Виктор Никитин
В конце каждого года принято подводить итоги. Отступим от этого правила: о них в сельском хозяйстве региона нами сказано достаточно. Поговорим о перспективах. Тем более что уроки минувшей засухи и объективная потребность экономики в модернизации производства обозначили перед АПК серьёзные и во многом совершенно новые задачи.
Главным направлением работы в 2011 году должно стать преобразование сельского хозяйства области из глубоко дотационной отрасли в конкурентоспособный агробизнес. Считается, что такие шаги будут способствовать повышению эффективности бюджетных инвестиций и росту качества жизни на селе. Посмотрим на «планов громадьё» глазами министра сельского хозяйства Александра Викторовича Чепухина.
В условиях рыночной экономики основным методом влияния на хозяйствующие субъекты является экономический рычаг. В нашем случае – это бюджетная поддержка. В 2011 году поддержка сельскохозяйственного производства будет проходить через следующие областные целевые программы (ОЦП): «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008-2012 годы; «Развитие малых форм хозяйствования на селе»; «Развитие потребительской кооперации» на период до 2012 года.
На реализацию обозначенных программ выделено 337,5 миллиона рублей.
Исходя из результатов 2010 года, приоритетными на ближайшую перспективу Минсельхоз области видит следующие направления: развитие животноводства; страхование сельхозкультур; развитие МФХ на селе; привлечение инвесторов; техническое перевооружение и мелиорация; развитие Агропромпарка Ульяновской области.
Выделим из них, на наш взгляд, самые основные.
Развитие животноводства
Особое внимание предлагается обратить на развитие мясного скотоводства. В настоящее время говядина в Ульяновской области, как и в целом по России, производится в основном посредством выбраковки коров молочного направления. Это приводит к её низкому качеству и высокой себестоимости.
Что предлагается? Основной путь решения проблемы – разведение специализированных пород мясного скота. Наиболее выгодным направлением может являться выращивание мясных пород в облегчённых помещениях, а молодняка – на открытых откормочных площадках. Для этих целей можно использовать скрещивание мясных пород с молочными для получения помесного молодняка, предназначенного для откорма. Так, например, коров чёрно-пёстрой породы можно искусственно осеменять мясной абердин-ангусской породой и получать помесной молодняк с улучшенными мясными качествами. Такая технология уже применяется в Чердаклинском районе, где в сентябре 2009 года получен первый молодняк.
Следует отметить, что животные мясных пород хорошо употребляют грубостебельчатые корма, в частности, солому. Можно использовать в качестве корма и силос с добавкой соевого жмыха, пивной дробины, соломы.
В отличие от многих других отраслей животноводства мясное скотоводство менее трудоёмко. Его технология не включает применение сложных машин и оборудования, требующих квалифицированного обслуживания. Скот мясных пород, что очень важно, идеально подходит для содержания в личных подсобных хозяйствах. Поэтому не случайно в Ульяновской области разработана Программа развития мясного скотоводства. На её финансирование из областного бюджета требуется дополнительно 60 миллионов рублей. Эти средства планируется использовать по следующим направлениям: покупку эмбрионов мясных пород от выдающихся родителей; реализацию кондиционного мясного поголовья; приобретение оборудования, кормоуборочной и кормораздаточной техники, а также семян высокобелковых кормовых культур.
Для успешного развития мясного скотоводства в качестве первого шага требуется мощный толчок в виде субсидий на ввоз племенного скота из-за пределов области. Следующим шагом наступающего 2011 года станет регистрация на территории региона двух племенных репродукторов по мясному скоту герефордской и абердин-ангусской породы.
Страхование сельскохозяйственных структур
Под урожай 2010 года посевы в регионе были застрахованы на площади 140,6 тысячи гектаров, в том числе озимые – 102,3 тысячи, что составляет всего 15% посевных площадей.
В целях поддержки агрострахования государством субсидируется часть уплаченной страховой премии. В уходящем году хозяйствам региона на эти цели было выплачено за счёт средств областного и федерального бюджетов 72 миллиона рублей, позволивших компенсировать 57,3% страхового взноса.
Вследствие небывалой засухи 2010 года на низкий уровень агрострахования в России обратило внимание высшее руководство страны. Минсельхозом РФ был разработан проект ФЗ «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой». Законопроект принят в первом чтении Госдумой России. Он, в частности, предлагает регулирование основных моментов страхования: порядка и условий предоставления господдержки; определения объектов страхования и страховочных рисков; условий заключения договоров сельхозстрахования. Сюда же входят: оценка ущерба, условия страховых выплат; механизм формирования страховщиками резервов по сельхозстрахованию; определение правового статуса субъектов и участников сельхозстрахования.
Меры тем более необходимые, что у сельхозпредприятий и страховщиков области много проблем. Достаточно назвать недостаток денежных средств у сельхозпроизводителей для уплаты страховых премий и слабый уровень их знаний. Не все правильно понимают методику и принципы страхования урожая, необходимость предоставления документов при урегулировании убытков и соблюдения сроков их подачи.
В проекте закона о сельхозстраховании предполагается, что сельхозпроизводитель оплачивает только 50% начисленной страховой премии, а другую половину непосредственно страховщику оплачивает государство. Здесь сразу же следует сказать, что многие хозяйства отказываются страховать посевы. Их понять можно: страховую премию надо полностью выплатить до окончания сева. Между тем деньги нужны на приобретение семян, горючего, удобрений. Совершенно очевидно, что для защиты интересов сельхозпроизводителей необходим комплекс мер, делающих агрострахование надёжным, привлекательным и реально действующим механизмом. Говоря иначе, должны быть созданы такие условия, при которых страхование станет выгодным. В 2011 году таким условием будет являться получение всех видов субсидий в растениеводстве – на приобретение удобрений, средств химизации, семян – только при их внесении на застрахованные посевы. Одновременно видится необходимым создание реально действующего механизма оказания финансовой поддержки сельхозпроизводителям для оплаты страхового взноса. В будущем году таким механизмом может стать увеличение субсидий на уплату страховых взносов до 90% от стоимости полиса. На эти цели из областного бюджета требуется не 20 миллионов рублей, как это предусмотрено сегодня, а 75 миллионов.
Привлечение инвесторов
Базовой основой для привлечения инвесторов в сельскохозяйственную отрасль могут стать развитые конкурентоспособные предприятия, а также подготовленные площадки и условия.
Наиболее эффективным вложением средств является поддержка сильных предприятий, применяющих современные технологии в сельском хозяйстве, производящих прибыльную продукцию, выплачивающих своим работникам достойную зарплату.
В этих условиях Минсельхоз региона видит для себя важнейшей задачей привлечение социально-ответственных инвесторов, увеличение количества предприятий, повышающих производительность труда и относящихся к категории бизнеса.
Возникает вопрос: а что делать с низкоэффективными сельхозпредприятиями? У них, если не брать в расчёт субсидии, отрицательная рентабельность, низкая производительность труда. Они не могут самостоятельно организовать эффективное производство, получить кредиты по причине неудовлетворительного финансового состояния. Выход пока один: привлечь в такие хозяйства инвесторов, которые способны изменить модель управления, организовать рентабельное производство, ввести в оборот заброшенные земли сельхозназначения.
Есть и ещё одно предложение. Опираясь на опыт соседних регионов, в частности, Мордовии и Татарстана, необходимо повысить привлекательность вложений в агробизнес успешных промышленных и коммерческих предприятий области. Пока что многие их них, к великому сожалению, не спешат инвестировать сельскохозяйственное производство, хотя свободных ниш для их деятельности более чем достаточно.
Так какие же условия должны быть созданы в регионе для привлечения инвестиций в сельское хозяйство?
Прежде всего, готовые к размещению производства земельные массивы. Первое, что останавливает инвесторов, это неоформленные паевые земли, которые до настоящего времени являются источником конфликтов между населением, хозяйствами и инвесторами.
Что необходимо предпринять для формирования земельных участков, предлагаемых инвесторам? Создать так называемый «инвестиционный агропромышленный офис». Или использовать потенциальные возможности уже имеющегося ОАО «Агропромпарк». Назначение? Выкуп земельных долей у физических лиц и оформление невостребованных земельных долей с целью регистрации участков и предоставления их в аренду или продажи инвесторам. Речь идёт также о выкупе нерентабельных хозяйств и недействующих животноводческих комплексов. Именно инвестиционный агропромышленный офис должен формировать готовые массивы для размещения инвесторов, осуществлять их поиск и отбор, а также сопровождение до выхода на проектные показатели.
Техническое перевооружение и мелиорация
Решение задач по модернизации экономики невозможно без технического и технологического перевооружения, обновления сельхозтехники.
В машинотракторном парке области до сих пор имеется много техники, выработавшей свой ресурс: тракторов – 91%, зерноуборочных комбайнов – 71%, кормоуборочных машин – 75%. Средняя нагрузка на комбайн по области составляет 360 гектаров при научно-обоснованной норм 110-115 гектар.
В 2010 году возможности аграриев по приобретению новой техники по причине засухи резко сократились. За девять месяцев года в регионе был приобретён 61 трактор, 8 комбайнов, 300 единиц прицепной и другой техники на 247,4 миллиона рублей.
В чём видится выход? Приобретение техники по Программе утилизации позволит значительно, до 30%, снизить цену техники и тем самым повысить покупательную способность сельхозпроизводителей, уменьшить затраты и потери при проведении полевых работ.
Приоритет отдаётся технике, изготовленной на территории области и оборудованию для животноводства – молокопроводы, навозные транспортёры, танкеры, кормоприготовительное оборудование. По ним планируется компенсировать 50% стоимости. По прицепной технике российского производства, необходимой для влагосберегающих технологий будет компенсироваться 30% стоимости, по комбайнам и тракторам – 20%.
Одновременно с этим засуха показала необходимость восстановления оросительных систем. Так, например, урожайность картофеля снизилась в два аза к 2009 году и составляла 50-70 центнеров с гектара, тогда как на поливных участках – 200-250.
ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции и восстановлению мелиоративных систем, подготовке проектно-сметной документации. Господдержку планируется предоставлять в виде субсидий на закупку поливного и насосного оборудования в размере 50% стоимости без НДС и транспортных затрат. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Заявки на приобретение насосно-силового оборудования и поливальных установок на 260 миллионов рублей поступили от хозяйств пригородной зоны, а также Старомайнского, Чердаклинского, Майнского районов.
Нет сомнений, что все предложения, а в них много новизны, будут восприняты аграриями региона как руководство к действию.