Давно хотел поделиться наблюдениями. Интересно рассмотреть и разложить по типам российскую политику по характеристикам психологического возраста и психотипа. Сначала разделю на 2 основных линии. Условно – «политика декорации» и «политика становящаяся». «Декорация» – это, собственно то публичное пространство, которое играет роль «политического», по сути им совершенно не являясь. Функция – в поддержании картины существования демократических институтов и соответствия стандартам победившей системы для полноценного диалога с Западом и вступления «в клуб». Под эту функцию «партиям» заводят деньги и позволяют неплохо зарабатывать топам. Итак 4 парламентские партии.

ЛДПР. Типаж героя 90-х законсервированный из лености нулевых и частично под харизму вождя. Часто близки к криминалу. В любом случае характеризуются качествами «братка», «нормального пацана», человека, от политики крайне далекого, но нахрапистого и не привыкшего упускать возможности. Заслуга вождя в том, что он героику этого типажа смог конвертировать в политическое во время полнейшего хаоса. Электорально собирают тех, кому очерченный образ близок. Самая откровенно неполитическая, «политическая» структура. В призме исполняемой функции можно охарактеризовать одним словом: “черте что”. Не стесняется полной виртуальности и несоответствия своего названия просто ничему вообще. Вождь ради красного электорального словца смело может пообещать «демократично» помыть ноги в Индийском океане или «либерально» пообещать мужику по бабе и бутылке водки.

КПРФ. По форме и духу структура полностью позднесоветская. На базовом, низовом уровне – типаж честного, верного себе старика. На фоне общей некомпетентности, процветает вполне оправданная паранойя по поводу что «опять хотят обмануть», недоверие и скепсис ко всему новому. Отсюда общий невысокий уровень интеллекта и пробуксовка во всем, что касается реальных дел (не знаю как у кого, а у меня перед глазами иллюстрацией встаёт газета «Левый марш»). Цепко держится за то, что имеет, справедливо полагая, что современные хищники могут отнять и это. Именно у КПРФ были самые высокие шансы выйти за пределы функции политической декорации, но, учитывая то, что партийную верхушку ситуация более чем устраивает, риски здесь для власти нулевые. По сути все довольны и продолжают играть в игру оппозиционности, проводя декоративные мероприятия и надувая в нужный момент щеки.

СР. Конечно, типаж бизнесмена. Крепкого, цепкого, достаточно толкового для того, чтобы понимать, что основной российский бизнес сегодня – быть около власти и участвовать в перераспределении жирного нефтяного пирога, растекающегося вниз по всей общественной пирамиде. Вполне мог быть единороссом, однако или недостаточно включен или посчитал, что роль «быть рядом» получится выгоднее.

ЕР. При том, что партия власти и, казалось бы, по умолчанию «политическая» к политике опять имеет отношение вполне опосредованное. Покойный гений Черномырдин говорил как из гранита: «у нас что ни строй – будет КПСС». В точку. ЕР скорее функция «ордена коммерсов», причастности к элитам. Каждый, кто шуршит рядом с властью и в направлении получения дивидендов не может не состоять в ЕР. ЕР это собственно собрание чиновничьей и бизнес элиты с редкими второстепенными делегированиями её по соседству к эсерам. В России власть принципиально одна и в одном месте. Вполне без негатива – просто констатация факта. По типу единоросс – это такой кулак, не особенно перегружающий себя заботами об общем деле (конечно кроме людей типа Чадаева), скорее озабоченный интересом частным и воспринимающий власть как возможность для себя. Прижимистый, коряжистый, естественно с собственным бизнесом подмышкой. По честному ЕР – это элита вполне реальная и если сверху загрузить в нее идеологию и принципы, добавить комиссаров по духу и сделать на людей типа Чадаева ставку и пинками погнать идиотию купцов-кулаков к общему делу – я за. Сценарий, к сожалению, невозможный. Продолжаем шуршать.

Теперь вынужденно вкратце о «политике становления». Насчет «становления», это я для красного словца и скорее обозначил, что эти типажи выражают статичные точки в возможном движении вперед.

НБП. Тип и психотип вечного подростка. Коим является Лимонов. ПитерПены ни в какую не желающие взрослеть, брать на себя хоть какую то ответственность. И даже читать книг и вообще загружать себя чем то кроме бунта, конфликта со «взрослыми», желательно обернутого в красивую оболочку и в красивой позе. Идеология отсутствует начисто, поначалу использовали дугинские наработки, но затем забили. Сейчас Лимонов и соратники (ульяновские в том числе) бунтуют с противоположной стороны – вместе с либералами, которые еще 5 лет назад были обозначены главным врагом. И ведь в беспринципности обвинить совершенно невозможно! Как можно говорить о принципах подростка!? Но типаж, безусловно, живой.

Те, кто захотел взрослеть, вперемешку с примкнувшими конъюнктурщиками, в конце 90-х вместе с Дугиным перетекли в его новые евразийские структуры. Типаж евразийца более взросл. Топос молодого искреннего парня, вникающего в сложные науки Хайдеггера и Эволы. Но молодость родных мне евразийцев тоже, увы, застыла. Но кто говорил что дорога взросления проста?)

Говорить о других смысла не вижу. Зачастую НБП-подростковый типаж мы сегодня видим среди националистов и прочих маргиналий. Это вполне нормально. Подросток всегда будет кипеть и бунтовать. В какой форме это будет проходить – скорее характеризует умение педагогов и властей.

Ненормально то, что типа взрослого ответственного мужика в современной российской политике нет. Нет типа, несущего в себе очень простую идею. Высказанную Периклом греческую идею свободы как единства двух вещей: идеи общего и идеи собственного. С безусловным первенством первой. Позволяющим побеждать кратно превосходящие силы нашествий и строить великую цивилизацию. Собирающим общие силы воедино ради всех и каждого. Придающим смысл. Русской политике нужен мужской волевой типаж человека, способного мыслить за весь колхоз, берущего на себя ответственность за принятие решений. Живущего не только сегодняшним днём, но и жизнью своих детей и внуков. Способного поставить на место распоясавшуюся (в том числе приезжую) шпану. Способного оберегать и заботиться о своих стариках и видящего это среди своих основных, данных Богом, если хотите, базовых обязанностей. А пока: есть ли у нас в строгом смысле «политическое» вообще!?

Будем надеяться. Наблюдая из зрительного зала за очередной театральной постановкой и бегающими между рядов детьми.