Газовое хозяйство требует серьезного внимания властей.

МЧС прогнозирует увеличение числа взрывов бытового газа зимой 2010/2011 гг. «Сохранится негативная тенденция роста случаев чрезвычайных ситуаций, обусловленных взрывами бытового газа», – говорится в долгосрочном прогнозе Центрального регионального центра МЧС России на зимний период 2010/2011 гг., сообщает РИА Новости.

По данным того же источника, Ульяновская область не названа в числе регионов, где обстановка наиболее угрожающая. Пока не названа.

В начале осени ульяновцы получили извещения о необходимости заключить договоры на обслуживание внутридомового газового оборудования и насторожились. Житейский опыт подсказывал: ничего хорошего неожиданные предложения дополнительных услуг не сулят. Вот и на этот раз: столько лет обходились, за газ исправно платили, чего ж еще надо-то? Не иначе назревает очередной подвох.

Разделяя опасения земляков, мы решили выяснить, откуда ветер дует. И вот что узнали.

Юридическими основаниями для заключения договоров являются Постановление Правительства РФ от 21 июня 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» и изданный на его основе приказ Минрегионразвития №239 от 2009 г., который называется «Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования». В нем, в частности, говорится: «Проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договора на их выполнение». Там же указана и периодичность: не реже одного раза в три года, при условии, что оборудование новое, то есть проработавшее не более 12 лет. Если же устаревшее, как большинство в нашем жилом фонде, то обслуживать его придется ежегодно.

Кто-то скажет: «Но мы и так платим за газ». Действительно платим: за поставку «голубого топлива» поставщику и управляющей организации – за обслуживание внутридомового газового оборудования, находящегося в общедомовой собственности, то есть до газового крана в квартире. Все, что после него – плита, колонка и пр., в данную сумму не входит. На обслуживание этой части оборудования и требуется заключить договор. Потому что в уже упомянутом постановлении правительства сказано, что поставщик газа вправе приостановить или прекратить его поставку, если у абонента отсутствует договор о техническом обслуживании ВДО и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенный со специализированной организацией.

В перечень предлагаемых услуг входят:

1. Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.

2. Техническое диагностирование стальных газопроводов сети систем газопотребления.

3. Техническая инвентаризация газоиспользующего оборудования.

4. Обслуживание систем контроля загазованности помещения коллективными или индивидуальными приборами.

Все перечисленные работы платные и выполняются согласно официально утвержденному прейскуранту: например, за четырехконфорочную плиту, в зависимости от ее «возраста», пользователь заплатит 244 руб., за газовую колонку – 323 руб. Итого 567 руб. в три года. Или ту же сумму, но ежегодно. Так что каждый должен решить, что ему выгоднее: поменять плиту и колонку или платить за обслуживание каждый год.

В наших домах, утверждают специалисты, до сих пор стоят плиты, которые служат по 30-40 лет. Как правило, у малоимущих и пенсионеров, которые просто не в силах их заменить. Однако и без ежегодного обслуживания их оставить нельзя, потому что это просто опасно – люди могут лечь спать и не проснуться. Как быть?

Большинство регионов России закладывает в бюджеты средства на замену и ремонт изношенного газового оборудования для малообеспеченных категорий граждан по их заявкам. В частности, в Петербурге на протяжении трех лет ежегодно за счет казны меняют 20-

25 000 единиц изношенного оборудования в квартирах малоимущих. У нас же пока никакого решения на сей счет не принято.

Аналогичный документ находится на рассмотрении правительства Ульяновской области.

Раньше было проще. Газовиков не интересовало, есть ли у того или иного жильца индивидуальный договор. Существовал график техобслуживания, в соответствии с которым слесари приходили в дом и проверяли подряд все квартиры. Сейчас они вынуждены делать это выборочно, потому что у одних договор заключен, а у их соседей нет. Представители же обслуживающей организации не имеют права идти в квартиры, с жильцами которых договоры не заключены. И, следовательно, они лишены возможности проверить исправность плит и колонок.

Такая система крайне неудобна и поставщикам, и потребителям. В Ульяновске, например, 140 000 газовых абонентов. С каждым из них должен быть отдельный договор. Каждый договор выполняется в двух экземплярах. Итого – 240 000 экземпляров. И каждый должен быть подписан только директором горгаза. А сколько бумаги на это уйдет, если учесть, что экземпляр состоит из трех листов?

Но это, как говорится, полбеды. Такая «мозаичная» система не гарантирует безопасности. Предположим, из ста квартир одного дома 99 заключили договоры, а одна нет. И в ней случился взрыв. В результате пострадал весь дом. То есть выхолащивается смысл самой процедуры: что в ней толку, если она не гарантирует безопасности?

На сегодняшний день в г. Ульяновске в многоквартирном жилом фонде не заключено больше 100 тысяч договоров, и они никогда заключены не будут. Потому что многие жители, особенно пожилые, не понимают, зачем это нужно, их приходится уговаривать, убеждать, некоторые в силу возраста просто не могут никуда выйти… словом, причин много. Кроме того, каждые три года договор надо продлевать, т.е. писать соответствующее заявление и вновь идти по инстанциям. Все их напишут? Вряд ли.

Поэтому логичнее было бы заключать договор не с каждым отдельным жителем, а с управляющей компанией, которая представляла бы интересы всех потребителей газа в данном доме. Тогда, как и прежде, техобслуживание проводилось бы по графику сразу во всем доме, а не по отдельным квартирам – здесь обслуживаем, здесь не обслуживаем.

Казалось бы, в чем проблема? В том, что управляющие компании этой системе противятся. Хотя ТСЖ и ЖСК, как правило, такого разделения не делают, заключая договор с газовиками на обслуживание всего комплекса – от ввода в дом до газовой горелки. А УК почему-то уклоняются и ответственности на себя не берут. Свою позицию они мотивируют постановлением правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г., которое делит газовое оборудование на общие сети и сети, за которые отвечает абонент. Может быть, они просто не хотят нарушать закон?

Только никакого нарушения тут нет. Согласно 549-му постановлению, абонентом может выступать как физическое лицо, наниматель или собственник жилья, так и юридическое – ТСЖ, ЖСК и УК. То есть юридических препятствий к объединению не существует. Во многих регионах, там, где власти вникают в проблему, это искусственное и ненужное деление устранено. Например, в Москве, в Курской, Тульской и многих других областях. Там управляющие организации заключают договоры на обслуживание всего комплекса газового имущества, не подразделяя его на общее и индивидуальное. И оплату за обслуживания ВДО включили в общий перечень коммунальных услуг, раскидав всю сумму по месяцам. В результате ежемесячная плата выросла всего на несколько рублей.

Да что там в России! В Вешкаймском, Карсунском, Барышском, Тереньгульском, Майнском и Ульяновском районах администрация эти чересполосицу и неразбериху устранила.

У нас же вникать, похоже, не хотят. Между тем без такого решения невозможно реализовать программу «Безопасный город», потому что вынужденно выборочное обслуживание квартир такой безопасности не гарантирует.

P.S. Хотелось бы узнать мнение других заинтересованных (или не заинтересованных?) сторон, в том числе управляющих компаний.

Владимир МИРОНОВ