехранилища для длительного хранения овощей по новой технологии, а также приобретение оборудования по сортировке овощей с целью организации поставок фасованной продукции для торговли в магазинах сетевых компаний.

Чтобы укрепить хозяйство, Соловьев решил арендуемые земли сельхозназначения выкупить в собственность. А он имел на это полное право. Согласно Земельному кодексу Российской Федерации через три года аренды земли сельхозназначения арендатор может выкупить их в собственность, если использовал их по назначению. Воспользовавшись своим правом, Геннадий Валерьевич подал заявку на выкуп данного участка. Заявка была одобрена, произведены расчеты на данный земельный участок. Таким образом, Соловьев стал собственником земли.

В 2008-09 гг. был принят генеральный план развития города Ульяновска, согласно которому 100 Га данного участка земли, а это лишь 13% от общей территории участка (всего он составляет 1300 Га) вошли в зону индивидуально-жилищной застройки. В связи с тем, что данная территория выходит на федеральную трассу Ульяновск-Казань и, соответственно, в процессе выращивания овощей участвовать не может, учредители предприятия приняли решение использовать данную территорию по назначению: то есть отдать под застройку домами для сотрудников и, частично, для продажи. На вырученные деньги предприятие планировало построить цех по фасовке овощей для более удобной работы с магазинами города.

Надо было развиваться дальше, планы были огромные, но не хватало средств. Решили снова обратиться за помощью в банки. Под залог земли и хранилищ взяли кредиты.

Но вскоре дал о себе знать кризис. Затем серьезному испытанию на прочность агрофирму проверила засуха 2010 года. Но банки эти проблемы не волновали, они требовали возвращения кредитов. Иначе могли отобрать землю. Чтобы сохранить хозяйство, Соловьев, после долгих раздумий, объявил себя банкротом. Хотя можно было свернуть этот хлопотный бизнес, распродать технику, сдать склады, хранилища в аренду и рассчитаться с кредиторами. Но он продолжает гасить кредиты, и в следующем году все долги будут закрыты.

Спустя много лет Геннадий Соловьев стал настоящим хозяйственником. Он уважает труд крестьян, ценит его и бережет все, что сделано на земле, как зеницу ока. За свое хозяйство он будет стоять горой, потому что понимает, за ним люди, их семьи. И он не даст их в обиду, сделает все, чтобы сохранить, что было сделано с таким трудом и огромными усилиями.