Pro et contra

Сначала PRO

С одним крылом

Виктория Чернышева

Опубликовано на сайте rg.ru 28 января 2011 г.

В Ульяновске отправляют на слом Ил-62 – единственный на сегодняшний день самолет в России, стоящий в свободном доступе на улице. Лайнер установили перед зданием местного авиационного колледжа в микрорайоне авиастроителей в 1986 году. Во время последнего снегопада у него обломилось крыло – не выдержало многокилограммового снежного покрова.

Территорию вокруг самолета оперативно огородили, поставили таблички “Опасная зона, проход запрещен”. Второе крыло укрепили железными подпорками – чтобы тоже не сломалось. По мнению руководства колледжа, сейчас Ил-62 представляет реальную опасность для людей – никто не гарантирует, что лайнер не упадет на землю под тяжестью снега и не придавит какого-нибудь прохожего.

– Решение демонтировать самолет было принято еще в 2003 году, когда желание взять его на баланс выразила одна из ульяновских организаций. Тогда у лайнера даже успели отрезать хвост. Но затем работы приостановили. Так что мы это уже проходили, – рассказал корреспонденту “РГ” директор Ульяновского авиационного колледжа Николай Обшаров.

По его словам, на сегодняшний момент Ил-62 не имеет ни исторической, ни архитектурной ценности. Кроме той, что он единственный в России, пока еще стоящий на улице. Обшаров рассказал, что установили его с нарушениями: на аварийной трассе, из-за чего снабжение водой здания колледжа ведется без резервного трубопровода. А это недопустимо с точки зрения пожарной безопасности.

Изначально аэрофлотовский лайнер, прилетевший 25 лет назад в Ульяновск из Москвы, хотели использовать в качестве наглядного пособия – как лабораторию для студентов авиационного училища. Однако, по словам Обшарова, буквально незадолго до этого в Самаре сгорел Ан-10, внутри которого располагался кинотеатр. После этого вышло распоряжение о запрете использования таких самолетов-макетов для большого количества людей.

– 80 процентов лайнеров, которые находились в других городах России, сгорели. Остальные, кроме нашего – демонтировали. От огня пострадал еще один самолет – Ту-124, который много лет назад стоял в нашем микрорайоне, на детской площадке. Да что говорить, и наш Ил-62 горел два раза – из-за хулиганства мальчишек. Внутрь него попасть нельзя, но они умудрялись разбивать иллюминаторы. А ведь самолеты сгорают за 10 минут – вспомните последнее ЧП в Сургуте, – говорит директор колледжа.

Так и вышло, что раритетный лайнер никому не нужен. Чтобы укрепить крыло, поднять, а затем следить за его состоянием, нужны огромные средства. Как говорят специалисты, сказывается усталость металла, коррозия – Ил-62 стоит, открытый всем ветрам. Так что выход пока один – на слом.

– Предстоит сложная процедура: лайнер относится к федеральному имуществу. Так что его дальнейшую судьбу будут решать на высоком уровне, начиная с министерства образования РФ, – пояснил Николай Обшаров. – Нужно провести экспертизу, подсчитать все затраты, связанные с демонтажом. А затем объявлять аукцион на проведение работ, искать подрядчика, спецтехнику. Думаю, они начнутся не раньше весны, когда сойдет снег. А на его месте можно установить какой-нибудь монумент, символизирующий работу авиастроителей.

Студенты колледжа, для которых самолет – нечто большее, чем машина с обломанным крылом (под ним фотографируются выпускники) надеются, что Ил-62 все же не пустят на слом. А, например, отдадут в уникальный ульяновский музей гражданской авиации.

– В ближайшие дни мы с сотрудниками планируем выехать на место, и посмотреть, в каком состоянии находится лайнер, – говорит директор музея Юрий Валкин. – Возможно, мы сможем взять какие-то его части, сохранившиеся приборы для экспозиции. Или отрезать кабину, и использовать ее у нас в качестве тренажера. В любом случае, конечно, все это очень затратно – только на транспортировку самолета может уйти до ста тысяч рублей.

_________________________________________________________

Теперь о неточностях, прозвучавших из уст Николая Обшарова.

Никто кроме самого Обшарова решение демонтировать самолет не принимал. И первая попытка распила была предпринята им не в 2003 году, а в 2000-м.

Никакая организация не собиралась брать самолет на свой баланс ради утилизации. Это Обшаров просто хотел продать самолет в металлолом, не имея на то даже разрешения Минимущества. Готова была взять на свой баланс ради спасения самолета Федерация авиационного спорта Ульяновской области, обещавшая сама следить за состоянием лайнера. Но ей этого сделать не дали.

Распоряжение федерального правительства в начале 80-х было не о запрете «для большого количества людей», а о запрете организации в самолетах-памятниках кинотеатров или кафе, чего здесь и не было.

Самолет сгорает за 10 минут, если в его баках и трубопроводах находится топливо. Ил-62, стоящий у колледжа, не сгорит, даже если у него внутри развести костер.

Самолет, который стоял в районе авиастроителей на бульваре Фестивальном, назывался Ту-134, а не Ту-124, хотя это уже не принципиально. Им тоже никто не хотел заниматься.

Крыло не сломалось. На снимках видно, что в месте соединения консоли крыла с центропланом лопнули узлы крепления. Это понятно и по снимкам: там на консоли не килограммы снега, а тонны. Такой тяжести даже крыши зданий не выдерживают. Но это крыло бы выдержало и бОльшие нагрузки, если б за самолетом следили. Стоят же самолеты в Ульяновском музее гражданской авиации. Стоят под открытым небом. И ничего. И долго еще простоят, радуя любопытных мальчишек, мечтающих стать авиаторами.

А у этого Ил-62 болты крепления разрушились из-за коррозии металла, которая произошла только из-за того, что никто за самолетом не следил. Панели в месте крепления консоли с центропланом были изуродованы еще в 2003 году, когда компания «Нейрон» начала по договору с Обшаровым распиливать самолет. Вот туда и текла вода. Еще удивительно, как самолет простоял столько лет.

И вообще, история флагмана гражданской авиации Советского Союза, поставленного в Ульяновске, на самом деле совсем не такая, как ее преподнес господин Обшаров.

О том, что происходило на самом деле, в тексте, размещенном ниже. Он был написан мной еще в декабре 2003 года. Но с тех пор ничего не изменилось. Текст очень грустный. Он – как прощание с лайнером, который в авиационной столице никто не сумел спасти.

СИНДРОМ ВЛЕЧЕНИЯ К ОТХОДАМ

Эта история как зеркало отражает происходящее в нашей стране и в наших душах.

Отчего так: одни хотят заработать деньги на уничтожении, когда другие – потратить их ради спасения? Почему металлолом дороже души?

Он был приговорен уже давно. Не оттого, что в чем-то виновен. Просто – его гибель кому-то может принести немалый доход. И не тем приговорен, кто вправе выносить приговоры. Это сделал тот, кто обязан был о нем заботиться.

Лайнер Ил-62 с высоты постамента вечной стоянки в районе авиастроителей Ульяновска словно наблюдает свою затянувшуюся казнь. Флагман Аэрофлота, когда-то являвшийся гордостью страны, соединявший собой Россию и Америку, с грустью глядит на то, как в век господства презренного металла разворачиваются вокруг его судьбы неприличные события.

Многие ульяновские авиастроители продолжают называть этот самолет германовским. 15 лет назад романтик авиации, один из самых замечательных людей в истории «Авиастара», руководивший в то время Учебным центром, Константин Герман добился в Правительстве разрешения на установку в качестве памятника списанного самолета Ил-62. «Понимаете, – говорил он, – крутится вокруг этого памятника трехлетний ребенок – и уже воспринимает эту красоту. Он станет взрослым и будет гордиться, что живет в этом районе и строит самолеты». Для всех авиастроителей, да и для многих других ульяновцев «Ил» был всегда своего рода святыней, символом веры в то, что российская авиация еще возродится как птица Феникс. К этому огромному крылатому созданию – вершине дизайнерской и конструкторской мысли своего времени – едут фотографироваться молодожены. Приходят родители с маленькими детьми и говорят: «Мы создавали самолеты». Для многих, может, отсюда начался путь в авиацию. Может, этот маленький мальчик – будущий инженер-конструктор, авиастроитель, летчик, космонавт… .

Но три года назад директор авиационного колледжа Николай Обшаров решил сдать самолет-памятник Ил-62 в металлолом. Все прошло бы тихо и удачно, если б не эти неугомонные авиаторы. Фирме «Нейрон», которая взялась за разборку, понадобилась специальная установка, чтобы проверить, нет ли остатков топлива в баках. И когда фирмачи приехали за ней на заводской аэродром, по глупости своей проговорились, мол, самолет будем ломать. Авиаторы – срочно позвонили в газету, журналисты подняли шум, подключилось телевидение, студенты и жители района встали вокруг самолета в пикет…

Отстояли.

Но прошло время – и директор колледжа предпринимает вторую попытку. Что интересно, с помощью той же фирмы «Нейрон». Как говорит директор, эти 350 тысяч рублей, которые он намеревался получить от продажи металла, ему срочно необходимы для ремонта водопровода. Правда, удивляет разница цен: на мировом рынке при цене лома алюминия $1200 за тонну (данные сайта www.rmo.ru «рынки и цены») эти 70 тонн стоят более двух миллионов рублей. Стоит задуматься.

Но дело даже не в ценах. Могли бы вы представить, чтобы священник продал крест с купола церкви для того, чтобы отремонтировать водопровод? Можно ли представить, что Президент прикажет продать Спасскую башню в связи нехваткой средств на содержание Кремля? Символ –не чья-то собственность. Он не чей-то лично – он принадлежит народу.

Снова жители района выходили на защиту, но фирмачи уже кромсали хвостовое оперение, ни на кого не обращая внимания, заручившись разрешением местных чиновников и пожарных. Все это произошло в августе 2003 года, накануне празднования Дня воздушного флота. Журналисты снова подняли шум. Чиновники обладминистрации остановили вандализм и заявили, что символ авиастроителей будет восстановлен и передан в надежные руки. Правда, вскоре о своих обещаниях все забыли.

Заниматься самолетом никто не хотел. И тогда Федерация авиационного спорта Ульяновской области заявила о своей готовности заняться самолетом. Но и это оказалось невозможным, поскольку лайнер являлся федеральной собственностью, а Территориальное управление Минимущества не хотело заниматься этим вопросом, который кроме головной боли ничего не дает. Переписка длилась не один од и закончилась ничем. По опыту своему знаю другое: когда чиновники сильно чего-то захотят, они всегда находят пути.

Какой-то театр абсурда. Впрочем, как в жизни: все заявляют, что надо беречь наши символы, но никто этого делать не хочет. ПАРАДОКСЫ МОНЕТНОГО ВРЕМЕНИ. Уничтожить в тысячу раз легче, чем сохранить. Директор учебного заведения, призванного воспитывать в молодежи любовь к авиации хладнокровно уничтожает символ авиастроителей. Все говорят о необходимости возрождения авиапрома, но даже в таком маленьком деле тут же прячут головы в песок. А когда нашелся тот, кто решил на себя взвалить все заботы, оказалось, что нет никакой возможности передать ему самолет. Зато есть желающие продать памятник в качестве алюминия, который еще в цене. В цене не символ, не память, не мечта и не душа – в цене металлолом!

Директор колледжа утверждает, что самолет опасен, и может развалиться. Но известный парашютист, неоднократный рекордсмен мира, встретившись со своими друзьями из ульяновской федерации, он был поражен их рассказом о том, как убивают символ. «Во многих городах мира, – сказал он, – стоят самолеты-памятники, везде заботится о них государство, и нигде нет такого варварского отношения к ним».

Когда-то давно гордостью и символом Симбирска был Свято-Троицкий собор, возведенный во славу победы России в Отечественной войне 1812 г. Средства на строительство собирались посредством открытых пожертвований. И списки эти стали «вещественным доказательством проявления патриотического духа симбирского дворянства». Были в списках и простые люди, и те, кто, отдав немалые деньги, пожелал остаться неизвестным. Но символ этот был безжалостно уничтожен большевиками в 1935 году.

Прошло 70 лет – а необъяснимая страсть некоторых людей варварски крушить памятники сохранилась. Только теперь это делается по иным соображениям.

Сергей Титов.

P.S. В Ульяновске есть уникальный музей авиации, в котором собраны самолеты разных эпох. От бипланов до Ту-144. Есть и такие, что остались в единственном экземпляре. И тоже нет денег на содержание. Зато алюминия – полно. К счастью, начальнику Ульяновского высшего авиационного училища пока не приходит мысль сдать все в металлолом.

ЗЫ от нынешнего времени

С тех пор ничего не изменилось. На этот раз памятник, видимо, все-таки уберут, распилят и сдадут в металлолом. Деньги, не исключено, тоже попилят. Так принято. И сделать это постараются до 22 апреля, чтобы гости международного авиатранспортного форума не увидели, как у нас, в Ульяновске относятся к авиационным символам.

Защищать памятник, наверное, уже никто не выйдет, потому что за прошедшие 7,5 лет стало ясно, что его уже никто не спасет. Другие памятники на уме у представителей власти.