Быть ли Ульяновску «Культурной столицей Европы» и когда.

На площади Ленина в канун нового года по­строили каток. Нормаль­ный такой – детворе на радость и взрослым в удовольствие. А во всю длину бортика на внеш­ней стороне надпись: «Каток-маток». Сразу вспомнился павильон, все лето «услаждавший» взор подобной вывеской: «Прокат-мокат». Можно принять за юмор на грани дурновкусия. А можно за тенден­цию: мол, такой у нас в Ульяновске пока «культур-мультур». Вот лет через десять…Именно через десять лет, в 2020 году, Ульяновск в соответствии с амбициозны­ми планами действующего губернатора области Сергея Морозова должен по­лучить право стать культурной столицей Европы. Как отметил Сергей Иванович на недавнем ежегодном отчете о работе правительства в ЗСО, наш город откроет российскую страницу этого европейского проекта.

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

Идея «Культурной столицы Европы» впервые родилась 25 лет назад в голове Мелины Меркури, греческой актрисы и певицы, занимавшей в то время важный пост министра культуры своей страны. Планы Меркури по ежегодному избранию того или иного города центром культурной жизни континента были активно поддер­жаны Евросоюзом, который очень скоро перехватил инициативу. Европейский город, становившийся культурной столи­цей, неизбежно привлекал внимание всего Старого Света к своему культурному раз­витию. И мог рассчитывать, что немало­важно, на дополнительное финансирова­ние, привлекаемое в связи с исполнением функций культурной столицы.

Этот титул носило уже более 30 городов. Это были очень крупные и важные города – такие, как Амстердам, Париж, Мадрид, Копенгаген. И города поменьше: Глазго, Антверпен, Дублин, Ливерпуль, Авиньон, Рейкьявик, Краков. И даже совсем не столицы, вроде тихих провинциальных немецких Брюгге и Эссена, австрийского Линца, словацкого Кошице (в будущем) или венгерского Печа (в 2010 году). В 2000-м было выбрано сразу девять «культурных столиц». А со следующего 2001-го ежегодно выбира­ется по два города.

За годы был найден удачный баланс между «показать» и «посмотреть». Это не просто красивое соревнование, где один город лучше другого. Те города, которые концентрировали внимание только на экономических целях, стремились лишь привлечь посетителей, поддержать за­нятость населения и изменить образ в глазах страны и региона, в конечном счете просчитались и не достигли результатов. Это узкий, ограниченный, «туристский» подход – пригласить в город крупную выставку, устроить несколько концертов или проектов международного значения, которые приезжают, а потом уезжают. И ничего не остается на том месте, где когда-то была культурная столица.

Альтернативный подход заключается в том, чтобы сконцентрировать внима­ние города на собственных культурных резервах.

Два года назад «Культурной столи­цей Европы» кроме Линца был впервые выбран город бывшего СССР – литов­ский Вильнюс. В 2011-м наряду с Турку «культурной столицей» будет еще один прибалтийский город – эстонский Тал­лин. Далее список «культурных столиц» утвержден до 2014 года: Гимарайнш и Марибор в 2012-м, Марсель и Кошице в 2013-м, Умео и Рига в 2014-м. С 2015 по 2019 гг. по системе ротации выбраны только страны: 2015-й – Бельгия и Чехия; 2016-й – Испания и Польша; 2017-й – Дания и Кипр; 2018-й – Нидерланды и Мальта; 2019-й – Италия и Болгария.

НАЦЕЛЕННОСТЬ НА ЕВРОПУ И ГРАЖДАНСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Это – два краеугольных камня про­екта, благодаря которому европейские города буквально обретают вторую жизнь. Лилль, о котором до выбора его культурной столицей в 2004 году знали лишь поклонники Дюма – как о родине палача, обезглавившего леди Винтер в романе «Три мушкетера», – заметно приукрасился. Здесь был вновь открыт оперный театр, проведена реставрация Музея изобразительных искусств с уни­кальным собранием 163 лучших живо­писных полотен великого фламандца Рубенса, 12 недействующих фабрик XIX века превращены в культурные центры – концертные и выставочные залы. Город, долгое время пребывавший в состоянии экономической депрессии, за год расцвел. В программе «Ливерпуль-2008» было заявлено 276 событий – только самые значимые фестивали, концерты и вы­ставки. Фактически в городе каждый день был небольшой праздник. А раз в месяц – большой. Немецкий Рур, проведя за год 2500 мероприятий, представил 300 про­ектов – угольная столица Германии стала и новой культурной столицей страны. В 2010-м «Культурная столица Европы» – Стамбул – реализовала более четырехсот культурных спецпроектов. Еще 250 про­ектов запланировано в наступившем году в Таллине. Готовится и Рига. Один только форум современной культуры «Белая ночь» с участием пяти европейских столиц (кроме Риги это Париж, Рим, Мадрид и Брюссель) соберет, по предварительным оценкам, более 30 000 жителей и гостей города. Притом что у Риги есть и знамени­тая «Майская Ночь» с участием более 90 музеев, и национальный Праздник песен и танцев Латвии с участием минимум 25 000 гостей, официально включенный в список шедевров нематериального и устного наследия человечества UNESCO, и знаме­нитая во всем мире театральная премия «Ночь лицедеев». А еще – международный кинофорум «Экология души» и известный конкурс молодых исполнителей эстрадной песни «Новая волна» в Юрмале.

И дело даже не в том, что допол­нительное финансирование, привле­каемое в связи с исполнением функций европейского центра, позволяет городу значительно обновить состояние куль­турных учреждений. Звание культурной столицы – залог пристального внимания европейской и мировой общественности к наследию выбранных городов. И хорошо бы, чтобы Россия, включившаяся в эту «гонку» в 2010 году, помнила не только о преференциях и думала не только о выгоде.

Первой смелую заявку на «Культур­ную столицу Европы-2017» подала Пермь. Евросоюз решил, что тягаться с Данией и Кипром России рановато, и перенес рас­смотрение пермской заявки на 2020-й. Проблема еще и в том, что статус «Куль­турная столица Европы» до сего времени присваивался только городам стран Евро­союза. Пермяки учли и это. Руководство края внесло предложение о включении в проект большого договора между ЕС и РФ пункта об участии городов России в культурных проектах Европы. Премьер-министр Владимир Путин предложение уже поддержал, заявил, что федеральная власть может и должна оказать поддержку проекту, и пообещал переговорить на эту тему уже в начале 2011 года с президентом России Дмитрием Медведевым.

ПРОСИТЬ ИЛИ ДАВАТЬ?

Губернатор Сергей Морозов еще в марте прошлого года выразился в том смысле, что «активная интеграция культуры Ульяновской области в между­народное культурное пространство – это старт долгосрочной программы сотрудничества с Советом Европы». Стратегические цели и задачи, постав­ленные главой региона, можно условно разделить на четыре части. Ментальные: изменение отношения к Ульяновску – от провинциального городка к современно­му европейскому городу с качественным уровнем жизни населения и развитым средним классом, активно потребляю­щим услуги культуры, образования, науки, и возвращение исторического имени – Симбирск. Экономические: положительное влияние культурного проекта на обновление города – парко­вой, торговой среды, сервисных услуг. Социальные: приостановление миграции молодежи, интеллектуальных и трудовых ресурсов, использование этого ресурса для модернизации социальной сферы и достижение нового уровня развития гу­манитарной среды в регионе. И, наконец, политические – от локальной (Симбирск с имиджем современного европейского города становится «Культурной столицей Европы») до глобальной (вхождение России в Совет Европы).

С 2011 года Ульяновск ждет, если верить региональным чиновникам от культуры, «нашествия» творческих программ-победителей европейского проекта будущих лет – от Таллина, Мар­селя и Риги до Чехии, Испании и Италии. Отлично, что к нам будет съезжаться про­фессиональное культурное европейское сообщество: художники, музыканты, литераторы. Прекрасно, что лучшие про­фессиональные коллективы Ульяновска посетят города Европы с гастрольными турами, прославляя национальные культуру и искусство. Но достаточно ли развита культура нашего города, чтобы представлять ее на обозрение европейской публики, если Ульяновск-Симбирск все-таки станет «Культурной столицей Европы»? Это пока вопрос во­просов. На уровне официальных отчетов и обещаний нам обещано много чего: развитие культурной инфраструктуры города; создание новых культурных про­дуктов; разнообразие видов сервисных услуг; количество новых объектов; при­рост населения; развитие «креативного класса» музыкантов, актеров, художни­ков, литераторов, ученых; увеличение инвестиций в культурные институции региона; количество новых рабочих мест на рынке культурных индустрий; рост по­требительского спроса на качественные культурные услуги и – внимание! – по­вышение уровня образования населения. Последнее особенно актуально на фоне «проката-моката» и «катка-матка». Или там, где мэр города дурным голосом поет со сцены Ленинского мемориала: «Плыл над городом запах сирени…»

Абстрагируясь же от всей этой официальной фанаберии на грани ничем пока реально не обоснованных предпо­бедных реляций, налицо международные джазовый и театральный фестивали и культурно-деловой российско-немецкий форум, проведенные в минувшем году. Сомнительно мало на фоне впечатляю­щих цифр городов, которые уже стано­вились европейскими «культурными столицами» в прошлые годы, и даже тех из них, которые только собираются таковыми стать. О состоянии и «контен­те» большинства уже существующих ульяновских музеев, театров и прочих «очагов» культуры в этом свете стыдно и говорить. Это именно что «очаги» из каморки папы Карло – даже не тлеющие, а нарисованные.

Потенциал у нашего региона дей­ствительно неплох. Одни лишь имена творивших здесь классиков впечатляют: от Карамзина и Языкова до Минаева и Гончарова. Симбирские впечатления вдох­новляли протея русской литературы Пуш­кина. Да и Симбирск как родина Ленина, как бы ни относиться к самому Владимиру Ильичу и главному городскому памятнику ему – Ленинскому мемориалу, – мог бы быть интересен Европе. Но все это надо развивать уже здесь и сейчас. И не ждать помощи извне. Ведь давать труднее, чем просить. И тут одними амбициями ничего не добьешься. Напротив – они плохой по­мощник в таких вопросах…

Николай ВЛАДИМИРОВ