Интервью начальника УВД по Ульяновской области в журнале «Вести Ульяновской торгово-промышленной палаты».

Указом Президента РФ от 14.06. 2010 г. начальником УВД по Ульяновской области назначен полковник милиции Андрей Ларионов. Он – один из первых, чья кандидатура была выбрана из федерального кадрового резерва Министерства внутренних дел Российской Федерации.

«Вести УлТПП»: – Андрей Петрович, почти полгода Вы возглавляете областное Управление внутренних дел. Какова криминогенная ситуация в регионе?

А.Ларионов:- В текущем году, как и в предыдущем, сохранилась тенденция к сокращению регистрируемой преступности. По итогам работы за 10 месяцев количество преступлений уменьшилось более чем на 15%. Уровень преступности в расчете на 10 тыс. населения составил 117,4 преступлений (в аналогичном периоде прошлого года – 138,6). На 20% сократись количество тяжких и особо тяжких преступлений, на 27% – число преступлений, совершенных несовершеннолетними. В этой связи необходимо и далее активно заниматься профилактикой преступлений, а также усилить ведомственный контроль по регистрации и своевременному реагированию на заявления граждан.

Одной из актуальных проблем остается уровень дорожно-транспортных происшествий. Практически на 18% возросло количество человек погибших в ДТП. Самые распространенные причины дорожно – транспортных происшествий, в которых пострадали люди, – нарушение правил дорожного движения пешеходами, несоблюдение очередности проезда, несоответствие скорости конкретным дорожным условиям, нарушение правил проезда пешеходного перехода.

Пока некоторые из автолюбителей будут пытаться провести «тест-драйв», чтобы определить максимальную скорость своего автомобиля, проверить, исправны ли тормоза, или успеет ли транспортное средство проскочить перекресток перед запрещающим сигналом светофора, аварий не станет меньше. Каждый водитель, садясь за руль, обязан понимать, что нем лежит ответственность за жизни других участников дорожного движения, так как автомобиль является источником повышенной опасности.

Особое место в структуре преступлений составляют имущественные, и в первую очередь мошенничества, которые в последнее время совершаются различными все более изощренными способами. Чтобы завладеть имуществом или деньгами граждан, аферисты представляются социальными работниками, работниками городских служб, предлагают гадания и снятие порчи и т.д. Из 766 зарегистрированных в текущем году фактов мошенничества в Ульяновской области 369 – уголовной направленности.

– Экономические преступления, коррупция – к сожалению, стали приметой времени. Какова статистика по раскрытию этих преступлений?

– В текущем году на территории региона выявлено 261 должностное преступление, из них 161 факт взяточничества. Зарегистрировано семь преступлений указанной категории, совершенных в крупном размере.

Особое внимание уделяется защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Осуществляется комплекс мероприятий по выявлению и пресечению коррупционных преступлений, совершаемых в отношении предпринимателей должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.

В феврале 2010 года при получении взятки задержан инспектор государственного пожарного надзора по Инзенскому району. Денежные средства предназначались за непринятие мер в отношении коммерческой структуры. В марте 2010 года выявлен еще один факт получения взятки фигурантом. Возбуждено два уголовных дела по признакам ст. 290 УК РФ, которые в июне 2010 года направлены в суд.

Проводятся мероприятия по защите от преступных посягательств собственности предпринимателей, пресечению иных совершаемых в отношении них противоправных действий.

За 10 месяцев этого года выявлено 412 экономических преступлений против собственности, 8 – против интересов службы в коммерческих и иных организациях, 427 – в сфере экономической деятельности, 484 – на потребительском рынке.

Принимаются меры организационного и практического характера, направленные на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, связанных с криминальным захватом и банкротством предприятий.

В мае текущего года окончено расследование и направлено с обвинительным заключением в суд уголовное дело, возбужденное по факту мошеннических действий должностных лиц ЗАО «Сервис Инвест Торг» в отношении МУП ВКХ «Димитровградводоканал» на сумму 15 млн. рублей. В целях завладения имуществом МУП ВКХ лица из числа членов некоммерческого партнерства «Национальная гильдия арбитражных управляющих» предоставили в Ульяновский арбитражный суд поддельные документы, фиктивно увеличив кредиторскую задолженность предприятия. В дальнейшем имущество МУП реализовывалось подставным лицам ниже реальной стоимости. По аналогичной схеме осуществлена попытка захвата имущества и Димитровградского МУП «Котельные и тепловые сети».

Проблему противодействия коррупции и рейдерству необходимо решать совместными усилиями органов государственной власти, общественности и предпринимательских кругов.

– Борьба с незаконным игровым бизнесом – еще одна задача. Многие отмечают, настолько серьезно подходит руководство УВД по Ульяновской области к ее решению. Что удалось сделать, и насколько эффективен инструментарий в виде законов и нормативных актов для проведения этой работы?

– В этом году по сообщениям граждан сотрудниками подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства проведено 195 проверок, изъято около 800 игровых терминалов и 40 системных блоков, закрыто более 30 игровых залов.

Базовым нормативным документом для осуществления нами этой работы является федеральный закон от 29.12.2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В нем определены субъекты Российской Федерации, на территории которых создаются игорные зоны (Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край).

Вместе с тем еще имеются нерешенные законодательством вопросы. Надеюсь, что в ближайшее время все правовые пробелы, с которыми сталкиваются в правоприменении сотрудники органов внутренних дел, будут законодательно восполнены, что, безусловно, позволит повысить эффективность и результативность борьбы с незаконным игорным бизнесом и осуществлением лотерейной деятельности с нарушением установленных действующим законодательством норм и правил.

А в настоящее время работа в этом направлении ведется только благодаря воле и стараниям сотрудников органов внутренних дел и пониманию ситуации контролирующими и надзорными органами. Но недобросовестный бизнес не хочет отступать и есть адреса, по которым милиционеры выезжали и вывозили игровое оборудование по несколько раз. Но думаю, несмотря на противодействие, нам удастся навести порядок в этой сфере.

– Сейчас остро стоит вопрос качества кадров в системе МВД. Как проходит отбор на службу в органы внутренних дел, и будут ли в новом законе «О полиции» соответствующие изменения?

– Чтобы не допустить проникновения в систему МВД людей, не соответствующих требованиям, предъявляемым обществом к сотрудникам, и лиц, имеющих корыстную мотивацию, созданы эффективные барьеры. Одним из направлений является организация психологического отбора, а именно, психологическое обследование с изучением личностных, интеллектуальных и психофизиологических характеристик лиц, поступающих на службу в ОВД, и сотрудников, которые переводятся на другие должности.

По результатам психодиагностического тестирования выносится заключение о степени их психологической готовности. Подразделения, не имеющие в штате специалистов-психологов, направляют кандидатов и сотрудников на тестирование к психологам УРЛС УВД по Ульяновской области.

Сотрудниками кадрового аппарата УВД проверяются как общеобразовательный уровень молодых людей, желающих служить в милиции, так и их физическая подготовка. Назначение на вышестоящую должность или перемещение по службе осуществляется по результатам сдачи комплекса зачётов и экзаменов, который включает знание нормативной правовой базы, а также умение владеть табельным оружием, боевыми приёмами борьбы.

Наряду с сотрудниками кадрового аппарата кандидатов изучают и высказывают свое мнение по поводу их приёма на службу в органы внутренних дел, а также оказывают помощь специалистам центра профессиональной подготовки УВД, ветераны МВД.

Что касается требований к кадровому составу в свете реформы МВД, могу сказать, что в проекте закона «О полиции» не только закреплен набор требований к полицейскому, но и установлены правовые механизмы их обеспечения. К примеру, перечень оснований увольнения со службы расширен до 22 против 16 в действующем законе.

Чтобы оценить соответствие сотрудников милиции требованиям, предъявляемым к сотруднику полиции, предусмотрена их внеочередная аттестация согласно статье 54 части 3 законопроекта, порядок которой определяется Президентом Российской Федерации.

Одной из основных гарантий законности деятельности полицейского является его правовая грамотность. Поэтому в целях её стимулирования и с расчетом преодоления правового нигилизма вводится регулярная проверка знания сотрудниками Конституции РФ, федеральных законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность.

Принимаемые меры должны привести к более качественному отбору кандидатов на службу. Но необходимо, чтобы служба в полиции была хорошо оплачиваемой, привлекательной и престижной, чтобы было из кого отбирать. Пока очередей на службу в органы внутренних дел нет, поэтому в этом направлении предстоит очень большая работа.

– МВД- структура достаточно закрытая. Станет ли после принятия закона «О полиции» деятельность органов внутренних дел более открытой и прозрачной для граждан?

– В милиции были и есть подразделения и руководители, которые никогда не были закрытыми, но теперь этот вопрос будет законодательно урегулирован. В новом законопроекте открытости и публичности отведена целая статья, которая процессуально закрепляет формы взаимодействия средств массовой информации и полиции.

Уже сейчас повышение эффективности информирования населения о работе ведомства, привлечение внимания общественности к проблематике работы сотрудников органов внутренних дел является приоритетным направлением в деятельности милиции. УВД по Ульяновской области открыто для общественности и журналистов. К примеру, с июля этого года на сайте областного УВД функционирует мой блог, где граждане не только могут узнать о криминогенной ситуации, складывающейся в нашем регионе, но и получить ответы на интересующие их вопросы. Все поступившие сведения тщательно проверяются и находятся на особом контроле у руководства органов внутренних дел. Обратившимся, которые оставили свои контактные данные, в обязательном порядке приходит письменный ответ. К слову сказать, такая прямая связь помогает выявлять и раскрывать преступления и правонарушения. Количество индивидуальных посетителей блога уже превысило четыре с половиной тысячи.

Недавно мы открыли на нашем сайте новую рубрику «По следам публикаций», где размещены ответы на обращения граждан, критические материалы, вызвавшие широкий общественный резонанс. Открыта виртуальная дежурная часть «Интернет – 02», где граждане могут подать заявление в электронном виде, которое регистрируется в установленном порядке. В ближайшее время планируется открыть рубрику «Ветеранские организации УВД».

Я думаю, что органам внутренних дел и масс-медиа действительно есть о чем говорить. Комментируя материалы СМИ, мы даем объективную информацию с позиции проведенных служебных и процессуальных проверок. Существуют официальные источники ее получения – это руководство УВД, городских и районных ОВД, ОИОС. Опираться на достоверные факты или использовать непроверенные сведения – уже выбор СМИ, как говориться, «кому что нравится».

– В проекте федерального закона «О полиции» говорится о новой партнерской модели взаимоотношений полиции и общества. В чем она принципиально отличается от существующей?

– Это новый взгляд на систему принципов правоохранительной деятельности в целом. Соблюдение прав и свобод граждан, законность, беспристрастность, открытость и публичность, обеспечение общественного доверия и поддержки, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных информационных технологий, все это – правовые средства реализации новой модели, закрепленные в законе виде статей.

Принятие федерального закона «О полиции» не только позволит коренным образом изменить взаимоотношения общества и стражей правопорядка, но и станет очередным шагом в процессе интеграции в мировое полицейское сообщество.