Быть ли Ульяновску «Культурной столицей Европы» и когда. На площади Ленина в канун нового года построили каток. Нормальный такой – детворе на радость и взрослым в удовольствие. А во всю длину бортика на внешней стороне надпись: «Каток-маток». Сразу вспомнился павильон, все лето «услаждавший» взор подобной вывеской: «Прокат-мокат». Можно принять за юмор на грани дурновкусия. А можно за тенденцию: мол, такой у нас в Ульяновске пока «культур-мультур». Вот лет через десять…Именно через десять лет, в 2020 году, Ульяновск в соответствии с амбициозными планами действующего губернатора области Сергея Морозова должен получить право стать культурной столицей Европы. Как отметил Сергей Иванович на недавнем ежегодном отчете о работе правительства в ЗСО, наш город откроет российскую страницу этого европейского проекта. ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ Идея «Культурной столицы Европы» впервые родилась 25 лет назад в голове Мелины Меркури, греческой актрисы и певицы, занимавшей в то время важный пост министра культуры своей страны. Планы Меркури по ежегодному избранию того или иного города центром культурной жизни континента были активно поддержаны Евросоюзом, который очень скоро перехватил инициативу. Европейский город, становившийся культурной столицей, неизбежно привлекал внимание всего Старого Света к своему культурному развитию. И мог рассчитывать, что немаловажно, на дополнительное финансирование, привлекаемое в связи с исполнением функций культурной столицы. Этот титул носило уже более 30 городов. Это были очень крупные и важные города – такие, как Амстердам, Париж, Мадрид, Копенгаген. И города поменьше: Глазго, Антверпен, Дублин, Ливерпуль, Авиньон, Рейкьявик, Краков. И даже совсем не столицы, вроде тихих провинциальных немецких Брюгге и Эссена, австрийского Линца, словацкого Кошице (в будущем) или венгерского Печа (в 2010 году). В 2000-м было выбрано сразу девять «культурных столиц». А со следующего 2001-го ежегодно выбирается по два города. За годы был найден удачный баланс между «показать» и «посмотреть». Это не просто красивое соревнование, где один город лучше другого. Те города, которые концентрировали внимание только на экономических целях, стремились лишь привлечь посетителей, поддержать занятость населения и изменить образ в глазах страны и региона, в конечном счете просчитались и не достигли результатов. Это узкий, ограниченный, «туристский» подход – пригласить в город крупную выставку, устроить несколько концертов или проектов международного значения, которые приезжают, а потом уезжают. И ничего не остается на том месте, где когда-то была культурная столица. Альтернативный подход заключается в том, чтобы сконцентрировать внимание города на собственных культурных резервах. Два года назад «Культурной столицей Европы» кроме Линца был впервые выбран город бывшего СССР – литовский Вильнюс. В 2011-м наряду с Турку «культурной столицей» будет еще один прибалтийский город – эстонский Таллин. Далее список «культурных столиц» утвержден до 2014 года: Гимарайнш и Марибор в 2012-м, Марсель и Кошице в 2013-м, Умео и Рига в 2014-м. С 2015 по 2019 гг. по системе ротации выбраны только страны: 2015-й – Бельгия и Чехия; 2016-й – Испания и Польша; 2017-й – Дания и Кипр; 2018-й – Нидерланды и Мальта; 2019-й – Италия и Болгария. НАЦЕЛЕННОСТЬ НА ЕВРОПУ И ГРАЖДАНСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ Это – два краеугольных камня проекта, благодаря которому европейские города буквально обретают вторую жизнь. Лилль, о котором до выбора его культурной столицей в 2004 году знали лишь поклонники Дюма – как о родине палача, обезглавившего леди Винтер в романе «Три мушкетера», – заметно приукрасился. Здесь был вновь открыт оперный театр, проведена реставрация Музея изобразительных искусств с уникальным собранием 163 лучших живописных полотен великого фламандца Рубенса, 12 недействующих фабрик XIX века превращены в культурные центры – концертные и выставочные залы. Город, долгое время пребывавший в состоянии экономической депрессии, за год расцвел. В программе «Ливерпуль-2008» было заявлено 276 событий – только самые значимые фестивали, концерты и выставки. Фактически в городе каждый день был небольшой праздник. А раз в месяц – большой. Немецкий Рур, проведя за год 2500 мероприятий, представил 300 проектов – угольная столица Германии стала и новой культурной столицей страны. В 2010-м «Культурная столица Европы» – Стамбул – реализовала более четырехсот культурных спецпроектов. Еще 250 проектов запланировано в наступившем году в Таллине. Готовится и Рига. Один только форум современной культуры «Белая ночь» с участием пяти европейских столиц (кроме Риги это Париж, Рим, Мадрид и Брюссель) соберет, по предварительным оценкам, более 30 000 жителей и гостей города. Притом что у Риги есть и знаменитая «Майская Ночь» с участием более 90 музеев, и национальный Праздник песен и танцев Латвии с участием минимум 25 000 гостей, официально включенный в список шедевров нематериального и устного наследия человечества UNESCO, и знаменитая во всем мире театральная премия «Ночь лицедеев». А еще – международный кинофорум «Экология души» и известный конкурс молодых исполнителей эстрадной песни «Новая волна» в Юрмале. И дело даже не в том, что дополнительное финансирование, привлекаемое в связи с исполнением функций европейского центра, позволяет городу значительно обновить состояние культурных учреждений. Звание культурной столицы – залог пристального внимания европейской и мировой общественности к наследию выбранных городов. И хорошо бы, чтобы Россия, включившаяся в эту «гонку» в 2010 году, помнила не только о преференциях и думала не только о выгоде. Первой смелую заявку на «Культурную столицу Европы-2017» подала Пермь. Евросоюз решил, что тягаться с Данией и Кипром России рановато, и перенес рассмотрение пермской заявки на 2020-й. Проблема еще и в том, что статус «Культурная столица Европы» до сего времени присваивался только городам стран Евросоюза. Пермяки учли и это. Руководство края внесло предложение о включении в проект большого договора между ЕС и РФ пункта об участии городов России в культурных проектах Европы. Премьер-министр Владимир Путин предложение уже поддержал, заявил, что федеральная власть может и должна оказать поддержку проекту, и пообещал переговорить на эту тему уже в начале 2011 года с президентом России Дмитрием Медведевым. ПРОСИТЬ ИЛИ ДАВАТЬ? Губернатор Сергей Морозов еще в марте прошлого года выразился в том смысле, что «активная интеграция культуры Ульяновской области в международное культурное пространство – это старт долгосрочной программы сотрудничества с Советом Европы». Стратегические цели и задачи, поставленные главой региона, можно условно разделить на четыре части. Ментальные: изменение отношения к Ульяновску – от провинциального городка к современному европейскому городу с качественным уровнем жизни населения и развитым средним классом, активно потребляющим услуги культуры, образования, науки, и возвращение исторического имени – Симбирск. Экономические: положительное влияние культурного проекта на обновление города – парковой, торговой среды, сервисных услуг. Социальные: приостановление миграции молодежи, интеллектуальных и трудовых ресурсов, использование этого ресурса для модернизации социальной сферы и достижение нового уровня развития гуманитарной среды в регионе. И, наконец, политические – от локальной (Симбирск с имиджем современного европейского города становится «Культурной столицей Европы») до глобальной (вхождение России в Совет Европы). С 2011 года Ульяновск ждет, если верить региональным чиновникам от культуры, «нашествия» творческих программ-победителей европейского проекта будущих лет – от Таллина, Марселя и Риги до Чехии, Испании и Италии. Отлично, что к нам будет съезжаться профессиональное культурное европейское сообщество: художники, музыканты, литераторы. Прекрасно, что лучшие профессиональные коллективы Ульяновска посетят города Европы с гастрольными турами, прославляя национальные культуру и искусство. Но достаточно ли развита культура нашего города, чтобы представлять ее на обозрение европейской публики, если Ульяновск-Симбирск все-таки станет «Культурной столицей Европы»? Это пока вопрос вопросов. На уровне официальных отчетов и обещаний нам обещано много чего: развитие культурной инфраструктуры города; создание новых культурных продуктов; разнообразие видов сервисных услуг; количество новых объектов; прирост населения; развитие «креативного класса» музыкантов, актеров, художников, литераторов, ученых; увеличение инвестиций в культурные институции региона; количество новых рабочих мест на рынке культурных индустрий; рост потребительского спроса на качественные культурные услуги и – внимание! – повышение уровня образования населения. Последнее особенно актуально на фоне «проката-моката» и «катка-матка». Или там, где мэр города дурным голосом поет со сцены Ленинского мемориала: «Плыл над городом запах сирени…» Абстрагируясь же от всей этой официальной фанаберии на грани ничем пока реально не обоснованных предпобедных реляций, налицо международные джазовый и театральный фестивали и культурно-деловой российско-немецкий форум, проведенные в минувшем году. Сомнительно мало на фоне впечатляющих цифр городов, которые уже становились европейскими «культурными столицами» в прошлые годы, и даже тех из них, которые только собираются таковыми стать. О состоянии и «контенте» большинства уже существующих ульяновских музеев, театров и прочих «очагов» культуры в этом свете стыдно и говорить. Это именно что «очаги» из каморки папы Карло – даже не тлеющие, а нарисованные. Потенциал у нашего региона действительно неплох. Одни лишь имена творивших здесь классиков впечатляют: от Карамзина и Языкова до Минаева и Гончарова. Симбирские впечатления вдохновляли протея русской литературы Пушкина. Да и Симбирск как родина Ленина, как бы ни относиться к самому Владимиру Ильичу и главному городскому памятнику ему – Ленинскому мемориалу, – мог бы быть интересен Европе. Но все это надо развивать уже здесь и сейчас. И не ждать помощи извне. Ведь давать труднее, чем просить. И тут одними амбициями ничего не добьешься. Напротив – они плохой помощник в таких вопросах… Николай ВЛАДИМИРОВ Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Сираев Илдар Беширович
От столицы до станицы дом Деда Мороза: http://rutube.ru/tracks/3927781.html?v=0a4…9cb1d7c3790b2dc
собака (всё понимаю, сказать не могу..)
НАЧИНАЕМ ПОХОДИТЬ НА ГАСТАРБАЙТЕРОВ – ЭТО ИХ СЛЕНГ (каток-маток, кирпич-мирпич, дэнги-меньги и т.д.) СКАЗАТЬ НЕЧЕГО
скептик
Типичное поведение "культурных" чиновников "культурной столицы".
противно…
а еще стыдно. Уровень и так ниже плинтуса, а тут еще дебилоиды-креативщики такую дрянь понавешали – читать тошно.
людвиг
Был вчера в одном из оплотов культуры Ульяновска – в Филармонии. Очень показательно было то, как жители "культурной" столицы забирали верхнюю одежду в гардеробе. Это было нечто! Сразу вспомнилось начало 90-х. когда штурмовали государственные автобусы.
Одним словом, нет у нас Культурной столицы и не будет, пока не появится гражданское самосознание
Баблов Распил Снегоуборович
Интересно, а эти культурные столичники ездили по культурному городу? Тут же отсутствует дорожное покрытие, как можно про заваленый снегом город без дорог говорить, что он культурная столица?
Людвигу
Странно, не правда ли? А растяжечку великой Ульяновской медиаимперии Мозаика там случайно не заметили? Вот отсюда танцевать нужно – культурный слой в биомассу превратили, понавешали голых девок и реклам "холдингов", не знающих русского языка и нагло презирающих его. Кстати, я не видела описанного Вами даже когда дети младших классов в приходят в гардероб. На Ваших глазах скорее всего "культурное министерство" на выход перло. Привыкли нахрапом брать.
гость
а у нас такая культура
людвиг
Адресату "Людвигу". Нет, Вы не правы. На выход стремились побыстрее не представители "культурного министерства", а так сказать лица, похожие на представителей интеллигенции. Это и удручает. Похоже, таких у нас просто нет.
Ничо
Пусть сортиров практически нет, а те, что есть – "по шиколотку". И в замен очевидной логической очередности – нахрап и штурм. Зато – "духовность" так и прёт, через край! Толстой, Достоевкий, Кафка, Пруст, Ошо…, ё-моё! Куды этим америкосам до нас, биороботам тупым. Чистюлям, пля.
Кстати, я больше нигде не видел такой пародийной "типа интеллигенции", как в ульске, пииипееец. Коя мотается по нашим убогим драмтеатрам-филармониям, упиваясь туснёй и как бы "избранностью". Быдляк и подляк ещё тот.
Гопнег
Привет Интеллигенция-шмилигенция от быдла-павидла ))