По представлению Генеральной прокуратуры РФ Министерством культуры отозвано 147 прокатных удостоверений на кино- и видеофильмы, названия которых содержат ненормативную лексику, непристойные и вульгарные выражения сексуального характера.

Это, по мнению прокуроров, «нарушает общепринятые нормы морали и нравственности, создает условия для деформации правового и нравственного сознания граждан».

Интересно, а до вмешательства правоохранительных органов чиновники минкульта не знали, что публично материться и непристойно себя вести не только неприлично, но и противозаконно? Например, ст. 20 Кодекса об административных нарушениях (КОАП) РФ расценивает «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью» как мелкое хулиганство и наказывает его, в том числе и административным арестом на срок до пятнадцати суток.

Впрочем, в последние годы данная статья КОАПа по существу мертва – если наказывать всех матерящихся, улицы просто опустеют. Ехал недавно в маршрутке с тремя юными первокурсницами педуниверситета (понял это по их разговорам). Всю дорогу от центра до Киндяковки эти юные, воздушные создания ворковали о своем, о девичьем исключительно матом. Нет, они не ругались. Они так разговаривали, видимо не понимая, что можно общаться как-то по-другому. А что? Если в кино позволительно, то почему в маршрутке нельзя?

Так вот о кино, и не только. Сегодня принято ругать все советское – мол, тоталитарное, заидеологизированное, сплошные штампы и клише. Соцреализм, одним словом. Наверное, в чем-то это справедливо. Однако при всех минусах советского искусства у него был по крайней мере один несомненный плюс: оно задавало некий нравственный ориентир, некий идеал, пусть и недостижимый. А еще четко и однозначно разделяло понятия добра и зла, хорошего и плохого, черного и белого. Может быть, порой излишне резко, без полутонов, тем не менее подавляющему большинству было ясно, что воровать плохо и позорно, а защищать Родину – хорошо и почетно. Нет, воровали, конечно, и от армии «косили». Однако не гордились этим и напоказ не выпячивали. Культура была способом воспитания личности и формирования общества, а не объектом потребления. Поэтому и допускались к ней исключительно профессионалы: профессиональные поэты писали стихи, а не тексты, профессиональные композиторы сочиняли – музыку, а не «саундтреки», профессиональные режиссеры снимали фильмы, а не «хиты», «блокбастеры» или клипы.

Нынче «творить» может каждый, были бы желание и, главное, деньги. Наличие же таланта или хотя бы минимальных способностей не обязательно. Чтобы стать художником, надо иметь талант и трудолюбие, чтобы стать художником-авангардистом, достаточно денег, наглости и «раскрутки». Если мозгов нет, а славы хочется, громко выкрикни новое слово в искусстве. Лучше, если оно будет матерным. И тебя заметят, о тебе заговорят, а может быть, даже купят.

В детстве моей любимой книжкой были «Приключения Незнайки и его друзей». Я искренне смеялся над тем, как этот симпатичный невежа сочинял «тексты» типа «Палка селедка», а потом с обидой говорил, что друзья просто не доросли до его искусства. Тогда это было веселой сказкой. Сегодня – нормой «культурной» жизни.

Прежняя культура при всех своих недостатках тянула человека вверх. Пусть за волосы, пусть грубовато. Но тянула. Нынешняя опускается до уровня «рядового потребителя». И само ее название показывает этот уровень более чем красноречиво: «поп-культура», «поп-арт». По-моему, очень точно.

На смену профессионалам пришли дилетанты. Причем не только в искусстве.

Чтобы убедиться в этом, достаточно оглянуться вокруг. Вы никогда не прислушивались к тому, что говорят ведущие местных телеканалов? Как вам нравится, например, «комплект мебели для кабинета руководителя из натурального дерева»? Милиционеры у них исключительно «стражи порядка», пожарные – не иначе как «огнеборцы»… Снова штампы, снова клише, только на более примитивном уровне. Хорошо хоть пока укладываются в «лексические нормативы».

С другой стороны, трудно удержаться в этих нормативах, глядя на очередной «шедевр» точечной застройки, нагло выпирающий своим вычурно аляповатым фасадом из-за крыши исторического здания в самом центре города на ул. Гончарова. Интересно, чиновник, дававший разрешение на возведение этого «чуда», слышал что-нибудь о принципах градостроительства, архитектурных стилях, их сочетаемости, гармонии и прочих азах архитектурной профессии? Или он не архитектор, а обычный «поп-арх»? Как те «поп-доры», не способные не только организовать движение по городским улицам, но даже их элементарно расчистить от снега и наледи? Как «поп-мэр», не умеющий наладить и организовать работу подчиненных, делающих все через это самое «поп»?

Вот если бы их тоже можно было взять и отозвать по представлению прокуратуры, как «нарушающих общепринятые нормы морали и нравственности, создающих условия для деформации правового и нравственного сознания граждан»… Но это, увы, нынче из области жесткого фэнтези.

Владимир МИРОНОВ