Рассказывают, что в 1935 году французского писателя Ромена Роллана, приехавшего в Москву по приглашению Сталина, в числе прочего наиболее поразило количество читающих пассажиров в только что открывшемся столичном метро. Роллан якобы даже поделился этим с вождем, пошутив, что теперь, мол, популярность своих книг будет определять по тому, как часто их читают в советской подземке. Будто бы тогда же и родилась крылатая фраза Иосифа Виссарионовича про самую читающую страну в мире.
Насчет самой читающей страны мы, пожалуй, и сегодня дадим фору многим. Вот только книги по большей части поменяли формат. Об этом и многом другом мы ведем беседу с руководителем Централизованной библиотечной системы Ульяновска, директором Центральной городской библиотеки имени Гончарова Еленой Острожной.
– Елена Николаевна, во времена отсутствия Интернета и тотального дефицита, в том числе и на книги, библиотеки играли важную роль. Сегодня, когда любую книгу можно купить в магазине или скачать в Сети, какой вам видится основная роль библиотек?
– Чтение в судьбе человека было всегда. А раз есть чтение, то огромную роль играют и библиотеки. На протяжении без преувеличения многих веков они были собирателями, хранителями, а также местом предоставления информации. В городе открываются новые библиотеки, которые всегда были, остаются и будут. В этом смысле лучше академика Дмитрия Лихачева не скажешь: «Книга – одно из самых великих созданий человеческой культуры. И поэтому самое главное в культуре любой страны – как бы это ни казалось для кого-то странным – библиотеки. Даже если погибнут университеты и институты, культура может восстановиться, если есть хорошо организованные библиотеки».
– Но ведь основные читатели – молодежь, а они, как принято думать, порой не знают, как в библиотеку дверь открывается…
– Для подрастающего поколения библиотеки стали так называемыми социальными площадками. Работа с молодежью – одно из приоритетных направлений библиотек Ульяновска. Чем может быть интересна библиотека современному молодому человеку? Как показывает практика, прежде всего возможностью самореализации, которая в этом возрасте очень важна. Мы активно сотрудничаем со школами и детскими садами. Существуют специализированные детские библиотеки. На базе 22-й городской библиотеки в октябре 2010 года мы открыли молодежную творческую арт-площадку «Крылья». Это бывшая профсоюзная библиотека «Авиастара», и это район, где всегда было много молодежи. Поэтому где как не здесь дать возможность молодым талантливым людям получить поддержку в занятии литературой, живописью, музыкой, фотографией, дизайном, шитьем, макетированием? Городские специализированные библиотеки давно ведут работу с детьми-инвалидами и их родителями, с ребятами из детского дома, с трудными подростками. Кстати, о «трудных». Мы неоднократно выезжали в колонию для несовершеннолетних в Димитровграде.
– Интересно, что предпочитает читать этот контингент?
– Ну, конечно, главным образом, это периодика, красивые глянцевые журналы. Красоты этим ребятам, не избалованным жизнью и с неустроенной пока судьбой, там очень не хватает. В том числе, и красоты моральной. Проводили мероприятие о любви на основе поэзии Маяковского, Есенина – надо было видеть, как они слушали, внимали. И, возвращаясь к поднятой уже
теме, социальная роль библиотек города не ограничивается работой с молодежью. Спектр проводимых здесь массовых мероприятий широк и разнообразен: литературные праздники, читательские конференции, конкурсы, познавательные часы. У нас в ЦГБ существуют клуб интеллигенции и клуб поэтов. Мы принимаем активное участие в общественной жизни города и области. Редкий праздник – будь то День Победы, День города, День защиты детей, День знаний или праздник пожилого человека – обходится без библиотечных работников. Все это, в конечном счете, работает на наш библиотечный имидж.
– Все это замечательно, но модернизироваться вы собираетесь? Когда, в частности, в библиотеках Ульяновска появятся электронные книги?
– Безусловно, новые компьютерные и информационные технологии изменили образ библиотек. На сегодняшний день в городе 41 библиотека, почти все они компьютеризированные соединены локальной сетью и имеют выход в Интернет. Теперь даже самая маленькая и удаленная библиотека может предоставить любые объем, глубину, разнообразие и качество информации. Что касается электронных книг, нашей библиотечной системе очень хотелось бы их иметь. Но все на сегодняшний день упирается в авторские права на такие книги, которые недешево стоят. Но, думаю, в ближайшей перспективе – уже в 2011 году – первые несколько электронных книг появятся и в ульяновских библиотеках, в читальных залах, на которые авторское право не распространяется.
– Сегодня в городе пока только одна библиотека – ваша – носит имя Ивана Александровича Гончарова. На очереди присвоение еще двум библиотекам имен ульяновского поэта Николая Благова и знаменитого художника Аркадия Пластова. Что вообще дает ульяновским библиотекам их «именование»?
– С чисто практической стороны это меняет само направление работы. С присвоением нашей библиотеке имени писателя-симбирянина мы стали активнее работать с лауреатами премии Гончарова, которые приезжали к нам и из Москвы и из Санкт-Петербурга, а также плотно сотрудничать с музеем и драмтеатром Ульяновска, также носящими имя Ивана Александровича. Так и библиотека имени Благова, возможно, будет в большей степени специализироваться на поэзии, а носящая имя Пластова – на живописи.
– Можно ли чуть подробнее об еще одном вашем уникальном проекте -ульяновской библиотеке советского периода?..
– Это идея библиотеки-музея. Она сейчас создается на базе библиотеки №27, которая располагается напротив автовокзала. Это старый жилой массив, и живут там в основном люди, чье сознание сформировалось в советское время. Но наша библиотека советского периода будет интересна и молодым. Наше кредо – никакой политики. По нашей задумке, здесь будут книги, выпущенные в период с 1917 по 1991 годы. Мы уже дали объявления в газеты и на радио, и население несет нам старые книги, которые станут основой новой библиотеки. Ожидается, что несколько тысяч томов разместятся в читальном зале, который мы хотим обставить в духе советского времени. Поэтому принимаем у населения еще и предметы интерьера того периода – от грампластинок до мебели. Уникальность этой библиотеки еще и в том, что мы приняли туда на работу двух мужчин -единственных в нашей библиотечной системе, которые сейчас и занимаются концептом и контентом этого проекта.
Николай Владимиров