О возможностях и перспективах национальных общественных бизнес-объединений рассказывает президент Ульяновской областной общественной организации татарских бизнесменов «Сембер» РАДИК ГАФУРОВ.
ГАФУРОВ РАДИК МАНСУРОВИЧ родился в 1978 году в Ульяновске. В бизнесе с 2001 года. Работал индивидуальным предпринимателем в Санкт-Петербурге и Казани. В 2005 году открыл в Ульяновске транспортно-логистическую компанию «Глобалтранс», которая сейчас входит в пятерку крупнейших в Поволжье по оборотам и числу обслуживаемых предприятий. Кроме транспортного направления бизнеса (автопарк, СТО, грузоперевозки по России и СНГ, компания РНТ-Ульяновск – система навигации, основанная на Глонасе) развивает производство мебели, гофротары, дверей. Живет по принципу «Если работать – то возможностей много».
– Клуб «Сембер» объединяет более 500 человек. Это самое крупное национальное общественное объединение бизнесменов в России. Тенденция нарастает, подобные клубы начинают создаваться во многих регионах. Люди пытаются сохранить свою культуру, религию, язык, совместно развивать бизнес.
Такой господдержки национальных культурных автономий, как это было раньше, сейчас нет, все ложится на плечи бизнеса. На частные средства содержатся мечети, медресе. И делается это по велению души. Готовы помогать предприниматели и друг другу. На нашем съезде были разные бизнесмены: и начинающие, и крупные, уже состоявшиеся. Думаю, общение было полезно и тем, и другим. Потому что всегда полезны новый опыт, свежие идеи, перспективы, о которых ты порой даже не подозревал.
За рубежом, если бизнесмен не состоит в общественной организации – профсоюзе, бизнес-клубе, ассоциации или ином объединении, то считается, что у него нет репутации. Когда за тебя некому поручиться, сложнее получить кредит в банке, найти контракты, развивать свое дело. А если за человеком стоит какая-то общность, она разделяет его репутационные риски. Совместная репутация общественных объединений способствует развитию бизнеса.
Такую модель мы и пытаемся сформировать. Бизнес расширяет границы, Россия входит в ВТО, надо приходить и к единым этическим нормам и принципам ведения бизнеса, которые сформированы на Западе и Востоке и были когда-то и в нашей стране.
Общественные объединения дают бизнесу новые возможности. Это и неформальное общение, нужные контакты, расширение рынков сбыта, и официальные информационные площадки. «Сембер» вступил во Всемирную ассоциацию содействия татарским предпринимателям, я являюсь членом совета этой организации. Сейчас создается интернет-площадка, на которой будут данные о членах ассоциации, информация, необходимая для успешного ведения бизнеса. Мы получаем личные и деловые контакты далеко за пределами своих регионов и даже своей страны.
Важная задача на ближайшую перспективу – сделать клуб более сильным экономически и политически. Наладить эффективное частно-государственное партнерство, выгодное и бизнесу, и власти, и региону в целом.
Что выигрывает Ульяновская область от существования клуба «Сембер»? Мы берем на себя многие социальные и экономические вопросы: содержим национальную автономию, вкладываемся в организацию мероприятий межрегионального масштаба, важных для имиджа области, организуем презентации региона на серьезных экономических площадках.
В июне 2010 года мы приняли участие во Втором Международном саммите исламского бизнеса и финансов в Казани. Это крупнейший саммит в СНГ по подобной тематике, он освещался в 65 странах мира. Участниками саммита были представители стран Юго-Восточной Азии и Саудовской Аравии, премьер-министр Малайзии, члены правящего семейства из Кувейта, Катара, восемь членов английской палаты лордов арабского происхождения, послы Великобритании и Люксембурга. Нам удалось организовать бесплатную презентацию Ульяновской области. Мы показали крупнейшим мусульманским инвесторам, что для них может быть привлекателен не только Татарстан, но и наш регион.
Для региона это огромные перспективы и возможности! По оценкам, рынок свободных средств халяльных (то есть разрешенных исламом) инвестиций – порядка 1 трлн. долларов, прогноз к 2015 году – 5 трлн. долларов. Это половина ВВП США! Но привлечение исламских инвестиций требует особого подхода, есть определенные религиозные и этические принципы. Западные страны начинают адаптировать под них свое законодательство. То есть возможностей много – надо быть гибким, открытым миру.
Татарстан в этом плане уже работает: создана Татарстанская международная инвестиционная компания, открыты халяльный индустриальный парк, халяльный логистический хаб. В 2011 году мы планируем провести выставку по исламским инвестициям в Ульяновской области. Покажем потенциальным инвесторам наши возможности, готовность региона работать с ними.
Рассматривается возможность создания в нашей области татарского регионального банка. Важная задача – строительство Соборной мечети. Есть и другие проекты, связанные с культурой, религией.
Мы намерены выстраивать сотрудничество и с властью, и с бизнес-объединениями, которые есть в регионе. Для того чтобы создавать в Ульяновской области условия, комфортные для проживания и для ведения бизнеса – безотносительно к его масштабу или к национальной принадлежности предпринимателя.