11 января многолетний капитан ульяновской “ВОЛГИ” отметил 65-летний юбилей.

Владимир Терехов – один из хоккейных долгожителей. Больше двадцати лет провел он на ледяных по-лях страны, и большую часть этого периода защищал цвета родной “Волги”. Был одним из пионеров “летнего” хоккея. Познал и горький тренерский хлеб. Кормчим ульяновской команды ему довелось работать в первой половине печально известных 90-х годов, когда в стране было не до спорта. Но он работал искренне, самоотверженно, стараясь не падать духом. Хоккей в Ульяновске не умер.

– Владимир Николаевич, помните свое боевое крещение в составе “Волги”?

– Конечно. 8 марта 1964 года “Волга” проводила товарищеский матч со сборной Швеции. Николай Петрович Гунин не побоялся выпустить на лед 18-летнего пацана. Правда, досталось нам тогда прилично, проиграли -1:12…

– Затем были почти двадцать долгих хоккейных сезонов, в которых Терехов верой и правдой прослужил родному клубу. А какой год считаете самым удачным для вас лично?

– Несомненно, 1972 год, когда “Волга” завоевала серебряные медали чемпионата СССР. Мы тогда были очень близки к “золо-tv” мг> класс московского “Динамо” оказался выше.

– В вашей коллекции медалей, кроме наград по хоккею с мячом, есть и трофеи по хоккею на траве…

– Я познакомился с этим видом спорта, когда играл в Хабаровске. Официальные же чемпионаты СССР стали проводиться с 1970 года, в котором Ульяновск и выиграл первое “золото”. Как раз в том сезоне я вернулся в родной город после армейской службы.

– В пяти первых чемпионатах ульяновская “Волга” трижды брала “золото”. Чем можете объяснить такой феномен?

– Дело в том, что в хоккей на траве в первые годы играли те же люди, что и в хоккей с мячом, были тут и футболисты. Получается, что в новом виде спорта все были примерно равны. У Ульяновска же оказалось просто больше желания, дисциплины и собранности.

– в “траве” очень тяжелый мяч, не так ли?

-Да, 170 граммов. Попадет такой “снаряд” в тело – мало не покажется. Однажды во время нашей поездки в Польшу в игре с одной из местных команд Тоне-ев едва не убил одного из соперников. “Зарядил” поляку в лоб так, что тот ноги кверху, и лежит плашкой. Отнесли за поле, едва откачали, на площадку он больше не вышел.

Ваши родители со спортом связаны не были?

– Что вы! Рабочая семья: отец – слесарь, мать – уборщица. Единственное преимущество, что стадион “Волга” был рядом – круглые сутки коньки, коньки, коньки… А первым нашим наставником был Владимир Николаевич Дольников. Он не то, чтобы тренировал нас, а просто разделял на команды, организуя своеобразные турниры. Вскоре после окончания Ленинградского института физкультуры в Ульяновск приехал Юрий Андрианович Васильев, который стал уже целенаправленно заниматься хоккеем.

– Кто были ваши товарищи по хоккейным тренировкам?

– Володя Михеев, Боря Маляв-кин, Миша Фокин, Михаил Тонеев, Толя Баранов, Толя Пшеничников… Сначала была мальчиковая команда, затем – юношеская. Кстати, Васильев не только с нами занимался, но еще тренировал и взрослую команду по хоккею с шайбой. По мере моего взросления начал и меня привлекать. Ездил на матчи, иногда выходил на площадку. Был еще маленький, так что здорово доставалось. Терпел, понимая, что хоккей – игра для мужественных и смелых людей. В тех давних баталиях закалялся и мой характер.

– Вы ведь привлекались и в сборную СССР?

– Да, в 1973 году даже был в составе национальной команды на чемпионате мира в Москве, но сыграть не довелось.

– То есть, золотой медали ЧМ-73 у вас нет?

– Нет. Чтобы получить медаль, надо было выйти хотя бы на замену.

– После завершения карьеры хоккеиста вы стали тренером. Как складывались дела на новом поприще?

– Сначала я помогал Юрию Андриановичу Васильеву. В 1984 году “Волга” из первой лиги вышла в высшую. В первый же год после возвращения в “вышку” мы стали пятыми. На следующий сезон, когда я стал работать главным тренером, мы заняли шестое место. Потом опять шестые. Авот затем дела не пошли, и команду передали Владимиру Курову. Вторично на тренерский пост я вернулся в 1990 году, когда “Волга” стала играть в первой лиге. Так было до 1994 года.

– Как считаете, почему ваша тренерская карьера не сложилась?

– Как тренер, считаю: я сформировался, работая с “Волгой”в последние четыре года, когда она играла в первой лиге. Тогда шла смена поколений, поэтому начинали с нуля. Я рос вместе с игроками. Вот эти четыре года, хотя команда так и не добралась до первых мест, дали мне возможность почувствовать – стою я чего-то как тренер или нет. Это были тяжелые годы как для меня, так и для “Волги”, всего ульяновского хоккея с мячом, который в то время в городе оказался никому не нужен. Рад, что в непростой обстановке удалось сохранить костяк коллектива. Последний мой тренерский сезон показал, что команда на правильном пути. Жаль, что не удалось довести свою работу до конца.

– И вместе с тем в вашей тренерской карьере были и очень запоминающиеся результаты. Например, сезон 1986-1987 годов.

– Что было, то было. В тот год мы обыграли “Динамо” в Москве (4:3), СКА в Хабаровске (2:1), “Сибсельмаш” в Новосибирске (4:1), “Енисей” в Красноярске (3:1).

-“Енисей”ведь тогда вообще был непобедим. Как удался такой подвиг в Красноярске?

– Хорошо сыграли, да и повезло немного. Это была первая игра чемпионата, а “Енисей” перед этим выиграл Кубок европейских чемпионов. В финале европейского турнира, который проходил в Абакане, “Енисей” по ходу матча бил шведскому “Болтику” пенальти. Мы эту игру смотрели уже в гостинице в Красноярске по телевизору. Я специально тогда сказал нашему вратарю Олегу Шубину, чтобы он запомнил, куда Юрий Лахонин направил удар – вдруг пригодится. Это первое. Второй эпизод произошел прямо в день нашей игры. Утром совершаю пробежку, и вдруг навстречу – женщина с коромыслом – с двумя полными ведрами воды, а через сто метров мужик идет и тоже с полным ведром воды…

– После этого в приметы вы верили всегда?

– Конечно. Но еще мы поняли, что когда игра у команды идет и ей везет, очки отобрать можно у кого угодно. В следующем матче мы обыграли “Сибсельмаш” -4:1, а затем переехали в Кемерово и там добыли ничью -1:1. Хотя перед стартовым свистком судьи в глаза нам сказали: “Пора вас останавливать”. Своими свистками судьи нам не давали выехать за центр поля, в наши ворота нам дали три пенальти, но хозяева ни одной “точки” не забили!

– Чем вы занимались, когда закончилась ваша тренерская карьера в “Волге”?

– Руку помощи протянул спорткомплекс “Мотор”, где меня вовлекли в другой хоккей -с шайбой. Занимался с детьми, на “старости” – мне уже было за 50 – удалось даже стать чемпионом области!

– В качестве игрока?!

– Да. Кстати, этот самый “Мотор” я приобщил и к русскому хоккею. “Мотор” стал первым чемпионом области по мини-хоккею. У ребят тогда радость была неописуемая – “шайбисты” обыграли “Торпедо” в мяч.

– А до какого же возраста вы выходили на лед?

– Профессиональную карьеру закончил в 39 лет.

– 65 лет – знаменательная дата в жизни любого человека, и уж тем более для вас. Наверняка на свой юбилей вы получили немало подарков. Какой из них для вас был по-особенному дорог?

– Свой юбилей я отметил скромно – дома в кругу семьи. Никаких “сабантуев” не собирал, поэтому и подарков-то особо не получал. Да и не в подарках счастье. Самое главное – внимание друзей и близких людей, которые поздравили меня 11 января. А самый лучший подарок для меня – это хорошая учеба моей внучки Кристины. Недавно она закончила техникум экономики и права, а сейчас продолжает учиться в УлГУ.

– Самый памятный День рождения в вашей жизни?

– Как правило, к 11 января “Волга” уже выходила с новогодних каникул, поэтому практически все дни рождения я справлял вместе с командой, очень часто в дороге. Не буду лукавить и говорить, что дело ограничивалось только тортиком и чаем. Если время позволяло, то употреблялись напитки и покрепче. Но, разумеется, в разумных пределах.

– Что можете сказать о сегодняшней “Волге”? Последняя игра с “Байкалом” наверняка добавила оптимизма?

– Играли неплохо, но концовка поединка опять же заставили серьезно понервничать. Не видел в этом году в деле Харитонова и Мастрюкова, но, судя по отзывам, они играли ключевую роль в игре “Волги”. А если добавить к ним еще Макарова, то наверняка игра нашей команды преобразилась бы. Единственное, что мне не очень нравится в игре “Волги”, так это частая игра верховыми передачами. Сейчас уже многие команды отходят от данной модели построения игры, но только не мы. С другой стороны, очевидно, что “Волге” не хватает исполнителей, отсюда и вполне обоснованные опасения играть низом.

– А как вам в целом впечатления от современного хоккея?

– На мой взгляд, в наше время хоккей был намного интереснее. Было больше сильных игроков, а, следовательно, и самобытных команд. Также борьба за медали проходила в гораздо более упорной борьбе, нежели сейчас. Да и в технико-тактическом плане в союзные времена хоккеисты были на порядок выше.

Максим СКВОРЦОВ

Владимир Николаевич ТЕРЕХОВ Мастер спорта международного класса по хоккею с мячом.

Родился 11 января 1946 года в Ульяновске. В хоккей начал играть в юношеской команде машиностроительного завода имени Володарского. Первый тренер – Ю.А. Васильев. Серебряный призер (1964 г.) юношеского первенства СССР, лучший полузащитник турнира. Выступал за “Волгу” (Ульяновск) – с 1964 по 1985 гг. и СКА (Хабаровск) – с 1966 по 1970 гг. Полузащитник. В чемпионатах СССР провел 459 матчей. За “Волгу” забил 73 мяча. Победитель турнира на призы газеты “Советская Россия” (1972 г.). За сборную СССР сыграл 5 официальных матчей. Чемпион Спартакиады народов РСФСР (1966 г.). Серебряный (1972 г.), дважды (1976 и 1977 гг.) бронзовый призер чемпионатов СССР в составе “Волги”. Еще две медали – серебряную (1970 г.) и бронзовую (1969 г.) – получил, выступая за СКА (Хабаровск). Два раза (в 1972 и 1973 гг.) входил в число 22-х лучших хоккеистов страны. Многолетний капитан “Волги”. Трехкратный чемпион СССР (1970, 1971 и 1974 гг.) по хоккею на траве, сыграл за сборную СССР 5 матчей. Мастер спорта СССР по хоккею на траве. Работал тренером ульяновской “Волги” с 1985 г., старшим тренером – с 1986 г. до 1994 г. (с перерывом в 1987-1988 гг.). Удостоен звания “Отличник физической культуры и спорта” (2001 г.).