Виктор Никитин

Споры вокруг объектов культурного наследия принимают в нашем регионе всё более ожесточённый характер. При этом всплывают весьма неприглядные факты.

Давайте посмотрим вокруг себя. В центре Ульяновска здания напоминают новогодние ёлки: настолько густо они завешены, как игрушками, рекламными щитами. Порой даже не разобрать, что за объект скрывается за режущими глаз вывесками. Поди, разберись, где здесь новострой, а где памятник старины.

Из комитета по культурному наследию в адрес другого комитета, только по архитектуре и градостроительству мэрии Ульяновска последовало обращение. Из него следовало, что чрезвычайная перегруженность рекламными конструкциями, особенно на улицах Гончарова и Карла Маркса, существенно искажает исторический облик объекта культурного наследия. Потом был задан вопрос на предмет того, а имеется ли разрешительная документация на установку рекламы на таких объектах и согласовывалось ли размещение с государственным органом по охране объектов культурного наследия. Заканчивалось обращение предупреждением: «Если установка рекламных конструкций произведена без разрешения, комитету архитектуры и градостроительства необходимо принять меры к её демонтажу, в том числе в судебном порядке». Судя по тому, как не совсем бойко решается ситуация, напрашивается одно из двух: либо один комитет игнорирует обращение другого комитета, либо разрешение на установку рекламы имеется. И в том и в другом случае городу от этого не легче.

В дело была вынуждена вмешаться прокуратура. Она потребовала от чиновников соблюдения закона при заключении муниципальных контрактов на проведение работ в отношении объектов культурного наследия. А в этом законе чётко прописано, что к проведению работ по сохранности этих объектов допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на проведение реставрации памятников истории и культуры.

Но сегодня для многих закон что дышло – куда повернул, туда и вышло. Комитет ЖКХ и экологии мэрии Ульяновска заключил с одним из хозяйствующих субъектов муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту фасада жилого дома №122 по улице Ленина. Это здание является объектом культурного наследия как «Жилой дом купца А.К.Полякова – И.Б.Дейса», стоящий на государственной охране. Но вот незадача: конкурсная документация на проведение открытого аукциона по отбору подрядчика не содержала требований о наличии у него лицензии на реставрацию объекта культурного наследия.

Аналогичный факт выявлен при изучении муниципального контракта на выполнение работ по ремонту фасада, стен и фундамента дома №30 по улице Орлова.

Позицию прокуратуры можно было предсказать заранее. Она возбудила в отношении председателя комитета Владимира Егорова дело об административном правонарушении по факту утверждения конкурсной документации, не соответствующей требованиям закона. А в таких случаях за содеянное надо отвечать.

Долой наследие – даёшь автостоянку?

Не всё гладко и в части соблюдения чиновниками требований закона об охране объектов культурного наследия. Здесь и вовсе попахивает уголовщиной. Извольте видеть.

Как известно, к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование, популяризация памятников истории и культуры, а также охрана объекта культурного наследия муниципального значения. И что же мы видим? Прокуратура Ленинского района установила, что должностные лица комитета архитектуры и градостроительства мэрии Ульяновска практикуют незаконную выдачу разрешений на строительство без согласования уполномоченного органа, каковым является региональный комитет по культурному наследию. Будем говорить конкретно. В минувшем году на строительство в зоне охраны объекта культурного наследия чиновниками выдано 25 таких разрешений. При этом 10 из них – на строительство автостоянки, магазина и индивидуальных домов без согласования с комитетом по культурному наследию. К чему это может привести? К повреждению или уничтожению памятников истории и культуры.

Меры себя ждать не заставили. Мэр города получил от прокуратуры представление. Более того, предполагая наличие коррупционных связей между исполнительно-распорядительным органом МО и застройщиками, прокуратура направила материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Судя по всему, кому-то из чиновников сильно не поздоровиться.

Стенка на стенку

В конце апреля минувшего года представителями Комитета по культурному наследию в отношении КУГИ мэрии Ульяновска был составлен административный протокол за невыполнение в срок предписания об устранении нарушений требования сохранности объекта культурного наследия регионального значении «Дома купца Шатрова» по улице Гимова,3.

Мировой суд факт невыполнения предписания признал установленным и вину в совершении правонарушения доказанной. Было подтверждено, что работы по текущему ремонту кровли, косметическому ремонту фасадов и цокольного этажа объекта культурного наследия предусмотрены охранным обязательством его собственника, то есть КУГИ мэрии Ульяновска, от 18.06.2008 года. При этом ремонт кровли должен был быть выполнен в срок до 1.11.2008 года. Ремонт, как вы поняли, не состоялся. Собственник получил предписание отремонтировать кровлю в срок до 1.08.2010 года, косметический ремонт – до 1.11. 2010 года, ремонт помещений цокольного этажа – до 1.02.2011 года.

Ну, а дальше вы всё знаете: протокол об административном нарушении за очередной срыв предписания и штраф. Сумма оказалась прямо-таки мизерной, всего-то 10 тысяч рублей. Но КУГИ с отчаянием обречённого кинулся в драку. Постановление мирового он признавать не возжелал, набрал в своё оправдание массу доводов и оспорил постановление в Ленинском районном суде.

Лучше бы он этого не делал. Его, как слепого кутёнка, потыкали носом в его же собственное «добро». Сначала напомнили, что здание по улице Гимова,3, в котором в 1919 году размещался Реввоенсовет Восточного фронта под командованием М.В. Фрунзе, решением исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов трудящихся от 16.03.1957 года отнесено к историческим памятникам, подлежащим государственной охране. Последняя, в свою очередь, цитируем, «является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления».

После этого было заявлено, что легитимность постановления виновным юридическим лицом в судебном порядке не оспаривалась, а каких-либо действий по его исполнению не предпринималось.

Решение было однозначным: «Постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица без удовлетворения». Что оставалось делать чиновникам из КУГИ? Правильно, утереться. Одно вызывает сожаление: нет в законе статьи, по которой руководители, затевающие такие споры, больше смахивающие на сутяжничество, несли бы судебные издержки из собственного кармана.

Чтобы монеты не ушли в частные руки…

Применительно к теме нашего разговора впору будет сказать о памятниках археологии. По мнению археолога, доцента кафедры истории УлГПУ Юрия Семыкина, здесь очень важной видится организация охранных раскопок. Дело в том, что, например, в Татарстане, конкретно, в Болгарах, сохранились памятники архитектуры. В нашей области такие памятники без раскопок обнаружить невозможно. Для этого требуется постоянное финансирование. В противном случае на памятниках будут работать так называемые «чёрные археологи», которые способны вывезти и вынести за пределы региона его богатства.

Ещё один вопрос: всегда ли памятники археологии используются по целевому назначению? Отнюдь. Уникальным памятником, например, является Чёртов городок южнее села Кремёнки Старомайнского района. По своим археологическим богатствам он широко известен за пределами страны. Но это место посещается неорганизованными туристами. Туда уже стало опасно заезжать: кругом свалки мусора, что ведёт к экологической катастрофе. Решить эту проблему, считает Юрий Семыкин, можно созданием в Старомайнском районе археологического заповедника. Здесь, по официальным данным, на охране 69 археологических объектов. Фактически их уже около 400. Только за лето 2010 года была получена информация о двух найденных кладах римских и арабских монет. Особую ценность представляет единственная в Европе уникальная монета. Только вот когда начиналась работа с местным населением, таких монет было несколько: они, однако, ушли в частные руки, а не в музей. Выход из ситуации должен быть найден. Иначе памятники археологии могут быть утрачены или уничтожены. Случись такое, проект «Начни с себя!», предусматривающий, в том числе, восстановление, реставрацию и охрану памятников историко-культурного наследия региона, рискует во многом оказаться пустым звуком.

P.s. Уважаемые читатели, если Вы знаете о фактах вандализма или небрежного отношения к памятникам истории и культуры, звоните по тел. 72-82-92, мы обязательно напишем.