В предновогодние дни на прилавки магазинов и рынков хлынула волна некачественных продуктов. Производители, Поставщики и продавцы стремятся снизить цены, не слишком заботясь о качестве товара, и готовы на любые ухищрения, лишь бы сбыть залежавшиеся деликатесы. Как отмечают в Роспотребнадзоре, к «группе риска» можно отнести кондитерские и колбасные изделия, рыбу и сливочное масло.
Жительница Ульяновска, купив к празднику в одном из магазинов по улице Ульяны Громовой шоколадные конфеты «Сказка» с орехом кешью, обнаружила внутри… червей. С жалобой женщина обратилась в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области. Специалисты наведались в магазин с проверкой, однако продавцы смогли представить все необходимые документы, подтверждающие качество и безопасность продукта.
В Управлении отмечают, что в преддверии новогодних праздников подобных жалоб на качество продуктов питания заметно прибавляется. И все же далеко не каждый обманутый потребитель обращается в контролирующие органы.
Читательница Наталья Александровна рассказала о том, что сейчас в одном из сетевых магазинов покупателей завлекают акцией: при покупке товаров на сумму от ста рублей на ряд определенных товаров предоставляется скидка до 40 процентов. По словам женщины, уцененный товар – явно не первой свежести, но люди раскупают его на ура. В другую сеть супермаркетов ульяновцев также завлекают небывалыми скидками. Поддавшись на излюбленный прием продавцов с перечеркнутым старым ценником, Елена купила несколько банок шпрот по цене 29 рублей вместо 45. В банке оказались весьма подозрительные рыбешки черного цвета, а все это пахло отработанным машинным маслом.
– Растущая конкуренция среди сетевых магазинов, с одной стороны, ставит их в жесткие условия и заставляет внимательнее относиться к реализуемому товару. Но с другой, крупные поставки увеличивают риск попадания некачественных продуктов и снижают бдительность продавца, – отметили в отделе защиты прав потребителей областного Управления Роспотребнадзора. – Надзорные органы не могут проводить плановые проверки на предприятиях среднего и малого бизнеса чаще, чем один раз в три года, а внеплановые возможны лишь по письменным заявлениям граждан. Поэтому вероятность приобрести не то, что желали, да еще нанести вред своему здоровью существует всегда.
Главным контролером должен выступить сам покупатель. Не следует покупать продукты в неустановленных местах. В магазинах сырые продукты должны храниться отдельно от готовых к употреблению, а замороженные – отдельно от охлажденных. Любой товар продавец должен передать покупателю в упаковке, на которой зафиксирована вся необходимая информация о товаре.
По словам экспертов, чаще всего не годятся к употреблению масло и колбасные изделия. Самый простой и распространенный способ скрыть «возраст» товара – переклеить ярлычок со сроком годности, а сам товар промыть в проточной воде. Особо внимательно следует относиться к нарезкам. Как только срок годности истек, мясной деликатес режут, сверху прикрывают аппетитными кусочками посвежее, закатывают в целлофан и продают уже как набор к праздничному столу.
К сожалению, даже очень придирчивый подход к выбору составляющих новогоднего стола не ограждает нас от некачественных продуктов – их вполне могут принести в подарок. Самый коварный новогодний товар – праздничные кондитерские наборы. Внимание покупателей кондитеры стараются привлечь яркой упаковкой. При этом порой грешат тем, что кидают в наборы просроченные сладости. Распознать обман практически невозможно – срок годности на каждой конфете не ставится. Указать на это могут лишь внешние признаки. К примеру, подозрение должны вызвать «седые» шоколадные конфеты – при длительном хранении они покрываются белым налетом. В Роспотребнадзоре при выборе сладких подарков советуют обращать внимание на наличие информации об изготовителе и товаре: наименование продукта, название производителя, его адрес и товарный знак, состав, пищевая ценность, дата изготовления и дата упаковки (не одно и то же), срок годности. Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение местным производителям.
Вадим ПИЛЮКОВ