О том, где торгуют дурью, можно сообщить анонимно.
Ольга КОВАЛЕНКОВА
Не секрет, что сегодня в Ульяновской области сложилась непростая ситуация с распространением наркотиков. По итогам 11 месяцев этого года на диспансерном учете с диагнозом «наркомания» в нашем регионе стоит 4197 человек. Впервые в жизни с диагнозом «синдром зависимости от наркотических веществ» на учет поставлено 209 человек (в прошлом году эта цифра составляла 183 человека). Согласно данным ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница», заболевание наркоманией зафиксировано у 323,19 человек на сто тысяч населения. А это на 28 процентов выше среднероссийских (252,11) и на 33,5 процентов выше среднеокружных (242). И это только официальные цифры!
Отдельно нужно сказать, что сегодня одним из самых распространенных наркотиков в Ульяновской области является дезоморфин. Препарат опасный – за короткий срок разрушает организм человека изнутри, производится в кустарных условиях. Не до конца удалось ликвидировать и все точки, где распространяют запрещенные курительные смеси.
Об этом и многом другом, что было сделано для пресечения незаконного распространения наркосодержащих препаратов на «прямой линии» в «Комсомолке» рассказал начальник Управления ФСКН России по Ульяновской области полковник полиции Александр Светличный. Александр Алексеевич недавно переведен к нам в регион по решению Президента России Дмитрия Медведева из аналогичной структуры в Республике Тыва.
СДЕЛАТЬ РАБОТУ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЗРАЧНОЙ
– Добрый день, Александр Алексеевич. Это прямая линия? Меня зовут Виктор. Насколько я знаю, руководителем наркоконтроля в Ульяновской области вы стали совсем недавно. Хотел бы поинтересоваться, какой у вас опыт и знаете ли вы, с чем придется столкнуться Вам в нашем регионе?
– В системе наркоконтроля я работаю с момента создания этой структуры. Почти четыре года я возглавлял УФСКН РФ Республике Тыва в Сибирском федеральном округе. Хочу сказать, что с наркоагрессией там борются не только сотрудники ФСКН, но и население. Люди там всегда были активными, сотрудничали с нами, но в то же время понимали, что в одночасье эту проблему не решить. Для того нужно время.
Прежде, чем приехать к вам, я, конечно, изучил материалы, касающиеся вашей области, как говорится, «прощупал» обстановку. На сегодняшний момент у меня уже есть свои замечания по работе, и планы, которые я хотел бы реализовать для улучшения ситуации. Хочу, чтобы работа управления, которое я сейчас возглавляю, была прозрачной. Тогда люди будут видеть, чем мы занимаемся, и четко понимать, что и для чего мы делаем. Это тоже немаловажно. Не буду лукавить, и мы иногда делаем ошибки. И у нас есть отдельные сотрудники, скажем так, не совсем благонадежные. И с этим мы будем бороться.
– Какая проблема, на ваш взгляд, наиболее остро стоит в регионе?
– Употребление молодыми людьми дезоморфина. Это наркотик, который не только разрушает психику человека, но и приводит к быстрой физической гибели через полтора – два года после начала употребления. Я не могу пройти мимо этой проблемы. И не только, как руководитель УФСКН, но и как гражданин. Здоровье нации превыше всего.
ДЕЗОМОРФИН ДЕШЕВЫЙ И ЛЕГКОДОСТУПНЫЙ
– Беспокоит вас Анастасия. В последнее время очень много пишут о том, что в Ульяновске одним из самых распространенных наркотиков является дезоморфин. Расскажите, чем он опасен.
– Этот наркотик получают кустарным путем, изготавливается из кодеиносодержащих лекарств, которые свободно продаются в аптеках. Он очень дешевый и легкодоступный. Именно эти факторы и привлекают наркозависимых людей. Употребление дезоморфина влечет за собой разрушение внутренних органов человека и приводит к летальному исходу. Им увлекаются молодые люди до 30 лет, в самом расцвете сил, которые могли бы строить будущее. Именно поэтому так важно взять ситуацию под жесточайший контроль и совместными усилиями ликвидировать проблему. А для этого нужно консолидировать действия всех органов: милиции, наркоконтроля и других структур для обнаружения притонов. Если в месяц мы сможем спасти одного или двух человек, это уже будет большим делом.
– Если я правильно поняла, то этот наркотик делается из препаратов, которые легально продаются?
– К сожалению, да. Если обратится к страницам истории, то раньше дезоморфин использовали в качестве лекарства в Америке еще во времена второй мировой войны. Потом, когда обнаружились страшные побочные эффекты, от его использования отказались.
– А нельзя каким-либо образом повлиять на ситуацию, и запретить продавать свободно кодеиносодержащие вещества?
– Представители наркоконтроля неоднократно на различных совещаниях обсуждали этот вопрос. Так, на одном из последних заседаний Государственного антинаркотического комитета ее руководитель предложил ученым разработать медицинский препарат, в котором бы не использовалось ни грамма кодеина. Конечно, это не произойдет в ближайшую неделю или месяц, но мы надеемся, что эту идею люди, занимающиеся наукой, все-таки возьмут на вооружение. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что и наркоиндустрия развивается. Как только с рынка исчезает то или иное вещество, торговцы тут же находят что-то новое.
НУЖНО УСТАНОВИТЬ ВИДЕОКАМЕРЫ В АПТЕКАХ
– Вероника меня зовут. Слышала, что руководство аптек заставляет аптекарей продавать препараты, содержащие кодеиносодержащие вещества, а наркоманы колются прямо в аптеках.
– Спасибо за вопрос. Но, думаю, что вы несколько сгущаете краски. Уколоться купленными в аптеке препаратами на месте вряд ли представляется возможным, так как наркотик нужно из них приготовить. Также поясню, что на федеральном уровне составлены списки сильнодействующих, психотропных лекарств, которые отпускаются только по рецептам. Но проблема есть. И я этого скрывать не буду. Наркозависимые люди не по назначению используют некоторые таблетки, изготавливая из них наркотики. Запретить продавать кодеиносодержащие лекарства совсем нельзя. Ведь для многих – это практически единственный способ избавится от боли. Но контроль со стороны аптечных управлений за реализацией таких препаратов все же ослаблен. Мы считаем, что ситуацию можно будет улучшить, установив в аптеках видеокамеры и сократив отпуск в одни руки некоторых лекарств.
– Также ходит много слухов, что в школах часто «сажают» на иглу. Мол, наркодилеры даже дежурят рядом с учебными заведениями. С этим как-то можно бороться?
Конечно. Главное, это не быть равнодушными. Если вы заметили, что непонятные взрослые люди постоянно появляются рядом со школами и что-то говорят детям, сообщите об этом директору, в наркоконтроль, в милицию. Даже, если вы ошибетесь, ничего страшного. Главное, чтобы не случилось беды. Здесь хочу отметить, что по приезде в Ульяновск меня приятно удивила активная гражданская позиция ульяновцев. За 11 месяцев этого года на телефон нашей «горячей линии» (см. «ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ» – ред.) поступило 108 звонков и сообщений. 18 притонов было ликвидировано благодаря
бдительности и сознательности граждан. Было возбуждено несколько десятков уголовных дел, а социально опасные элементы изолированы от общества.
– Пользуясь случаем, хочу спросить, как вы относитесь к истории, связанной с
руководителем фонда «Город без наркотиков» Егором Бычковым, прогремевшей на весь мир. Напомню, что в Нижнем Тагиле наркоманов лечили, приковывая к кроватям, и не давая есть. Это гуманно, на ваш взгляд?
– Скажу откровенно, мне сложно однозначно ответить на ваш вопрос. Не буду комментировать решение суда. Уверен, что Фемида действовала в рамках существующего законодательства. Здесь важно другое: Бычков открыто заявил о том, что проблема есть, и принял решение бороться с наркоманией. А это сильное и волевое решение, принять которое способен не каждый. Конечно, нельзя принуждать кого-то к лечению. Но благодаря истории, связанной с его фондом, представители власти поняли, что необходимо создавать систему реабилитации наркозависимых людей. К сожалению, сегодня людям, страдающим наркоманией, как правило, помогают медикаментозно преодолеть синдром так называемой «ломки».Но, выходя из больницы, они возвращаются к прежнему образу жизни. Такой ход событий нужно переломить. Необходимо сделать так, чтобы человек менялся, и ему не хотелось снова брать в руки шприц или принимать таблетки.
– Спасибо за ответ.
– Завершая диалог, хотелось бы всех призвать к сотрудничеству. Мы ни в коем случае не думаем плохо о людях, которые сообщают нам, где появился притон или торгуют наркотиками. Мы прекрасно понимаем, что каждый человек волнуется за свою жизнь и здоровье своих детей. И это правильно!
ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ
Если вы знаете, где торгуют наркотиками или появился притон, позвоните по круглосуточному телефону «горячей линии» управления наркоконтроля по Ульяновской области: (8422) 67-68-04. Информацию можно оставить анонимно. Каждый сигнал тщательным образом проверяется.