Максим Жестков — моушн-дизайнер, живет в тихом зеленом центре провинциального Ульяновска, делает ребрендинг канала VIVA, его ролики покупает Nokia, и все у него хорошо. T&P взяли у него интервью, чтобы разобраться, откуда берутся такие уравновешенные и талантливые люди, где их учат и чего от них ждать.

Есть большие сомнения в пользе академического образования в области дизайна и видео-дизайна, в частности. Ты в Ульяновске учился? Закончил? Что из того, что там давали, тебе пригодилось?

Про большие сомнения в пользе академического образования я слышал много раз. В основном от людей, не имеющих образования, и использовавших эту идею как внутренний сатисфактор, для самоутверждения. Очень страшно, что большинство тех, кто сейчас занимается дизайном на ведущих телеканалах, в рекламе, вебе — не понимают вообще, что такое дизайн. Я про методологию и внутренние конструкции, а не про заимствование трендов, и работы только над айкэнди (от англ. eye-candy — привлекательный, приятный глазу, прим.ред.) луком. Единственное, где адекватно относятся к образованию — это в полиграфии и периодике. Я думаю, интернет убил академический дизайн. Дети решили что можно немного поучить софта и начать зарабатывать деньги на этом. Если сравнить дизайн с медициной, то получается очень увлекательное сравнение: представим, что хирурги не имеют образования, а просто посмотрели в интернетах туториалов, как резать нужно, и занимаются ежедневной практикой на живых людях. Да еще и утверждают, что академическое образование только навязывает стереотипы и вообще ни к чему. С дизайном вот так сейчас. Мне страшно от такого.

Я учился в Ульяновском университете. Сначала изучал архитектуру, потом графический дизайн. Не могу сказать, что кто-то из тех, с кем я учился, сейчас серьезно занимается дизайном или вообще как-то светится. Движение или статичная композиция, все это имеет один стержень визуальной конструкции. Рисунок, живопись, композиция — все это дает возможность ощутить неписаные законы природной эстетики, которые не завязаны на трендах, а существуют где-то в другом измерении.

Самообразование — важный момент для тех, кто хочет слепить из себя настоящего профессионала. Не сомневаюсь, что ты перечитал и пересмотрел кучу всего — чего? Порекомендуй, пожалуйста, главные книги, сайты и блоги, которые надо прочитать и посмотреть.

Нужно весь stashmedia.tv пересмотреть! Все выпуски несколько раз. И постараться повторить те, которые больше всего зацепили. Сейчас и школы по компьютерной графике есть очень профессиональные. Форумы, туториалы… очень много всего — я ничего про это даже не знаю и знать не хочу. Быть в интернете — значит не работать, а просто тратить себя на попытки стать лучше. А нужно не пытаться, а становиться.

Сколько лет ты учился перед тем, как почувствовал, что ты — окей, можешь говорить, что кое-что умеешь?

Лет 8 этим занимаюсь. Хотя я всегда не уверен, и каждый раз на меня нападает паника. Опыт дает возможность эту панику немного сдерживать.

Расскажи про работу с Пайком. Пайк, как мне кажется, молодец потому, что полностью оправдывает название Universal Everything. По крайней мере ту часть, что про Universal: он создал студию, которая и ему, и фрилансерам приносит деньги и интересные проекты, при этом из Ульяновска не надо уезжать.

Про Пайка сложно сказать однозначно. То, что он делал в легендарной the designers republic, было шедеврально. Первые 2 года Universal Everything были тоже какие-то невыносимо крутые. Я маленький был тогда и думал, что дальше уже некуда. А сейчас или я повзрослел, или Пайк немного сошел с пути чистого дизайна. А может, у нас просто произошла рассинхронизация идеалов, что скорее всего. Вообще, я очень рад, что была возможность несколько лет работать с ним, но сейчас у каждого своя дорога.

Что вообще думаешь о фрилансе? На мировом рынке труда созрели наконец все условия, чтобы фрилансеры могли работать и зарабатывать: iPad-3g-фейсбук, профессиональные соцсети, стэндэлон-блоги, уровень доверия к интернету вырос (нестрашно выполнять заказ и платить деньги). Что дальше? Чего ждать?

Фриланс — это единственный возможный путь. Сейчас он тернист, так как заковывает тебя одного и создает еще массу проблем. Скоро будут везде коворкинг спейсы, коммуны по интересам и жилые массивы с людьми одной профессии. Мегаполисы исчезнут лет через 200, и интеллектуальная элита будут жить километров за 500 от загрязненных мегаполисов в экологически чистых домиках. Как в советском союзе — научные городки. И вся работа фрилансом/аутсорсом будет распределена по таким поселениям; инфраструктура, связи будут настроены хорошо. А пока фриланс — это боль.

Как тебе в Ульяновске? Кто-нибудь еще в городе работает так, как ты?

Да тут, как там. Если концентрируешься на работе, то видно монитор и свои мысли, которые нужно визуализировать. А это везде примерно одинаково — в Москве, Ульяновске или Нью-Йорке. Смотря что хочешь получить от места. Мне комфортно. А таких, как я, фрилансеров, я тут не видел.

Есть сейчас такое направление дизайна — научная визуализация, когда дизайнеры под чутким руководством ученых, рисуют клетки, вирусы, молекулы, нейроны и все такое. Ты бы хотел рисовать такие штуки? Вообще, что думаешь о таком междисциплинарном взаимодействии?

Счастье в том, что я и так это рисую, только без ученых с их чутким руководством. Конечно, это интересно, когда люди из разных областей сталкиваются, но мне и без вмешательств удобно. У меня есть биологический профессиональный микроскоп, мощный телескоп, и меня окружают тонны информации из разных сфер науки. Мне нравится выращивать внутри себя ученого и с ним сотрудничать.

Ты нормально зарабатываешь? На исключительно коммерческие, но неинтересные проекты соглашаешься?

Все проекты, которые я делаю, очень хорошо оплачиваются. Просто я выборочно подхожу к проектам, и делаю только те, которые мне интересны. Ну и всегда параллельно делаю персональные проекты, когда нет коммерческих проектов с адекватными продюсерами, которые хотят получить то, что я могу дать. Все, что на сайте и Vimeo без бренда — для себя делал. Я фанатик, вся моя жизнь — это только то, что я делаю.

Настя Попова

Михайл Толмачев