Метод политической и гражданской работ либерализма заключается в наборе инструментов, направленных на устранение помех личной свободе человека и защите гражданских ценностей. Согласно либеральному мировоззрению, в первую очередь, необходимо устранять неограниченные полномочия государственной власти. Нужно с уважением относиться к субъективным правам отдельных граждан.

Современное политическое «поле» на территории Ульяновской области характеризуется не делением на либеральные, консервативные подходы в политической борьбе.

На примере депрессивного региона с точки зрения экономики, социальных гарантий, каковой является Ульяновская область, можно четко сказать, что методы либералов используют все оппозиционные силы. И формируется новая модель, противостояние гегемонии партии «Единая Россия», авторитарному правлению путинской вертикали власти.

Настало время, когда в Ульяновске выходят совместно на акции протеста, левые, правые, демократы. И все они борются за основополагающие гражданские и политические права, декларированные либералами. Свобода выбора, участие в выборах в процессе построения государства – основополагающее право. Российская авторитарная система управления государством постепенно выдавливает из легального поля политической борьбы все больше сил. К примеру, в 2010 году на выборах депутатов Ульяновской Городской Думы, 90 процентов независимых кандидатов, шедших по подписям были сняты, не допущены к выборам. И что людям остается, только протестовать, выходить на улицы со своими идеями.

Донести свою точку зрения политические силы и общественные организации могут только через «улицу», проводя пикеты, акции протеста, выпуская «боевые» листовки-газеты. Иного выхода не оставляет власть, которая боится любой критики.

Черта либеральных методов – их «антиконструктивизм», их целью не является изобретение конкретных проектов «хорошего» общества и проведение в жизнь неких произвольных сконструированных моделей. То есть, либералы пропагандируют общество, где изначально все политические силы имеют равные права, и развито гражданское общество, его методы ведения гражданского контроля за властью на всех уровнях государственной системы.

Гражданский контроль является универсальной формой отстаивания общественных интересов, и противовес авторитарной модернизации, которую пытаются реализовать отдельные чиновничьи сословия. Авторитарная модернизация понимается в контексте изменения не общества, а структуры управления государством сверху, то есть опорой изменений системы в данном случае становится чиновник как единица модернизации.

По определению чиновник не может модернизировать систему, так как для выживания чиновников как стержня системы, не может сочетаться с развитием гражданских институтов.

Модернизировать систему демократическим путем следует через формирование гражданского контроля – это непосредственное наблюдение общественных организаций и групп за соблюдением прав и законных интересов граждан в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их учреждений, на предприятиях различной формы собственности с целью прекращения и/или недопущения нарушения прав и законных интересов граждан.

Гражданский контроль – своего рода общественная оппозиция чиновникам разного ранга и уровня, и она помогает увидеть истинное положение дел.

Общественный (гражданский контроль) – это индикатор, показывающий власти, где и что идет не так. Часто высшее руководство понятия не имеет, что происходит на местах. Это не их вина, а их беда. Возьмем, к примеру, ситуацию с водоснабжением в селах Ульяновской области. Проблемы с водой случились не вдруг, перебои во многих районах области начались еще три года назад. До того, как люди начали «бузить», защищать свои права, общественные интересы кто-то знал об этом? Нет. А если проблемы «как бы» нет, то и решать ее «как бы» не надо.

Власть на местах не заинтересована докладывать руководству плохие новости, лучше сделать вид, что все хорошо. У нас в отчетах для Губернатора все прекрасно, а вот когда начинают где-то протестовать, бастовать, выясняется, что это неправда.

Гражданский контроль – это та обратная связь, которая помогает увидеть истинное положение дел. Развитие и формирование четкого гражданского контроля должно, по-сути, «открывать глаза» чиновникам на болевые точки в той или иной социальной области.

Чиновники не умеют работать на предупреждение. Или не хотят. Потому что для этого нужно выйти к людям, выяснить, почему они недовольны, найти какой-то компромисс, который устроил бы всех. Но это хлопотно, проще сидеть и получать зарплату, дожидаясь, когда возмущение достигнет крайней точки. Но в конечном итоге ответственность за все эти проявления народного гнева лежит на Губернаторе, а коль скоро они есть, значит, он где-то недорабатывает. Кто вспомнит при этом имена и отчества дезинформаторов?

Думаю, что если бы Губернатор владел адекватной информацией, то многие социальные конфликты, точки протеста решались на стадии их зарождения. Извращенная подача реальности приводит к иллюзиям, которые дорого обходятся. Хотя у меня складывается впечатление, что порой чиновники, заботясь о себе, подставляют первых лиц.

Политическая система развивается либо революционным, либо эволюционным путем. Революция выводит на политический небосклон тех, кто до сих пор находился в тени. Кто эти люди, будут ли они лучше тех, кто стоит у руля сейчас? Формирование гражданского контроля на местах и есть эволюционный путь развития демократии в России, и дальнейшая ее модернизация.

Несовершенства действующей системы нужно показывать законными способами: выступая в судах, выходя на уровень гражданского контроля во всех сферах жизни человека, отстаивая свои интересы, в том числе и через конструктивный диалог с властью.

И если она будет принимать позицию людей к сведению и учитывать ее при принятии решений, то можно обойтись, образно говоря, и без «кровавого бунта», и авторитарного пути, то есть «закручивания гаек» обществу.

Власть и общество должны слушать и слышать друг друга. Без этого понимание между властью и обществом невозможно.

Александр Брагин