НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА

Прокуратура Ульяновска обвинила компанию “ВолгаТелеком” в незаконном взимании с жителей города денежных средств. Оператор взимал по 9 руб. с каждого, кто звонил в информационно-справочную службу “ВолгаТелекома” и хотел узнать телефон того или иного абонента, не зная при этом его полного адреса.

Как было установлено прокуратурой, в июне 2010 г. руководством Ульяновского филиала ОАО “ВолгаТелеком” был издан приказ “Об утверждении тарифов на услуги информационно-справочной службы”. Согласно его положениям, в случае, если гражданин или представитель юридического лица не имел полных данных об адресе запрашиваемого им абонента, с него взималась плата в размере 9 руб.

Вместе с тем прокуратурой выяснено, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возмездность оказания такого вида услуг. “Каждый пользователь имеет право на получение бесплатных информационно-справочных услуг телефонной связи, – говорится в сообщении прокуратуры. – Как результат, установление платы за предоставление сведений о номере телефона абонента местной телефонной связи, вне зависимости от того, являются ли эти данные полными или нет, незаконно”.

Пресс-служба прокуратуры уточняет, что “прокурор Ленинского района Ульяновска внес на приказ руководителя Ульяновского филиала ОАО “ВолгаТелеком” протест с требованием о его отмене, однако не нашел понимания”.

После этого прокурор обратился в суд.

Как сообщила прокуратура, суд признал действия Ульяновского филиала ОАО “ВолгаТелеком” по установлению платы за услуги по выдаче справки о номере абонента сети местной телефонной связи незаконными, запретив оператору производить начисление и взыскание с ульяновцев денежных средств за пользование указанными данными информационно-справочной службы.

“По моему мнению, с учетом описанной ситуации и без подробного анализа документов, “ВолгаТелеком” нарушает требования ПП РФ №310, – считает Наталья Иващенко, специалист юридической компании “Пепеляев Групп”. – В частности, там сказано, что “оператор связи, оказывающий услуги местной телефонной связи, предоставляет бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги: выдача справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица), о тарифах на услуги местной телефонной связи, о состоянии лицевого счета абонента и о местном времени”. При этом “перечень бесплатных информационно-справочных услуг… не может быть сокращен”.

Летом прошлого года решение по схожему иску в отношении ОАО “ЦентрТелеком” вынес арбитражный суд Смоленской области. Как следует из материалов дела, 13 мая 2010 г. с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут в рамках внеплановой проверки оператора управлением Роскомнадзора по Смоленской области были осуществлены контрольные звонки в информационно-справочную службу по номеру 09. Целью проверяющих было получить справки о номерах телефонов юридических лиц (организаций), в том числе Смоленской торгово-промышленной палаты, радиочастотного центра Центрального федерального округа и т.д. Оператором связи ОАО “ЦентрТелеком” запрашиваемая информация по указанным организациям не была представлена, а было предложено обратиться по номеру 009 в ООО “Единая справочная служба”. При обращении по этому номеру информация о запрашиваемых номерах телефонов была представлена на платной основе. Суд решил, что оператор нарушил ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, связанную с обязанностью бесплатно и круглосуточно предоставлять потребителям информацию о номерах телефонов сети местной телефонной связи. Штраф в рамках данного дела составил 30 тыс. руб. Позже “ЦентрТелеком” обжаловал это решение в Федеральном арбитражном суде Центрального округа. Однако последний оставил решение в силе.