Сочинили, пошумели, забыли.
Областная общественная палата обсуждала на днях необычный документ – проект «Кодекса жителя Ульяновска и области». Его авторами, как выяснилось, являются бывший министр культуры областного правительства госпожа Ившина и начальник юридического отдела того же ведомства. Хотя при чем тут юрист, не совсем понятно – «Кодекс» так же далек от юриспруденции, как детский букварь от судебного приговора.
Не знаю, как у членов ОП, но меня чтение этого документа повергло в некоторое смущение смешанное с недоумением: неужели ЭТО вышло из недр серьезного, в общем-то, учреждения, где работают взрослые и, надо полагать, умственно вполне здоровые люди? Но откуда, в таком случае, столь вызывающее, как бы это помягче, креативное убожество, что ли? Весь «кодекс» – не более, чем набор наибанальнейших банальностей типа тех, что вода должна быть мокрой, масло масляным, а мороз морозным. Впрочем, судите сами. Вот, скажем, фрагмент шестой главы, которая называется: «Житель Ульяновской области и здоровый образ жизни»:
«6.1. Житель Ульяновской области заботится о своем здоровье, ведь оно очень ценно для его семьи, друзей, его Родины.
6.2. Житель Ульяновской области борется с вредными привычками: не курит, умерен в употреблении алкоголя, категорически не приемлет употребление наркотиков.
6.3. Житель Ульяновской области занимается спортом, любит пешие прогулки, активный отдых».
Этот ряд вполне модно продолжить такими, например пунктами:
6.4. Житель Ульяновской области ходит вертикально, перемещаясь в пространстве области на двух ногах.
6.5. Житель Ульяновской области вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ.
6.6. Житель Ульяновской области переваривает пищу в желудке, и выводит ее через кишечник и т.д.
А если серьезно, то руководитель министерства культуры, пусть даже регионального и пусть даже бывший не может не понимать, что культуру и нравственность нельзя ввести сверху: вот вчера воровали и матерились, а с сегодняшнего дня – умыли нечистые руки и перешли на высокий штиль.
Культура и нравственность – продукты длительного брожения. Общество вырабатывает их веками, чтобы элементарно выжить. И та и другая, что называется, впитываются с молоком матери. Или не впитываются. В первом случае человек скорее умрет с голоду, чем покусится на чужое. Поэтому ему не нужен никакой кодекс, привнесенный из вне. Второму же – сколько не дай, все мало. Так и будет грести под себя, и грести, вырывая куски из чужого рта. В этом случае кодекс действительно необходим. Но не моральный, а уголовный.
Полагаю и госпожа Ившина, и ее соавтор это прекрасно понимают. А рожденный ими опус имеет сугубо бюрократическое происхождение – начальник приказал (поручил, порекомендовал), подчиненный сделал: «Наш исходящий на ваш входящий… Порученипе исполнено… Дата. Подпись». Все!
Так что не стоит относиться к этому, с позволения сказать, документу, столь уж серьезно. Не для того он делан. Поэтому дальнейшую судьбу «Кодекса жителя Ульяновской области» очень легко предсказать: она будет точно такой же, как и у «Кодекса государственного служащего» и прочих других инициатив – придумали, пошумели, «засветились» в центральных СМИ и забыли.
А ну – ка, что там, у них в папке «К исполнению» следующее?
Владимир Миронов