Финиш года в право­охранительной сфере получился эффектным: суд вынес жесткий при­говор по нашумевшему «делу об ангиографах».Напомним: для лечебных учреж­дений города и области были приоб­ретены ангиографический комплекс, а также рентгеновский и ядерный магнитно-резонансный томографы. Эти импортные аппараты обошлись областному бюджету более чем в 200 миллионов рублей, хотя на самом деле стоили почти в два раза дешевле.

В качестве подозреваемых в числе прочих фигурировали бывший министр здравоохранения области Ф. Прокин и главный врач Ульяновской областной клинической больницы, а заодно и депутат Законодательного собрания А. Баландин. Следствие длилось около года, а потом и суд тя­нулся почти столько же. Создавалось впечатление, что дело хотят спустить на тормозах и тянут время в ожидании, когда скандал забудется. Поэтому со­стоявшийся в конце января приговор стал в какой-то степени неожиданным: Прокин признан виновным в группо­вом мошенничестве с использованием служебного положения в особо круп­ном размере, а также в покушении на хищение чужого имущества, тоже осо­бо крупного, и приговорен к восьми с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима со штрафом в миллион рублей. Кроме того, он и его сообщники обязаны возместить весь причиненный ущерб в размере более 90 миллионов рублей.

Дело в отношении Баландина вы­делено в отдельное производство. Его расследование продолжается.

Дурной пример, как известно, за­разителен: если перед законом грешат медицинский министр и областной депутат, то их нижестоящим коллегам, как говорится, сам бог велел.

Прокуратурой Базарносызган­ского района в следственный комитет направлены материалы в отношении нарколога центральной районной больницы. По мнению прокуроров, в течение нескольких лет женщина выдавала подопечным алкоголикам справки о том, что те абсолютно здо­ровы. Сколько поклонников зеленого змия получили водительские права в результате этой «благотворитель­ности», выясняется. Пока удалось отыскать и отлучить от руля четверых.

Не знаю, какой вуз оканчивала районный нарколог, но, судя по тому, как «творчески» она относилась к ис­полнению профессиональных обязан­ностей, вполне может оказаться, что ее учителем и наставником был пре­подаватель медицинского факультета УлГУ В.Ф. Сыч, осужденный весной этого года за взятки и мошенничества. В ходе судебного процесса его призна­ли виновным «всего» по 84 эпизодам, а еще по 73 – оправдали.

Допрошенные студенты расска­зали, что цена положительной оценки колебалась в пределах полутора-двух тысяч рублей. На сей счет их просве­щали не только старшекурсники, но и сам преподаватель, который «доводил информацию о возможности повы­шения итоговой оценки на экзамене путем выполнения «поручения». По­следнее, как правило, сводилось к передаче преподавателю некой сум­мы. Но не только. Например, одну из студенток он попросил купить 20 пачек упаковочной пленки. А когда девушка не смогла этого сделать, согласился принять денежный эквивалент в сумме полутора тысяч рублей. Другой кандидат в медики компенсировал не­достаток знаний приобретением двух энергосберегающих лампочек общей стоимостью 1 100 рублей. Третий откупился вентилятором для препо­давательского кабинета. Впрочем, надо отдать профессору должное – вентилятор он потом пожертвовал в деканат.

Несмотря на то, что кроме по­казаний студентов факты сделок с ними были зафиксированы скрытыми видеокамерами, Сыч вины не признал, утверждая, что студенты абсолютно добровольно, исключительно по собственной инициативе в массовом порядке оказывали спонсорскую по­мощь кафедре биологии, прекрасно понимая, что их душевный порыв ни­как не скажется на экзаменационной оценке. Все вырученные таким обра­зом деньги, утверждал подсудимый, пошли на финансирование научно-исследовательских работ, поскольку государственных средств на эти цели катастрофически не хватало.

Тем не менее ни следствие, ни суд в научный альтруизм педагога и его студентов не поверили. По сово­купности всех 84 доказанных пре­ступлений В.Ф. Сыч был приговорен к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком в два с половиной года.

После всего изложенного выше уже не удивляешься случаю, проис­шедшему с одной знакомой: женщину долго лечили от гриппа, пока не выяснилось, что у нее – внематочная беременность. А чего вы хотите за две-то тысячи?

Перестает удивлять и удручающая регулярность, с которой рушатся с высоты наши самолеты, то промахи­ваясь мимо полосы, то запутавшись в проводах над железнодорожными путями. «Человеческий фактор» – уныло констатируют эксперты, полнее возможно имея в виду специалистов, получавших образование у другого профессора – М. Казакова, препо­давателя кафедры «Аэронавигация и авиационное и радиоэлектронное оборудование» Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации. Случайно или нет, но его осудили почти одновременно с Сычем и практически за то же самое – за хорошую оценку на экзамене препо­даватель брал от тысячи до четырех. Деньги ему переводили на счет, а пропуском в следующий семестр являлась предъявленная курсантом платежка. Убедившись, что «гонорар» перечислен, Казаков ставил будущему пилоту или диспетчеру нужную оцен­ку, даже не проверяя, знает ли тот хоть что-нибудь про аэронавигацию и ис­пользование в ней радиоэлектронного оборудования.

Авиационное новаторство суд оценил в 350 000 рублей штрафа, которые профессору придется вы­платить в доход государства, хотя прокуратура настаивала на реальном лишении свободы сроком в три с половиной года. Но посадки, даже мягкой, не получилось.

На этом фоне действия бывшего начальника Чердаклинского тер­риториального пункта Управления федеральной миграционной службы РФ Светланы Гавриловой выглядят вполне безобидно. По крайней мере от того, что она выдавала липовые паспорта и устраивала фиктивную прописку, угроз ничьим здоровью или жизни не было.

Клиентов ей поставляла подруга Алия Асатурова. Она же брала деньги с заказчиков и передавала их испол­нительнице, т.е. Гавриловой.

Всего с июня 2008-го по август 2009 г., когда установлено и доказано пять таких операций, в результате которых паспортная начальница, по версии следователей, получила в общей сложности около 75 000 руб. плюс подарочный комплект – коньяк с фужером. По словам же самой обви­няемой, приработок был куда скром­нее: за услуги подруга-сообщница за год выплатила ей всего около 20 000 руб. плюс продукты питания, уже упоминавшийся коньяк ну и кое-какие вещички по мелочи. Если это так, то вообще не понятно, зачем было рисковать не только свободой, но и успешной карьерой, стабильной зарплатой и ранней пенсией?

В отличие от профессоров бывший майор внутренней службы С. Гаврилова получила реальный срок – четыре года семь месяцев в колонии общего режима с лишением майор­ского звания и всех прилагающихся к нему льгот.

Все вышеперечисленное – лишь малая часть из 370 преступлений коррупционной направленности, выявленных в прошлом году. Среди них – 190 фактов взяточничества. Это больше чем в 2 раза превышает пока­затели предыдущего года, сообщает областная прокуратура.

Посмотрим, какие цифры препод­несет нам следующий год – год Кро­лика, который, как известно, славится исключительной плодовитостью.

Владимир Миронов