Виктор Никитин

В ходе проверки исполнения законодательства об образовании прокуратура области уже не в первый раз выявила и пресекла многочисленные нарушения. От чиновников потребовали принятия мер по охране интересов учащихся.

Общедоступность, бесплатность, безопасность?

Охранять, действительно, есть что. В гимназии №1 и лицее №38 г.Ульяновска, в отдельных школах г.Димитровграда, Барышского, Сенгилеевского, Мелекесского районов уставы и прочие документы закрепляли собой незаконные положения о приёме детей на учёбу по территориальному и возрастному цензу, на конкурсной основе по результатам экзаменов, собеседования или тестирования, о предоставлении не предусмотренных законодательством документов. «С помощью» прокуратуры явно дискриминационные ограничения пришлось отменять.

В Новоспасском и Ульяновском районах при попустительстве органов управления образованием в минувшем году обучали детишек, не имея на то лицензии, Рокотушкинская, Большеключищинская, Вышкинская и Новоуренская школы. В Грибовской школе Старомайнского района и Меловской школе г.Новоульяновска проводили не предусмотренную лицензией преподавательскую деятельность по программам специальной (коррекционной) школы восьмого типа.

Тем временем в Неклюдовской средней школе Инзенского района подготовка учеников и выпускников не соответствовала требованиям федеральных стандартов. Помимо этого нарушалась организация учёбы по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения седьмого типа.

Далеко не во всех образовательных учреждениях области соблюдаются требования закона в части охраны здоровья детей. Всем нам памятны вспышки острых кишечных заболеваний учеников в некоторых школах Тереньгульского, Барышского, Цильнинского районов. Их администрация закрывала глаза на нарушение самых элементарных санитарно-гигиенических требований. Результат известен. А кто будет за это «платить»? Опять родители?

В равной степени вопрос можно адресовать руководителям 17 школ Мелекесского района. Сразу столько учебных заведений не было оборудовано системами противопожарной безопасности. Случись беда, с кого учинять спрос?

Ученики или бомжи?

Прокуратурой Димитровграда в ходе проверки исполнения законодательства об образовании выявлены многочисленные нарушения, допущенные администрациями ПУ №3 и агролицея.

Начать, хотя бы, с того, что общежития, построенные для училища в 1981, а для агролицея и вовсе в 1974 году, капитально не ремонтировались. В жилых блоках отсутствуют кухни, комнаты для занятий и отдыха. Тумбочки и стулья, которых явно недостаточно, обветшали и находятся в непригодном для использования состоянии. В комнатах нет книжных полок, вешалок, настольных ламп и даже занавесок. И уж вовсе дикость: несовершеннолетние, проживающие в общежитиях, не обеспечены постельным бельём и полотенцами. Здесь даже и понятия не имеют, что такое комнаты для чистки и глажения одежды, которые должны быть оборудованы раковинами-мойками, гладильными досками, утюгами, электророзетками и встроенными шкафами. Словно речь идёт о бомжах, местом обитания которых является свалка. И это в городе, который мнит себя образцом культуры, чистоты и порядка.

Остаётся добавить к сказанному, что здания общежитий к новому учебному году отремонтированы не были. Доказательством тому служат рассохшиеся и деформированные окна, которые не закрываются или неплотно фиксируются. Заметим, на дворе зима.

Руководители обоих учебных учреждений утверждают, что обращались в министерство образования области с просьбами выделить деньги хотя бы на частичный ремонт и замену мебели, но в последние три года нарывались на отказ.

Между тем в общежитиях проживают 174 подростка, более 80 из которых – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Прокуратура полагает, что проживание (так и хочется сказать прозябание) в условиях грубейшего нарушения санитарных норм и правил подвергает жизнь и здоровье учащихся опасности.

В этой связи прокурор Димитровграда направил в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся в училище №3 и агролицее исковые заявления в суд. В них он просит признать незаконным бездействие руководителей обоих учебных заведений города, а также Минобра и Минимущества области и принудить их к устранению выявленных проверкой нарушений, говоря иначе, обязать к надлежащему исполнению своих должностных обязанностей. «Нонсенс, – скажете вы, – таких учителей быть не должно». Где-то, может быть, их, действительно, нет. А вот в нашей области это обычная «педагогическая» практика чиновников от образования.

«Потерянные» дети

Дело доходит до абсурда. Прокурорами установлено, что администрации многих школ, должностные лица органов управления образованием во главе с Минобром региона, зачастую не располагают полными и достоверными сведениями о детях, подлежащих обязательному обучению в школах, но по неуважительным причинам не посещающих их или пропускающих занятия. Сказанное относится, прежде всего, к Ульяновску, Димитровграду, Барышскому району. И что же? Не располагая информацией, чиновники от образования не в состоянии принять меры, направленные на решение проблем подростковой безнадзорности и преступности. Они могут лишь бессильно развести руками или, что происходит очень часто, найти «крайнего». Между тем им должно быть хорошо известно, что именно подростки, по тем или иным причинам оставившие школу или другое учебное заведение, располагая свободным временем и вырвавшись из-под опеки учителей, легко и быстро встают на преступный путь. В 2010 году, как свидетельствует прокурорская статистика, из всех несовершеннолетних правонарушителей 288 или более 58% составляли школьники.

Скажем больше. Отдельные педагогические коллективы предпочитают вместо индивидуальной работы с учащимися расписаться в собственном бессилии и как можно скорее избавиться от «трудных» подростков. Попытки незаконного отчисления были, например, пресечены прокурорами Ленинского и Барышского районов.

Иначе, наверное, не может и быть, если школы не соблюдают требования действующего законодательства даже в части установления ограничений на занятие педагогической деятельностью. Хотите примеры? В Языковской средней школе Карсунского района сразу шесть педагогов коррекционных классов не имели специальной подготовки. В школе села Ушаковка Барышского района (очень уж часто он упоминается) учителем физкультуры работал судимый за совершение умышленных преступлений, в том числе особо тяжкого деяния. Как мы уже сообщали, за причинение телесных повреждений своим ученикам были привлечены к уголовной ответственности учитель физкультуры Елховокустинской средней школы Новомалыклинского района и преподаватель русского языка и литературы Новопогореловской школы Карсунского района.

Кто готовит детей к труду и обороне?

Не всё ладно у чиновников от образования с военно-патриотическим воспитанием молодёжи.

Будем говорить конкретно. Оснащённость материально-технической базы школ, необходимая для обучения основам военной службы, что называется, хромает на обе ноги. Из 353 общеобразовательных школ, в которых ведётся такое обучение, только 254 отвечают предъявляемым требованиям. А предметными кабинетами обеспечены и вовсе 248 школ, стрелковыми тирами – 172, спортивными городками с элементами полосы препятствий – 315.

В этой связи прокурор Новомалыклинского района даже направил в суд исковое заявление о признании незаконным бездействие руководства средней школы имени Героя Советского Союза М.С.Чернова, палец о палец не ударившего в оборудовании стрелкового тира, приобретении учебных и наглядных пособий, технических средств обучения в соответствии с нормативами.

К слову будет сказано, по аналогичным основаниям с 42 исками в суд обратились прокуроры доброй половины районов области.

Не лучше и с кадрами. Укомплектованность образовательных учреждений, проводящих подготовку по основам военной службы, преподавателями из числа офицеров запаса составляет лишь 30%. Так что же после этого удивляться, если в Высококолковской средней школе (здесь и далее Новомалыклинского района – авт.) азы военного дела преподаёт техник-электрик, Среднесантимирской – ветеринарный врач, Старотюгальбугинской – слесарь, Елховокустинской – экономист …

Прокуратура полагает, что такая ситуация вызвана во многом тем обстоятельством, что чиновники от образования до сих пор не наладили должного взаимодействия с военными комиссариатами. Вот и получается, что из 2950 призывников весеннего призыва 146 об основах военной службы не имеют понятия. Какое уж там воспитание, если в образовательных учреждениях Барышского, Ульяновского, Цильнинского, Инзенского, Сенгилеевского и некоторых других районов даже не созданы кружки военно-патриотической направленности. А чиновники Минобра, ответственные за этот участок работы, не владеют информацией о состоянии «военных» дел.

Если подводить итоги проверки, то всего выявлено 640 нарушений закона. Сеятелям «разумного, доброго, вечного» внесено 80 представлений, в первую очередь и в который уже раз, министру образования области. Опротестовано 83 незаконных правовых акта. Направлено в суды свыше 30 исковых заявлений.

В надзорном ведомстве делают вывод: «Массовый характер выявленных прокурорской проверкой нарушений требований федерального законодательства в деятельности общеобразовательных учреждений является прямым следствием ненадлежащего выполнения администрациями школ возложенных на них обязанностей. А также крайне слабого ведомственного контроля со стороны ответственных должностных лиц органов управления образованием». Не в бровь, а в глаз.