«Прощай, Король!» – сказали год назад народному артисту России Борису Александрову. 23 января 2010-го он умер в московской клинике. Ему шел 61-й год. «Любимый, обожаемый, единственный», – написала я об актере чуть больше года назад. Борис Владимирович отмечал на сцене свое 60-летие. Его поздравляли друзья и коллеги, дочь и внук, чиновники и ученики. Не было никаких подведений итогов — Боже упаси! Зрители верили – будут новые роли, будем удивляться, страдать и радоваться вместе с новыми героями любимого актера. На бенефисе Борису Владимировичу аплодировали стоя. Как всегда. А он в тот день вышел на сцену в последний раз…
Король ушел. Ушел на взлете, полный идей, желаний планов, хотя позади уже была прекрасная , богатая, удивительная творческая жизнь. И до сей поры не покидает мучительная, острая боль – незаменимые есть… Пусть на нашей сцене когда-то и поставят булгаковский «Бег», но мы не увидим Хлудова –Александрова. В театре идет «Завещание», но мы не успели узнать, каким же был александровский Дон Жуан… Борис Владимирович получал главные призы театральных фестивалей в Белгороде и Оренбурге, Вологде и Калуге, Тамбове и Мытищах. Стал «Лучшим актером России», лауреатом Государственной премии России. Но дело не в наградах. В российской провинции таких актеров – единицы. И, несомненно, он среди них – неповторимый ( не могу писать – был!). Умный, ироничный, мудрый, интеллигентный, тонкий. Философ, шут, король, дьявол. Даже одного из сыгранных им героев хватило бы другим актерам, чтобы почувствовать – жизнь прошла не зря. Открывший завораживающие бездны души бес Верховенский, лицемерный подлец Тартюф, жестокий мудрец-Шут при троне Ричарда II, несчастный бродяга Яу, ставший королем на час, «очень простой» пьянчужка, пожертвовавшим жизнью ради другого, одинокий Крепп, что никак не найдет смысла в собственной жизни, чеховский Иванов, утомленный жизнью, растративший попусту мысли и чувства. Вместе с ними мы познавали мудрость и безумие мира. И пытались приблизиться к истине. Нет ничего выше для актера, чем вот это виртуозное лицедейство! Нет ничего желанней, и часто – недостижимей. Александров приехал после ГИТИСа в Ульяновск – и 38 лет служил одному театру. «Я однолюб», – признавался в одном из интервью. Один из персонажей Александрова в старом спектакле вспоминал, как в детстве увидел циркачей, что вытворяли чудеса на проволоке, высоко под куполом – без лонжи, без страховки. И у мальчишек, видевших это, перехватывало дыхание. Так же как перехватило дыхание у юного Бориса, когда он впервые попал на спектакль любительского театра в маленьком провинциальном Бузулуке. И до последнего — так жил и творил на сцене. Чтобы у него — перехватывало дыхание, иначе (он был убежден!) нечего делать в профессии. И перехватывало дыхание у нас, зрителей, ради которых выходил на сцену Борис Александров и тратил себя, не жалея сердца, выворачивая наизнанку душу… 22 января в Ульяновском театре драмы пройдет вечер памяти Актера. Его вспомнят близкие, друзья, коллеги. Памяти Мастера посвятят спектакль «Три сестры». В нем Александров сыграл Чебутыкина – свою последнюю роль… Он очень любил своих зрителей. И та любовь была взаимной. Спасибо за то, что вы согрели любовью наши сердца и душу, Борис Владимирович…