Мы говорим – государство, подразумеваем – общество. Эта максима приходит на ум, когда размышляешь по поводу образовавшейся в конце прошлого года дискуссии о государственной власти, обществе, идеологии и других высоких сферах. Чего только не сказано в пылу борьбы за сермяжную истину, а все как-то в пустоту. Общий рефрен: все плохо, вышеупомянутые высокие сферы нас совершенно не удовлетворяют, особенно государственная, а скоро будет еще хуже. Однако подобные предсказания звучат уже давно – почти 20 лет! – и никого уже не впечатляют, кроме самих предсказателей. Общество, к которому они апеллируют, махнуло рукой на все теории и живет днем сегодняшним. И находит его вполне терпимым, на чем и держится стабильность страны. Это страшно задевает наших теоретиков, и вот уже не государство и не власть, а «этот народ», не понимающий своего счастья, не внемлющий каким-то «высоким идеалам», становится козлом отпущения, главным тормозом прогресса и, страшно сказать, развития демократии. Что же тогда понимать под демократией? Это знает только господь Бог, да еще теория правового государства и разделения властей. Обыватель согласно кивает головой и думает про себя: пошли они все к черту! Такое расхождение теории и практики является, в свою очередь, предметом других исследований. Они объясняют, что теоретики от идеологии всегда рассматривают действительность не саму по себе, а через призму своих идеологических схем – либеральных, коммунистических, националистических и прочих – априори единственно правильных. Если действительность не соответствует этим схемам – тем хуже для нее. Тогда черная краска – так называемая «чернуха» – льется на эту действительность рекой, но не просто так, а чтобы оттенить некие высокие идеи. Так светлые идеологические умы теоретически объясняют нам сегодня откуда в нашей «черной» действительности берется коррупция, взяточничество и преступность. Это не сложно, поскольку сам посыл предопределяет будущие открытия. И дают единственно правильные рецепты, как искоренить это зло. Сегодня популярен следующий: справедливый, независимый, и так далее…, суд. Однако это почему-то не прибавляет им авторитета в обществе: оно остается равнодушным к подобным открытиям. Почему? Наш человек, как заметил Михаил Жванецкий, «тоже не без высшего образования», и тут же вспоминает классическое: «А судьи кто?» И – все, замечательная теория мертва. Общество также не понимает одной простой вещи: как могли родиться эти светлые умы в той «чернухе», которую они же сами и рисуют? И рождается подозрение: а сами-то вы кто? Все мы родом из общества, – это аксиома. Однако «слово «общество» многосмысленно, как вообще вся терминология сферы социальных явлений», – замечает социолог с мировым именем А.А.Зиновьев, – и это открывает громадные возможности для манипуляции этими смыслами. Сегодня они, по мнению Зиновьева, достигли крайней меры: «…беспомощный лепет социологов и футурологов… превосходит по интеллектуальному убожеству и явной глупости сочинения специалистов по научному коммунизму». Особенно когда слышишь их рассуждения об «этом народе», «универсальности демократических институтов» и другие подобные «перлы». Правда это и не удивительно, поскольку сфера общественности является сегодня полем боя различных идеологий и полем исторических недоразумений. Не будем вдаваться в перипетии этой битвы: куда больший интерес представляют альтернативные точки зрения на общество, в частности Александра Александровича Зиновьева. По мнению Зиновьева: Общество в широком смысле – это совокупность только трех его сфер: государственной, собственно общественной и экономической. Все они не просто тесно переплетены и взаимозависимы – это сросшиеся «сиамские близнецы». «Чтобы общество могло ощущать себя социальным целым, оно должно быть государством, в нем должен быть управляющий орган: государственная власть. Государство дает защиту и стандартные (формальные) правила существования всем членам общества, и этим делает его обществом. Если нет государственности, то нет и общественности, власть сама по себе – важнейший признак общественности». Необходимость управления обществом как единым целым и рождает государственную власть. «Ошибочна концепция государства как аппарата насилия, так и органа примирения. Это не способ нахождения общественного консенсуса, который мы сегодня желаем видеть в государстве». А что же? «Действия власти определяются не идеологическими постулатами, а необходимостью управления обществом как единым целым, исходя из его резервов. Если это управление потребует диктатуры, то будет диктатура на деле, хотя на словах может остаться и демократия». Что же тогда представляет из себя демократия? «Требуется изобрести и вбить в головы людей идею, будто власть исходит от неких сверхчеловеческих сил, а в случае выборной власти – исходит от некоего народа, будучи воплощением его свободной воли». То есть демократия – это идея о том, как придать легитимность власти, явившейся результатом некоего «выборного процесса», когда он исторически сменил богопомазанных властителей. Что такое «выборный демократический процесс»? По сути дела, соперничество элит общества за власть от имени народа, – это потрясающее открытие можно уже встретить даже в учебниках по политологии, но пропагандистами демократии не афишируется, поскольку мешает их мифотворчеству. Идея демократии освящает победителей в «выборном процессе», как когда-то церковь освящала власть монархов. Народ (или общество) в этом демократическом театре скорее зритель, чем участник, и не только в России. Сколько таких элит в обществе – столько и дееспособных партий. Поэтому «Единая Россия», при всех своих пороках, является партией, так как опирается на консолидированную Путиным часть российской элиты, а все прочие, не имеющие пока «своих элит» – имитации. Наконец, насколько глубока «кроличья нора» демократии? «Демократические формы власти, хозяйствования, политические партии, национальные экономики, государства – становятся не более чем оболочкой, внутри которой действуют общественные сверхструктуры». Так Зиновьев называет тотальные и деспотические по своей сути общественные новообразования, вызревающие под оболочкой мировой демократии. Это своего рода социальная раковая опухоль, которая захватывает сегодня изнутри демократические общественные организмы. Мифы демократии Из вышеприведенного следует много выводов, и они говорят о многих сегодняшних наших представлениях об обществе как о мифах. Так, мифом является сама возможность существования «независимых общественных организаций», разнообразных «партий народной воли», но главный – миф о противостоянии общества и государства. Эта освященная пылью времен демократическая иллюзия опирается на аристотелевскую теорию гражданского общества. Аристотель понимал под ним совокупность полноправных и равноправных членов греческого полиса, однако в эпоху Просвещения ее титаны распространили эту полисную концепцию Аристотеля на все общество Нового времени. Корректна ли эта интерпретация? Бог весть… Гегель, например, понимал под гражданским обществом «множественность семей», сферу частных интересов, а высшей формой социальной жизни считал государство (как и Зиновьев). Но тогда передовые умы занимала борьба с феодальным абсолютизмом. Своей цели они достигли – тираны феодализма пали, это как бы освятило в Новое время концепцию Аристотеля и творцы демократии дополнили ее теорией Общественного договора, уже совсем не по Аристотелю, и вопреки Гегелю. Этим они, по сути, противопоставили государство и общество. Якобы государство возникает в результате Договора между людьми, предусматривающего добровольный отказ их от части своих естественных прав в пользу государства. Однако любой Договор подразумевает, что обе высокие договаривающиеся стороны берут на себя некие обязательства. Причем, это не Конституция страны, которая есть не договор, а высший Закон. Это какой-то другой договор, хотя его никто никогда не видел. Его просто нет в природе! Как же можно соблюдать то, чего нет? Поэтому эта почтенная общественная доктрина на деле никогда не работала. Впрочем, это никогда не останавливало любителей поговорить о большом значении соблюдения государством Общественного договора, с тем чтобы вкладывать в него каждый раз свои, в общем, политические смыслы. Отметим также, что многие далекие от политики обыватели подразумевают под этим Договором общественное согласие, которое, так или иначе, устанавливается в обществе, но тогда это всего лишь метафора. Однако творческое наследие титанов Просвещения не пропало втуне. «Договорное» понимание государства использовал Карл Маркс, трансформировав его в свою главную идеологему: государство – всего лишь надстройка над экономическим базисом (и обществом). Зиновьев называет это «ошибочным идеологическим обобщением роли экономики», а ведь сегодня мы также идеологически обобщаем роль «гражданского общества», как главной сферы общества в широком смысле, и также противопоставляем ему государство, оставляя последнему функции «ночного сторожа» и универсального переговорщика, призванного выполнять пожелания «гражданского общества». Это не менее «ошибочное идеологическое обобщение» и последствия его могут быть сопоставимы с марксовыми. К счастью, народ не разделяет и теории «гражданского общества», и поэтому не внимает заклинаниям его апологетов. Для него это пустые фразы: он инстинктивно чувствует, что государство ему отнюдь не враг, но, во всяком случае, «дает защиту». Что худой мир в стране лучше доброй ссоры. Что общественных «сиамских близнецов» невозможно разъять, не сделав само общество инвалидом. А с учетом всего этого нужно, конечно, делать все возможное для утверждения в стране справедливости, равенства и братства. Виктор Каменев Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Историк
Если А. Зиновьев крупный ученый, то почему его концепция общества не воспринимается собственно ученым сообществом, и как-то вообще не известна. Хотелось бы увидеть критику Зиновьева оппонентами.
Дергунова Нина
Браво! Вы неплохо знаете историю политической мысли. И только. Никто из участников дискуссии ни не отрицал необходимость существования государства. Это аксиома. Вопрос о другом. Нужно ли обществу в любом его проявлении: отдельная личность, СМИ, НКО, бизнес структуры, партии, движения и т.д. контролировать тех, кому доверили (по любой законной схеме) власть. Ибо из истории мысли и из практики известно что власть портит любого, длительное пребывание у власти превращает человека в самоуверенного диктатора. Поэтому власть нужно критиковать всегда, чтобы не было ощущения самоуверенности и незаменимости, тем более что власть государственная те же люди и делают массу ошибок. А демократия – это механизм сопоставления интересов элиты и интересов большинства, поиск компромисса этих интересов ради стабильности всего общества.
Согласна с Вами, что люди живут мифами, но такова психология человека и это известно с времен древней Греции. Рациональные схемы и теории трудны для восприятия, требуют специальной подготовки. Простые мифологические конструкции легче воспринимаются массовым сознанием – это тоже аксиома. Но в политике, где всегда идет борьба разных политических сил это свойство обыденного сознания населения можно использовать по-разному. И народ прекрасно понимает что такое гражданское общество.. Ваша ненависть к ученым непонятна. Политологи и социологи – это не теоретизирующие в кабинетах личности, это люди постоянно изучающие состояние общества. Кстати, проводили опрос и попросили людей выбрать из трех вариантов оценку системы взаимодействия чиновник-гражданин. Было предложено три варианта: игра в шахматы (законное, рациональное взаимодействие), игра в карты и бокс (насилие). Догадайтесь с трех раз какой вариант выбрало население? Оно прекрасно осознает кто является представителем общества, а кто – государства в реальной жизни.
Случайный
Я так понимаю, автор хочет убедить читателей, примешивая Зиновьева, что состояние общества в России нормальное и не надо париться. При этом выдает в итоге предложение к действию : "..А с учетом всего этого нужно, конечно, делать все возможное для утверждения в стране справедливости, равенства и братства." Да кто бы спорил. Еще надо было процитировать кота Леопольда – Ребята. Давайте жить дружно.Только не понятно это он к кому обращается: к элитам, к народу, к гражданскому обществу, к Медведеву и Путину, ко всем вместе? И в каких социальных кругах вы нашли мысль о государстве – защитнике? Может среди учителей и врачей? Я знаю людей, которые считают защитой Медведева-Путина, но в том то и дело, что в России они над государством.
Только постоянный протест способен не дать заснуть тандему, дать ему ориентиры в движении страны. Увы на сегодня ничего другого не просматривается.
Автор
Н. Дергуновой. На добром слове спасибо, однако, как говорят, Платон мне друг, но истина дороже. Она в том в данном случае, что вы отстаиваете просвещенческую точку зрения на демократию, а я стою на Гегеле и Зиновьеве. И это едва ли не диаметрально противоположные точки зрения. Критиковать власть можно конечно же, и это превратилось у нас уже в национальный вид спорта, в сравнении с той же Европой, но остается проблема, сформулированная еще в Античности: "как отличить плохих людей от хороших"? В том числе и в гражданском обществе , в его критике и "контроле"? Вот где зарыта собака, со времен Античности.
По Гегелю и Зиновьеву государство – это сама по себе экспертная часть общества, особая его часть, поэтому адекватной этой величине разрозненные, разнонаправленные мнения гражданского общества быть не могут, кроме каких-то исключительных событий.
Нужно что-то аналогичное, не менее авторитетное экспертное мнение, которое может сформулировать только ответственная часть элиты этого же общества, оформленная в виде политической партии. А все прочее – это разговоры в пользу бедных, как ни красиво и благородно они порой не звучат.
То есть гражданское общество – это не конкурент и не учитель государства, которое, конечно, имеет его в виду, но принимает всегда самостоятельные решения. Что ваша просвещенческая позиция отрицает, но ничего поделать с этим не может и не сможет, ни в России ни в Европе.
Дергунова Нина
У Гегеля был ученик Лоренц фон Штейн, который как все немцы весьма глубоко исследовал государство, и пришел к несколько отличным от своего учителя выводам. Вы все-таки воспринимаете государство как некую абстракцию, а Штейн показал что государство это очень конкретные люди со своими интересами, культурой, воспитанием и придя в госаппарат защищают не общественные интересы, то есть не то что лучше для общества в целом, в социетальном понимании (в единстве общества и государства), а свои узкогрупповые интересы, даже порой не осознавая этого, поскольку понимают жизнь со своей колокольни и часто своего народа и его проблемы в глаза не видели. И Вы считаете, что этих людей, якобы представляющих всеобщий интерес, нельзя критиковать? Да надо, и справа и слева, и вдоль и поперек, пусть ежедневно доказываю,т что не свои личные интересы блюдут, а действительно всеобщие (по Гегелю).
Иван
Не хочу опошлить наметившуюся дисскусию, но А.Зиновьев устами своегого героя (антигероя) Ивана Лаптева говорит : "Власть есть власть, а не враг. Враг – это твой собрат, в первую очередь, это прогрессивные интеллектуалы…Интеллектуалы- особый слой, существующий за счет культуры общества, а не для нее. Их ум извращен, их образованность поверхностна и хаотична, их самомнение и тщеславие непомерны."
Сдается мне, что книга Зиновьева "Иди на Голгофу" являтся настольной для отца "суверенной демократии" Суркова – то что выплеснулось сегодня на Манежную, вероятно, будет иметь продолжение. Если (!) мы по-прежнему будем заниматься созерцательностью и не будем молодым людям преподавать уроки не объктивной "истории", а объективного РАЗВИТИЯ политической мысли.
!
стыжусь опечатки, правильно – "дискуссия".
Автор
Штейна не читал, но с этим его уточнением своего учителя конечно можно согласиться. Но актуальнее Зиновьев, который детальнее говорит о государстве, и говорит о нем еще критичнее. Критиковать государство нужно, я не утверждал что оно святое. Вопрос вообще-то не в этом. А в социальной функции, которую выполняет государство, и которую оно будет выполнять, даже если его президент окажется под каблуком своей любовницы, – это фраза Зиновьева.
Дело не в критике государства, самой по себе, а в том, как получить действенную критику, а для этого надо понять государство даже не как политический, а в первую очередь социальный феномен. Зиновьеву это удалось, на мой взгляд, лучше других.
Ивану. Зиновьев, к сожалению, очень противоречив, есть ранний и поздний Зиновьев, и это две большие разницы. А есть еще его социологические романы, которые вообще отдельная история. Но лучшее у него – поздние работы и популярные социологические научные работы. Например, "Великий эволюционный перелом". Так что вне контекста, вне логической цепочки рассуждений приводить Зиновьева, пожалуй, не стоит.
Иван
Ухожу из "контекста" непонятым…Киноперсонаж покойного Юрия Богатырева воскликнул: "… у меня три любви: Маман! Ты! и Вальтер!"- К тому, что диалог можно вести проще, включите "Skype" и не используйте печатное устройство.
Мессинг
Конформизм общества достигла высочайшего уровня. Большинство граждан не понимает этого, что развязывает руки власти. Она и куражится.
Автор-Ивану
Перечитал Ваш пост. Насчет "истории развития политической мысли" я с Вами полностью согласен. Кто такой Иван Лаптев, сказать не просто. То что "власть есть власть, а не враг", это зиновьевская мысль, а вторая часть принадлежит его персонажу, который есть некая идея, представленная в образном виде. Это такой художественный метод Зиновьева, его "идеи" обычно направлены против чего-то конкретного, а именно других социальных идей. В общем смысле с ней согласиться нельзя, ибо Лаптев – тоже интеллектуал.
Не думаю что Сурков читает Зиновьева, "суверенной демократии" у него нет, но сама по себе эта идеологическая схема несет в себе рациональное зерно. Конечно, это эрзац-идея, но ничего лучшего пока не предложено.
Евгений Карманов
тест тест
Евгений Карманов
Ну, чего уж тут душой кривить – замечательная статья. Замечательная своей тенденциозностью, крайней однобокостью и безадресностью :)
Начну по порядку, и, по возможности, кратко – хотя вряд-ли получится, уж очень много мыслей. Благо, каникулы, есть время писать телеги:)
Однако подобные предсказания звучат уже давно – почти 20 лет! – и никого уже не впечатляют, кроме самих предсказателей.
Подобные предсказания и оценки звучат гораздо дольше. Они вообще звучат постоянно, на протяжении веков, с разной степенью интенсивности и убедительности. Недовольство и недовольные властью существует всегда (равно как и довольство и довольные). Порой они не впечатляют никого (по разным причинам), а порой впечатляют так, что мама не горюй.
Мерять убедительность той или иной идеи отношением к ней большинства – гм, извините, это уже за гранью. История не единожды показывала нам, как самые губительные идеи практически безоговорочно поддерживались большинством.
Общество, к которому они апеллируют, махнуло рукой на все теории и живет днем сегодняшним. И находит его вполне терпимым, на чем и держится стабильность страны.
Именно – находит терпимым. Когда то и рабы на плантациях находили свое бытие весьма терпимым. Человек, как известно, вообще очень терпимое животное. Опять же – замечательная предпосылка в начале статьи!
Нынешняя терпимость российского человека базируется на трех основных вещах: высокая цена на энергоносители (когда закончится нефть наш президент умрет (с) Ю. Шевчук), обеспечивающая основные социальные гарантии и определенный рост благосостояния; недостаток информации о происходящих в стране процессах; умело выстроенная карательная система власти. Человек считает: «Да вроде норм, работаю я, машину вот в кредит взял. На квартиру коплю», и т.д. Или же, лежа на вчера купленном итальянском диване и пялясь в ящик, опять же приобретенный в кредит: «Путин едет по стране на серебряном коне! Путин всем людям поможет, дай ему здоровья, Боже!» (с) и снова Ю. Шевчук. Или же: «Мать твою так, что в стране творится, а! Позор и драма! Но, блин, что я могу сделать? Только высунусь – так по балде получу, что костей не соберу! Опять же, кредит за хату платить надо… И о детях нужно думать». Возможны также различные сочетания данных вариантов.
Вот и вся терпимость. Убери одну из ее основ – и конец терпимости. Опять же, доказано историей.
Это страшно задевает наших теоретиков, и вот уже не государство и не власть, а «этот народ», не понимающий своего счастья, не внемлющий каким-то «высоким идеалам», становится козлом отпущения, главным тормозом прогресса и, страшно сказать, развития демократии.
Недовольство индивидуума обществом – вообще фундаментально! Каждый подвижник недоволен теми, кого он хочет подвинуть. И в большинстве своем подвигаемые тоже особой любви к подвижникам не испытывают. И это более чем нормально, между этими двумя полюсами и образуется энергия, двигающая нас вперед.
Кстати, можно подумать, что в Кремле сидят люди, которые не мыслят категорией «этот народ» :) Мыслят, и еще как. Просто им то это проговаривать вообще нельзя. Однако от данного умолчания цинизм и высокомерие не перестают быть профессиональными болезнями политиков. ЛЮБЫХ политиков.
Такое расхождение теории и практики является, в свою очередь, предметом других исследований. Они объясняют, что теоретики от идеологии всегда рассматривают действительность не саму по себе, а через призму своих идеологических схем – либеральных, коммунистических, националистических и прочих – априори единственно правильных. Если действительность не соответствует этим схемам – тем хуже для нее. Тогда черная краска – так называемая «чернуха» – льется на эту действительность рекой, но не просто так, а чтобы оттенить некие высокие идеи.
Боже ж ты мой! Тут я просто аплодирую автору! Блеск! «Действительность сама по себе»! Наконец то – какое открытие для меня – нашлись люди, способные кристально чистым, проясненным и непредвзятым взором оценить ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ такой, какова она есть! Загадка, над которой веками бьются лучшие умы человечества, оказывается, уже разгадана! И больше нет нужды в плюрализме мнений, истина перестала рождаться в споре – потому что она уже явлена нам! И, судя по контексту статьи, общественно-политическим приложением этой истины для России является власть Путина. Вот он и те, кто с ним, взирают на мир без идеологических очков. Ну, или, по крайней мере, делают все именно так, что это полностью устраивает Просветленных!
Шедеврально!
Однако это почему-то не прибавляет им авторитета в обществе: оно остается равнодушным к подобным открытиям.
Повторюсь: оказывается, мерило объективности у нас, оказывается – наличие авторитета в обществе. Уау!
Почему? Наш человек, как заметил Михаил Жванецкий, «тоже не без высшего образования», и тут же вспоминает классическое: «А судьи кто?» И – все, замечательная теория мертва. Общество также не понимает одной простой вещи: как могли родиться эти светлые умы в той «чернухе», которую они же сами и рисуют? И рождается подозрение: а сами-то вы кто?
История (да простит меня прекрасная Клио) знает несколько интереснейших вариантов «прочтения» мысли «А судьи кто?». Самый известный: «…Иисус же – сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». Естественно, я никого не сравниваю в полной мере с Сыном Божьим, но евангельский миф – отличная иллюстрация явления, которое встречается сплошь и рядом: первое, что мешает людям воспринять ту или иную мысль – это близкое знакомство с мыслителем. Принцип неоднозначный, со своими плюсами и минусами – и именно поэтому не могущий быть решающим.
Общество в широком смысле – это совокупность только трех его сфер: государственной, собственно общественной и экономической… …необходимость управления обществом как единым целым и рождает государственную власть.
Мне вот интересно, с кем спорит Зиновьев? Цитируемые автором постулаты, на мой взгляд, очевидны.
«Это не способ нахождения общественного консенсуса, который мы сегодня желаем видеть в государстве».
Подмена понятий. Общество – это уже существующий общественный консенсус. Члены общества согласны жить в одном месте, говорить на одном языке, и т.д. Кто не согласен – тот стремиться либо уехать, либо перекроить все к чертям по своим лекалам. Антиобщественный элемент, так сказать.
И всегда и в любом обществе диалог между его членами продолжается, потому что для того, чтобы продолжить свое существование, общество обязано изменяться, приспосабливаться, прогрессировать и маневрировать. В обществе, даже в самом авторитарном, идет постоянная борьба за власть. Развитие демократических институтов просто делает эту борьбу более цивилизованной.
«Действия власти определяются не идеологическими постулатами, а необходимостью управления обществом как единым целым, исходя из его резервов. Если это управление потребует диктатуры, то будет диктатура на деле, хотя на словах может остаться и демократия».
Действия власти определяются многими факторами, в том числе и идеологическими. Потому что общество обладает той или иной идеологией, и не считаться с ней невозможно. Поэтому диктатура, о которой пишет Зиновьев, возможна только в определенных рамках. Меняется идеология, меняется общество, меняется человек – меняются рамки, меняется степень и качество диктатуры (читай – власти, способности управлять и вести).
Черт, это же очевидно!
«Требуется изобрести и вбить в головы людей идею, будто власть исходит от неких сверхчеловеческих сил, а в случае выборной власти – исходит от некоего народа, будучи воплощением его свободной воли».
Думаю, вряд ли мысль «Тварь я дрожащая или право имею?» нуждается в изобретении и вбивании в головы. Уж очень она стара и… как бы это сказать? Природна!
То есть демократия – это идея о том, как придать легитимность власти, явившейся результатом некоего «выборного процесса», когда он исторически сменил богопомазанных властителей.
Демократия – это способ примирить необходимость во власти с желанием свободы.
Что такое «выборный демократический процесс»? По сути дела, соперничество элит общества за власть от имени народа, – это потрясающее открытие можно уже встретить даже в учебниках по политологии, но пропагандистами демократии не афишируется, поскольку мешает их мифотворчеству.
И что?:) Разоблачение века, не иначе! Безусловно, это соперничество элит ОБЩЕСТВА. «Ты крут, ты достиг многого, ты многое можешь, мои взгляды сходны с твоими, мы с тобой с одной деревни – я голосую за тебя!». А другой человек считает крутым другого, лучшего, по его мнению, политика.
Да, тут много нюансов – пиар-технологии, манипуляция общественным мнением, уровень просвещенности электората, административный ресурс, и прочая, и прочая. И демократические институты как никакие другие умеют видоизменяться таким образом, чтобы постоянно уменьшать влияние этих негативных факторов.
Народ (или общество) в этом демократическом театре скорее зритель, чем участник, и не только в России.
Даже если зритель, то все равно участник. Потому что зритель обеспечивает театру кассовые сборы. Это называется голосование рублем. Это, пожалуй, самая простая форма проявления гражданской активности – но поэтому и наиболее заметная.
Сколько таких элит в обществе – столько и дееспособных партий. Поэтому «Единая Россия», при всех своих пороках, является партией, так как опирается на консолидированную Путиным часть российской элиты, а все прочие, не имеющие пока «своих элит» – имитации.
Ага, конечно, особенно если любая попытка альтернативной элиты самоорганизоваться заканчивается прессом в духе «дела ЮКОСа» :) Отличный пример консолидации :)
Так Зиновьев называет тотальные и деспотические по своей сути общественные новообразования, вызревающие под оболочкой мировой демократии. Это своего рода социальная раковая опухоль, которая захватывает сегодня изнутри демократические общественные организмы.
Вполне возможно. Вот только несколько заметок на полях:
1. Как я уже и говорил, демократические институты постоянно эволюционируют, демонстрируя способность бороться с возникающими проблемами, как внешними, так и внутренними. Никакие другие институты подобного не демонстрируют.
2. То ли Зиновьев нелогичен, то ли я просто не понимаю контекста: ну даже если демократия деспотична, то что с того? Он же сам настаивает на том, что власть – это деспотизм, а также на том, что это нормально. М? И если предположить, что раковая опухоль имеется – в каком организме она рождена? Если рак – символ нездоровья, то организм – здоровья. А это значит, что демократические общественные организмы Зиновьев признает изначально здоровыми, так? Или как?
3. Наконец, а какова альтернатива?:) Да, демократия неидеальна – но есть что-то взамен?
Так, мифом является сама возможность существования «независимых общественных организаций», разнообразных «партий народной воли»
Ага, Вы еще скажите, что свободы не существует потому, что люди не летают как птицы:)
Главный – миф о противостоянии общества и государства.
По моему, мы как раз таки наблюдаем рождение нового мифа, а точнее, мифика – «о демократах, которые АБСОЛЮТНО противопоставляют общество и государство». По моему, автор банально перепутал демоКРАТию с анархизмом. Со всеми вытекающими.
Аристотель понимал под ним…
В эпоху Просвещения ее титаны распространили…
Гегель, например, понимал…
Именно… Демократическая идея эволюционирует и трансформируется. Отцы-основатели вряд ли полагали, что создаваемая ими Декларация независимости приведет к полной отмене рабства. Равно как и Авраам Линкольн едва ли мог себе представить, что спустя чуть больше века Америку возглавит темнокожий президент. И они, и мы – дети своих времен. Нас объединяет одно – необходимость прогресса.
Якобы государство возникает в результате Договора между людьми, предусматривающего добровольный отказ их от части своих естественных прав в пользу государства. Однако любой Договор подразумевает, что обе высокие договаривающиеся стороны берут на себя некие обязательства. Причем, это не Конституция страны, которая есть не договор, а высший Закон. Это какой-то другой договор, хотя его никто никогда не видел. Его просто нет в природе!
Как раз таки в природе его и следует искать. Человек – существо социальное, нахождение в социуме есть условие его бытия и размножения. Социум – это взаимоотношения двух или более субъектов. И это тут же приводит нас к «появлению» элементарных правил общежития. Наличие внешней угрозы делает общество герметичным – мы получаем государство в миниатюре. Отношения внутри этого социума строятся во первых на факторе силы: кто сильнее, тот жрет самый лакомый кусок и спит с самой красивой самкой. Но автоматически у него появляется ответственность: обеспечить свое «государство» едой и обезопасить от угрозы извне. Не смог обеспечить едой (не выполняешь условия договора) – тебя ночью как-нибудь убьют дубиной по башке твои же соплеменники. Не смог защитить их от угрозы – сгинул и ты, и род твой.
И так далее, по ступенькам эволюции.
Как же можно соблюдать то, чего нет? Поэтому эта почтенная общественная доктрина на деле никогда не работала.
Она работает… Постоянно… Везде…
Ведь сегодня мы также идеологически обобщаем роль «гражданского общества»…
Да ладно, я Вас умоляю, кто обобщает то? Путин едет по стране на серебряном коне! Если бы «мы» обобщали… Дискуссия о демократии в российском обществе находится на гораздо более низком уровне. Увы.
Для него это пустые фразы: он инстинктивно чувствует, что государство ему отнюдь не враг, но, во всяком случае, «дает защиту».
Вот тут мне в очередной раз хочется спросить у автора: он вообще о чем? Кто сейчас из либералов, которым он оппонирует, говорит о том, что государство враг человеку или хотя бы намекает на это? Есть критика действующих правителей… Но государства как института? Идет речь о перераспределении сфер влияния – да. Но о вражде?
А с учетом всего этого нужно, конечно, делать все возможное для утверждения в стране справедливости, равенства и братства.
И это самое интересное, можно даже не принимать во внимание все то, что я писал выше: каким образом это осуществимо – утверждение в стране справедливости, равенства и братства?
Автор
Евгений, ты же обещал не писать такие длинные посты. Когда много мыслей – это хорошо, и лучше выразить их в виде статьи. А я потом сделаю ей разбор, и вам тоже будет приятно. Отвечать таким же постом не вижу смысла, если кратенько, то слов хороших много, а эклектики еще больше. Обычно это проходит со временем, и усваиваются некоторые истины, типа: "Идея становится силой, когда овладевает массами". А если не овладевает, то это и не идея, а идейка.
Ваш задор мне нравится, поэтому поделюсь секретом – "золотым правилом" политики, которому следует Путин, а его противники, видимо, не знающие этого правила, терпят поэтому поражения. Состоит из двух статей.
1. Народ всегда прав.
2. Если народ не прав? Смотри статью №1.
Важно уметь делать из него выводы, подскажу один: если вы обвиняете в чем-то народ, то вы уже и не правы, а народ всегда прав, согласно статье №1.
Если вы решите, что это шутка, то ошибетесь, это не совсем шутка. Это простая истина, из тех, которые очень трудно применять в жизни, как утверждают китайские мудрецы.
Как вы понимаете, "народ" – это не те, кто поминает всуе это слово, тем более под псевдонимами.
Однако, пора заканчивать, желаю Вам мудрости.
Иван, кратко
( хотел – автору, подключаю и Е. Карманова, по желанию.)
А не вызывает ли у Вас ассоциацию образ Ивана ЛАПТЕВА с Иваном ХРЕНОВЫМ из города Иваново, позвонившего, как оказалось по поручению коллег, национальному лидеру на его "прямой разговор с народом" ?! Два Ивана, оба -"интеллектуалы", оба из народа, оба считают, что "власть есть власть, а не враг", коль смело к ней апеллируют. Без шуток, есть предмет для исследования, на мой взгляд, если не социологического, то уж точно литературоведческого.
Понимаю, что как бы увожу от темы, но уверен, что "мостик" набросить можно было бы, поразмышлять( на досуге) – тем более, что реальная жизнь сама подбрасывает сюжеты.
Автор
Ивану. Действительно, можно провести такую параллель. Однако то, что он позвонил, еще не говорит что он уж полный Лаптев. Здесь может быть много мотивов, вплоть до простого "прикола". Требуется дополнительная информация о том, кто такой Лаптев. На страну прогремел, но сможет ли он использовать тот аванс, который дал ему Путин? Как он его использует? Вообще, сюжет занимательный.
Евгений Карманов
Ну, статью писать – не тот случай, уж очень контекст узок.
Насчет идеи – согласен. И демократическая идея уже давно овладела миром. В той или иной степени она овладела и Россией – даже нынешние автократы вынуждены придавать своей автократии демократические черты.
Торжество демократии вообще дело времени. Разум обязательно когда-нибудь победит:) Только хочется, если честно, лично поприсутствовать на этом триумфе:) Хотя бы стать свидетелем нескольких крупных выигрышей:)
Что касается правоты или неправоты народа… Тут, конечно, много различных смыслов. Безусловно, с народом нужно выстраивать правильные отношения. Доверительные, близкие. Но все же народы, будучи все как один правыми, продолжают исчезать с лица земли. Потому что важно еще и направление, в котором движется народ (государство).
Форма отношений, безусловно, важна. Но не менее важна и суть.
Вам тоже всего наилучшего.
Автор
Когда-то демократия овладела Античным миром, мир праху его. Даже не хочется спрашивать, что такое демократическая идея? Многие сегодня, на мой взгляд, считают, что демократия должна выполнить те обещания, которые когда-то дал, но не сдержал коммунизм. Нет?
Стыдно, что я не знаю толком, что такое демократическая идея. Напишите об этом, это широкий контекст. России, говорят, срочно требуется национальная идея. Вот Вам и карты в руки.
Отто
Не помню у кого доводилось читать такую коллизию из самой что ни на есть народной жизни. Смысл ее в том, что мужик "на миру" (т.е. на сходе общины) голосует часто не так, как ему хочется, или как он думает, а потому, что понимает, что "мир" ему не простит такого своеволия. Это к вопросу о демократии, в том числе и нынешней.
Случайный
"..Когда-то демократия овладела Античным миром, мир праху его." Какие-то странные аргументы у автора. В этом мире много чего рушилось недемократичного: и Спарта и Рим и Империя Наполеона и царская Россия и тд и тп и что? Демократическая идея – это прежде всего реальное равенство в правах и обязанностях всех граждан страны во всех сферах, хотя чистой демократии никогда не было и не будет. Однако демократия нереальна в качестве мировой идеи в условиях всевозрастающего дефицита ресурсов и жизненного пространства.
марксист
Случайному. Знаете, экзистенциально-ницшеанский посыл о "дефиците ресурсов и жизненного пространства" еще можно как-то применить, скажем, к Европе, но к России Вы его каким макаром примените? Особенно, учитывая прогрессирующее уменьшение численности российского населения и плотности населения по территории РФ. И потом, факт ИТР – технологическая смена типов потребляемых ресурсов (дрова на уголь, уголь на нефть, нефть на газ, газ на уран и т.д.). Демократия – одна из форм правления, факт, что она – общемировой тренд. Однако эта форма правления применима к разного рода экономическим отношениям – от рабовладельческих (античность) до социалистических. То есть первым делом следует разбираться с аксиологией: во имя чего и для кого демократия, каковы цели субъектов общественных отношений, может ли быть сформулирована общая цель и каковы могут быть средства ее достижения. Самих субъектов разные авторитеты могут выделять несколько, как, к примеру, Гегель, Маркс или Зиновьев, соответственно описывать отношения между ними, способы преодоления противоречий (эволюционные, революционные, искусственно-технические вроде просветительства и народничества, проектные, как в СМД-методологии, одним из отцов-основателей которой был как раз Зиновьев. По крайней мере, считается, что он – один из основателей известного Московского методологического кружка).
Случайный
Марксисту. А я не применяю к России (хотя вы и сами вспомнили о дефиците трудовых ресурсов), а говорю о всем мире или вы всерьез считаете, что цель войн демократических США и Европы в Афганистане и Ираке установление демократии в этих странах? А последняя акция Китая об ограничении экспорта редкоземельных металлов якобы из соображений экологии несмотря на вхождение в один из образцов демократии мировой экономики – в ВТО? А желание Запада ограничить Иран в ядерной сфере – это что демократия, т.е. Пакистану, Индии можно, а Ирану нельзя? Политэкономия Маркса на мой взгляд остается базой для оценки современного мира.
Автор
Отто. Это просто попадание в десятку. Вы сказали о важнейшей черте полисной демократии, даже ее стержне, на котором она держалась. Русская община – аналог в этом смысле греческого полиса, что утверждали многие народники. Заметим, что современные демократии не имеют этого стержня, и в этом их ахиллесова пята.
Случайному. Античный мир много больше ваших примеров, и он актуален до сих пор, потому что современные демократии как бы воскресили именно его опыт. Отчего погибали империи – это другая история, не столь актуальная, ибо современный мир пока не имперский. Демократическая идея как равенство – это утопия, с чем вы согласны, но стоит ли иметь ввиду утопию как идеал? Поэтому многие великие умы говорят о демократии, например, как о способе предотвратить ад не земле.
Марксисту. Во многом согласен. Зиновьев, кстати, называл себя "романтическим коммунистом". Критика Марксом капиталистических отношений остается актуальной, но решения проблем современного мира она не дает. Налицо кризис демократии, так сказать, в мировом масштабе, "как с ним разбираться" , в общем, никто не знает. И поются гимны демократии, по моему, от безысходности…
марксист
Случайному. Если следовать Марксу, то, конечно, войны – результат переделов рынков (ресурсов, сбыта, рабочей силы и проч.), при этом насильственная (военная, в частности) смена форм правления внутри завоеванных стран (оккупированных) не мешает этому переделу, а, наоборот, стимулирует его. ВТО вряд ли может считаться образцом демократии раз "контрольный пакет" в организации принадлежит одной стране. Собственно, практические демократии всегда отличаются от идеальных схем. Кстати, кроме теории Маркса, по которой субъектами истории являются классы с соответствующими их интересам организациями и интститутами (партиями, профсоюзами, гос-вом и т.п.), есть еще теории Гумилева об этносах и пассионариях, Вернадского о ноосфере, Щедровицкого о "чистом мышлении" и роли личности (в частности, по его замечаниям, "человек может быть равнозначен государству"). Это так, к слову, чтоб расширить контекст. Что касается политэкономии, то, конечно, Марксова теория остается самой соответственной. Только, имхо, последнее столетие, в частности, вторая половина 20 века-начало 21-го, с развитием информационного высокотехнологичного общества несколько модифицирует понятие пролетариата. И вдобавок непонятно, куда относить организованную преступность, ставшую транснациональной и полной аналогией государства, хоть и с другим знаком. Такие дела.
Автору. Вы знаете, демократия, как форма правления, не может быть ни хорошей, ни плохой, ни за, ни против кого-либо, не может она и впасть в кризис, поскольку всего лишь форма. Кризис, вероятнее, происходит от содержания либо от несоответствия содержания форме. Проблема, имхо, лежит в том, что различные социальные страты хотят "иметь" от демократии. Наверное, "кризис демократии" – это как раз и есть проявление нерешенных коренных межклассовых противоречий. Вопрос тут, вероятно, следует ставить так: возможно ли преодоление коренных противоречий в рамках такой формы правления, как демократия, и каким образом. Европа до последнего времени демонстрировала такую возможность усилением перераспределения добавленной стоимости в пользу трудящихся. Для этого использовалось государство. Так было до последнего кризиса. В кризисные годы произошел значительный откат (как результат – многочисленные массовые волнения), государства переориентировались на защиту интересов крупной буржуазии (если по классическим марксовым определениям), как будут разрешаться коренные противоречия "между трудом и капиталом" дальше, увидим.
Автор
Марксисту. Однако, вы последовательный марксист. Но кроме Маркса и Гумилева есть и Зиновьев, которого вы, видимо, ровней им не считаете. Здесь я с Вами не соглашусь. Спорен тезис о форме, "ни хорошей, ни плохой". Форма без содержания – вообще ничто, хотя это вопрос философский.
Самое интересное, что гибнут демократии не только в результате межклассовых противоречий. Советская демократия в 30-е годы погибла ведь не в результате межклассовых противоречий. А вы, как марксист, наверное согласитесь, что была когда-то "советская демократия"? Может быть, форма все-таки имеет значение? Ответ, по моему, следующий: демократий как форм правления много – посмотрире на мир! – и все-таки важно выбрать оптимальную форму для конкретного общества.
Вы, по Зиновьеву, идеологизируете роль классов и экономической сферы, и по-прежнему хотите диалектически отсечь весь "старый мир", поэтому у Вас демократия "ни хорошая, ни плохая", а единственная форма, которая изживает себя. Она в кризисе конечно, но проблема в том, что вы не можете, как Маркс, вновь заявить о новом коммунистическом обществе, и просто замолкаете. Сегодня марксисты не имеют альтернативы демократии, я Вам сочувствую.
марксист
Автору. Современные марксисты не отрицают демократии. "Советская демократия" – тоже форма представительной демократии, именно в форме Советов, это Вы, верно, и сами помните. Правда, утвердилась эта форма в период буржуазной февральской революции 17 года. Да, форма и содержание – одна из категорий диалектики, противоречия между ними чаще всего являются движущими. Есть еще категория общее и частное: есть демократия как общее понятие, есть частное множество конкретно-исторических случаев, о которых Вы говорите "демократий как форм правления много". Зиновьев, как логик, работавший над стыке диалектики и формальной логики, хорошо это понимал. Лично я не считаю Маркса и Зиновьева ровней. Я вообще не ставлю вровень с Марксом никого из его последователей. Так же, как не могу поставить вровень с Гегелем никого из идеалистов. Возможно, кто-то еще сделает такие же революционные прорывы в обществоведении, в философии, в политэкономии. Пока Маркса, уж извините, никто из материалистов-теоретиков не переплюнул, а, как правильно заметил Ленин, стоят на его плечах. Зиновьев, на мой взгляд, проделав довольно внушительный путь от изучения Маркса до отрицания его частных положений, всего равно вернулся к Марксу. Видите ли, я не считаю ошибочным положение "человек – есть совокупность всех общественных отношений", то есть продукт общества. Поскольку общественые отношения, и в том числе сущностная их часть – экономические отношения, не существуют вне идеологий, иначе человеческого общества не существовало бы в принципе и человечество жило бы как стадо животных, постольку тезис о "внеидеологичности" классов – пустой и бессмысленный. Я "не хочу" отсечь весь "старый мир", я следую логике теории развития человеческого общества вслед за Марксом и признаю его правоту. Вот, к примеру, потора столетия не опровергается его постулат о цикличности кризисов, несмотря на все достижения наук управления и проч., теория смена формаций общепризнана, следовательно, логична и часть перехода капиталистической формации в коммунистическую Это, кстати, поддерживал и Зиновьев. Пожалуй, уважаемый Автор, я Вам адресую этот упрек – Вы не хотите признавать правильность теории, поскольку боитесь всяких идеологий и революций. Сочувствую, но ничем помочь не могу.
Из села
Автор ставит конкретный вопрос, не решенный никем. Но, как думал старик Дарвин, эволюция рассудит. Вымрут слабые виды. Выживут сильные и ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ,
Автор
Марксисту. Правильно ли я понял, что свой тезис о демократической форме как "ни плохой, ни хорошей " вы снимаете? То есть о демократии можно все-таки говорить в широком и узком смысле? Впрочем, это банально. Вопрос о советской демократии, которая погибла, вы оставили вез внимания, видимо, чтобы сделать приятное Марксу. Мне это без надобности, поэтому, наоборот, Маркс не ровня Зиновьеву. Маркс ошибся, и по крупному, поэтому следовать за ним дальше – неблагоразумно.
Далее. Зиновьев "не вернулся к Марксу" – с чего вы это взяли? Более того, его социологическая концепция "поглощает" марксову, делает ее частным случаем, то есть именно Зиновьев смог по-настоящему стать на плечи Маркса, – вот пункт наших разногласий.
"Человек есть совокупность…" – это, извините, банальность , потому что при всем этом он может и ошибаться и не понимать этого. Конечно он "продукт", и конечно же мир поружен в идеологии, хотя есть деятели, которые не против поставить этот мир с ног на голову, и объявляют, что "ничего нет". Но с чего вы взяли, что это подтверждает марксову теорию в части смены формаций, причем опять же в коммунистическую? Зиновьев это совершенно не утверждает, здесь он ставит знак вопроса, потому что не согласен с Марксом. Он говорит о сверхобществе, а это нечто совершенно иное.
Теория формаций уже не общепризнана, правда, и взамен ничего пока не предложено. Зиновьев, и я с ним согласен, предупреждает о грядущей катастрофе, и не только Зиновьев, но и Хайдеггер, например, но из этого не следует ни правильность формационной теории в ее теперешнем виде, ни логичность нового коммунизма. Катастрофа может произойти и сама по себе вне всяких идеологий.
Хорошая теория может и могла бы что-то решить, но это будет уж точно не коммунистическая теория. Она свой шанс уже использовала, и с этим ничего не сможет поделать даже новый гений. Се ля ви…
марксист
Автору. Вы неверно интерпретируете мой тезис о демократии как форме "ни плохой, ни хорошей". Для большей понятности: у кувшина есть форма, она ни плохая, ни хорошая, она только форма, кувшин может быть разным по форме, но Вы называете его кувшином при разной форме. Это действительно банально. Непонятно, с чего Вы взяли, что советская демократия погибла? Погиб строй, причем его экономический фундамент, а демократия, как представительная форма правления, наполнилась другим содержанием и подчинена другим целям.
"Человек – совокупность" и т.д., действительно, банальность, но отрицать ее, тем не менее, совсем глупо, как другую банальность – "жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Что поделать, мы пронизаны насквозь общественными отношениями, суть продукты общества, социальные животные. И иначе, как через социализацию, существовать в обществе не способны.
Далее, Зиновьев, насколько я помню, неоднократно формулировал отрицание частной собственности, Вы сами упоминали о его самоидентификации "романтическим коммунистом". "Величайшее достижение коммунизма – освобождение людей от кошмара частной собственности. В СССР это было сделано. И я это принимал безусловно". http://www.patriotica.ru/actual/zinoviev_inter.html Скажите, как можно быть коммунистом по самой сути, логиком, диалектиком и отрицать наиболее последовательную и глубокую разработку теории, то есть марксизм? Разве что из интеллектуального упрямства. Зиновьев, на мой взгляд, именно такой интеллектуальный упрямец. Что, конечно, не умаляет ни его работы, ни его взглядов. Он подтверждал фундаментальную особенность коммунизма – превосходства обобществленной собственности на средства производства над частной, а, следовательно, теории Маркса. Реализованной на практике благодаря Ленину и большевикам в СССР, кстати говоря, даже вопреки представлениям Маркса или Плеханова о самом характере коммугнистического общества и готовности к нему царской России. Между прочим, советский социализм – наш вклад в историю человечества, он еще пригодится как вполне работоспособная модель устройства общества без частной собственности, на принципиально новых основаниях.
Насчет теории формаций. Кто-то не признает, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, разве от этого современные космологические теории отменяются?
Не думаю, что коммунистическая теория себя исчерпала, думаю, на очередной формационный переход потребуется не меньше времени, чем на предыдущие. Не факт, что это будет исключительно насильственный переход, как показывает практика, возможны и мягкие демократическеие сценарии, как, к примеру, в современной Латинской Америке. Возможны и контрреволюции, как в России и возврат в более варварские, в культурно-социальном смысле, состояния. Вы, мне кажется, не станете отрицать фактов социкультурной деградации страны за последние 20 лет.
Характерно и то, что любая страна для собственного выживания вынуждена в современных условиях придерживаться обязательного условия – социального партнерства, а не социального дарвинизма (как, например, навязали г-да российские радикал-либералы вроде Гайдара-Чубайса и иже с ними). На мой взгляд, тренд на социальное партнерство в последние полвека столь же устойчив, как тренд демократический, и он неизбежно ведет к новым формам экономических и социальных отношений.
Автор
Марксисту. Хочется с Вами согласиться, да не могу. Все дело в кувшине. Вы говорить, что кувшин – он и есть кувшин, а я считаю важным, уродина он или произведение искусства. Это же и с человеком. Для Маркса он только "продукт", так называемый "экономический человек", а другие говорят, что человек при этом еще и иррационален. Это принципиальная разница, здесь происходит глубокий водораздел, который, наверное, лучше просто зафиксировать.
Советская демократия, которая не погибла. Не погибла как идея, как социальная конструкция, которую можно воспроизвести, или Вы считаете что российская демократия сегодняшняя – ее новое наполнение?
Идеи не могут умирать, а вот их конкретные воплощения очень даже, по моему.
Насчет "романтического коммунизма" и частной собственности по Зиновьеву. Он считал советский проект жизнеспособным, принципиально, но выступал против его конкретного исполнения. Это тема для отдельного разговора, ведь Зиновьев – единственный "покаявшийся" диссидент и философ. Мне тоже жаль советский проект, он сегодня незаслуженно оболган, но, объективно, он проиграл, и Зиновьев внес в это свою лепту. Не из упрямства, – он и сам заблуждался.
По частной собственности Зиновьев "прошелся" не раз, но и здесь тоже все не просто. Феномен Запада он ведь тоже не только не отрицает, но говорит о нем как об исключительном явлении. При том что это такой же рискованный проект, как и советский.
О коммунизме как идее будут говорить всегда, но коммунистическая теория в ее марксовой, а другой и нет, интерпретации потерпела крах и в обозримом будущем невозможна.
Ленин это понял в конце жизни, но было поздно, перед смертью. Здесь можно даже и мистическое увидеть.
Мне тоже хочется надеяться на лучшее, но вы сами говорите о социокультурной деградации, кстати, она идет не только в России, но и в остальном мире. Этот тренд более мощный, на чем настаивают многие, не только Зиновьев, и чего от него можно ждать?
Последнее. Нельзя сегодня говорить о России отдельно от мира. Из этого много чего следует, на что Вы, как марксист, не обращаете должного внимания. Ставка на марксизм (коммунизм) сегодня губительна для России, так как ведет к прямому столкновению с Западом, и вы как патриот должны бы делать из этого соответствующие выводы.
С уважением.